Профилактика агрессивного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить сущность профилактики агрессивного поведения подростков.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков
Предмет исследования. профилактика агрессивности в старшем подростковом возрасте
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют гендерные различия в проявлении агрессии в подростковом возрасте
Задачи работы:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности в подростковом возрасте.
2. Выявить особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессивности.
1.1.Структура и типология агрессивного поведения подростков 5
1.2.Специфика агрессии в подростковом возрасте 10
1.3.Деятельность социального педагога по профилактике агрессивности в подростковом возрасте 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Исследование агрессивности подростков.
2.1. Выявление агрессивности в подростковом возрасте 19
2.2.Разработка программы по профилактике агрессивности в подростковом возрасте 22
2.3.Методические рекомендации для родителей и учителей при проявлении агрессивности в поведении подростков 26
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

введение.docx

— 69.39 Кб (Скачать документ)

-консультировать по конкретным проблемам, с которыми сталкиваются родители агрессивных подростков;

-проводить семинары-практикумы как отдельно для учителей и родителей, так и совместно;

-отслеживать занятость свободного времени агрессивных подростков;

-не забывать отслеживать эффективность практической деятельности в данном направлении работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

Исходя из результатов  исследования, мы выяснили, что из 11 исследуемых подростков с явными признаками агрессивности выявлены 6 человек.

Из 4 исследуемых мальчиков с явными признаками агрессивности выявлены – 1человек, из 7 девочек - 5человек.

Можно сделать следующий  вывод выдвинутая гипотеза о том, что существуют гендерные различия в проявлениях агрессивности подтвердилась. Проявления агрессивности у мальчиков и девочек-подростков различно. По данным исследования видно что в МКОУ «Ольгинская » СОШ у девочек уровень агрессивности и враждебности выше.

Итак, агрессивность - это  способ поведения человека, через  которое он выражает свое отношение  к окружающим. Это может быть способ защиты или способ отношения человека к негативным параметрам жизни.

Агрессивный подросток - это, прежде всего, обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей среде. На развитие агрессивности подростка влияют и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя и провоцирующие ситуации.

Нами было проведено исследование с целью выявления основных особенностей личности агрессивных подростков; разработана психологическая программа профилактики агрессивности подростков.

Можно сказать, что выделенные в теоретическом анализе психические  особенности агрессивных подростков и разработанная нами профилактическая  программа способствуют снижению уровня агрессивности подростков.

 Заключение

Проблема агрессии имеет  давнюю историю. Многие исследователи  в нашей стране и за рубежом  занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна  и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие  чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

     Агрессивность  формируется преимущественно в  процессе ранней социализации  в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее  благоприятен для профилактики. Этим и объясняется актуальность  темы агрессии подростков.

В ходе практического исследования была доказана гипотеза, что между  агрессией мальчиков и девочек  существует разница. Исследование показало, что как у мальчиков–подростков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии как негативизм. Негативизм свойствен подросткам в силу их психологических особенностей. И те и другие состояния – высокий риск по агрессивным и криминальным поступкам. Раздражительность не является показателем собственно агрессии, но отражает степень готовности к агрессивным действиям. В сочетании с высоким уровнем физической или косвенной агрессии это очень опасный показатель. Подозрительность, обида и чувство вины отражают невротические реакции, служат показателем общей нестабильности отношений индивидуума с окружающими.

     Так же в  ходе исследования было выяснено, что у мальчиков наиболее  выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у  девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение   именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной. Так же было установлено, что уровень агрессивности у девочек гораздо выше, чем у мальчиков.

На следующем этапе  была разработана программа по профилактики агрессивности подростков. Программа включает в себя 7 основных мероприятий, которые будут проводиться в течении 3 месяцев, на базе МКОУ «Ольгинкая СОШ». После реализации программы ожидается снижение уровня агрессивности среди подростков.

Итак, проблема агрессии в  современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей  и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как  с точки зрения науки, так и  с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения  и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики агрессивного, асоциального поведения.

В заключении необходимо напомнить, что работа социального педагога с агрессивными детьми - это сложный и никогда непрекращающийся процесс. Он требует от социального педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляющихся знаний в области психологии обучения и развития агрессивных детей, а также тесного сотрудничества с педагогами, учителями, администрацией и обязательно с родителями агрессивных детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости и умения предвидеть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст]/ В.А.Аверин. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 1998.-178 с.

2.Алфимова, М.В., Трубников, В.И. Психогенетика агрессивности . Вопросы психологии. – 2000. - №6. –С.112-121

3. Андреенко, В.К., Гербеев, Ю.В., Невский, И.А.Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы [Текст]/В.К. Андреенко, Ю.В.Гербеев,  И.А.Невский -М.: НИИ ОПВ, 1990. -275 с.

4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст]/А. Бандура , Р.Уолтерс . – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999. – 512 с.

 5. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст]/ С.А.Беличева. -М: 1994.-221с.

6. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст]/Л.Берковиц. - СПб.: Питер, 2001.

7. Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе [Текст]/Е.В.Гребенкин.- М.: Феникс, 2006.-160 с.

8. Ковальчук, А.В., Рукавишникова, Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков.- Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2004.-116 с

9. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб.: 2002. С.80-84.

10.Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов пед.вузов. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии[Текст]/Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 576 с.

11. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст]/ Р.В.Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.

12. Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики: методические рекомендации // Под ред. Н.В. Аликиной. - Киев, 1991.

13. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Методическое пособие под ред. И. Соковни. http//old.prosv.ru/metod/sokovnja/index.htm

14. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал.       1996. №5. С.3-18.

15. Сельченок, К.В.Психология человеческой агрессивности [Текст] / К.В.Сельченок.- Мн.: Народная авеста, 1999. - 656 с

16. Семенюк ,Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции[Текст]/Л.М.Семенюк. -М.: МПСИ, 2005.-96 с.

17. http://www.psychologos.ru/Виды_агрессии_(агрессивности)

18. http://vsetesti.ru/182/

 


Информация о работе Профилактика агрессивного поведения подростков