Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 14:02, контрольная работа
Табакокурение известно человечеству с древних времен. Свое распространение в России оно получило в конце 17 начале 18 веков. В настоящее время сотни миллионов людей подвержены этому виду зависимости и их количество растет с каждым годом, табачные компании путем траты огромных денег на рекламу всё больше и больше людей приобщают к курению. И хотя табак используется в странах Запада более 400 лет, курение сигарет представляет собой феномен ХХ века, чреватый серьезными социально-экономическими и медицинскими последствиями.
2.3 Результаты исследования………………………………………………………………27
2.4 Рекомендации родителям ,социальным педагогам…………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...31
2.3 Результаты исследования………………………………………………
2.4 Рекомендации родителям ,социальным педагогам…………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...
Табакокурение известно человечеству с древних времен. Свое распространение в России оно получило в конце 17 начале 18 веков. В настоящее время сотни миллионов людей подвержены этому виду зависимости и их количество растет с каждым годом, табачные компании путем траты огромных денег на рекламу всё больше и больше людей приобщают к курению. И хотя табак используется в странах Запада более 400 лет, курение сигарет представляет собой феномен ХХ века, чреватый серьезными социально-экономическими и медицинскими последствиями.
Табакокурение наносит серьезный вред здоровью населения, способствуя развитию целого ряда хронических заболеваний и являясь причиной преждевременной смерти. Именно поэтому Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) табак назван убийцей номер один. По инициативе ВОЗ была принята Рамочная конвенция по борьбе против табака, цель которой состоит в защите нынешнего и будущих поколений от разрушительных медицинских, социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма. Она определяет меры, которые необходимо предпринять на национальном, региональном и международном уровнях, чтобы постоянно и существенно сокращать распространенность употребления табака и воздействия табачного дыма. Согласно классификации международного агентства по изучению рака (IARC) курение и табачный дым относятся к 1-й группе канцерогенов, причем органами-мишенями признаны не только легкие, но и мочевой пузырь, полость рта, глотка, пищевод, поджелудочная железа, почки. Ежегодно из-за болезней, вызванных табакокурением, в России умирают свыше 400 тысяч человек, и это, несомненно, заниженные данные, поскольку не во всех историях болезней имелись записи о курении (Г.Я. Масленникова, С.А. Мартынчик, С.А. Шальнова и др., 2004). [9].
В конце 80-х гг. ВОЗ никотин был причислен, наряду с кофеином, к мягким растительным наркотикам, возбуждающим мозговую деятельность. Никотин как наркотик вызывает: привыкание, переходящее в труднопреодолимую психическую и физическую зависимость; тенденцию повышать дозу; торможение функций многих органов, главным образом ЦНС; повышенную утомляемость и слабость; нарушения сердечной деятельности; нервно-психические расстройства [11; 82-84].
Актуальность нашей работы обусловлена тем обстоятельством, что особый вред табакокурение наносит растущему организму ребенка, подростку, женщине. Именно с этими группами населения профилактическая работа является наиболее значимой.
Профилактика курения табака известна еще в допетровской России. За это преступление били палками и ссылали в Сибирь. В Персии к проблеме подходили более решительно: пойманного продавца табака показательно сжигали вместе с его товаром [7;117]. В наше время профилактические противотабачные меры более лояльны.
Цель работы: изучить условия профилактической работы социального педагога по проблеме табакокурения у подростков.
Задачи:
1. Выяснить теоретические
аспекты адиктивного поведения
подростков в современных
2.Определить основные методы и формы профилактической работы с подростками по проблеме табакокурения.
3. Разработать и провести программу по профилактике табакокурения.
4. Определить эффективность профилактической программы.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существует достаточно много причин подросткового табакокурения , но самыми важными причинами являются:
-Наследственность(
-Статус семьи, отношения в нутрии семьи между родителями и ребёнком и между родителями
-Социальные факторы ,а именно школьные отношения, компании сверстников.
-Реклама,СМИ.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы в основном следующие методы исследования: общелогические методы и приемы (анализ психологической, социально-педагогической, медицинской, нормативно-правовой и другой литературы по теме исследования, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия); методы эмпирического исследования (метод анализа документации, наблюдение, анкетирование, опрос и т.д.).
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1.Аддиктивное поведение подростков как проблема
Табакокурение – это зависимость. Любой зависимости предшествует так называемое аддиктивное поведении – злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение, до того, как сформировалась физическая зависимость от них [8; 258]
В нашей стране впервые
проблемой аддикции заинтересовалась
и начала заниматься Новосибирская
психологическо/
Аддиктивное поведение определяется (Короленко Ц.П., Сигал М., 1990) как уход от реальности посредством изменения психического состояния, что может быть достигнуто как путем приема веществ (химическая аддикция), так и использованием различных активностей (нехимические аддикции) [4].
Aддикция (зависимость) - ощущаемая человеком навязчивая потребность в определенной деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим (поведенческим) зависимостям, таким, как игромания, шопоголизм, психогенное переедание, гиперрелигиозность и т. п.
В медицинском смысле, зависимость — навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности — это привыкание ко все большей величине стимула. В целом, аддикции условно можно разделить на «химические» (субстанциональные) — называемые также физической зависимостью и поведенческие зависимости (несубстанциональные, психологические). Поведенческая аддикция в психологии — состояние сознания человека, характеризующееся привязанностью к определенной деятельности, неспособность самостоятельно ее прекратить [1].
1.1.2 Формы аддиктивного поведения у подростков
Существуют приемлемые обществом формы аддикции: духовные практики, медитации, влюблённость, творчество, трудоголизм, экстремальный спорт, а также социально опасные: переедание, токсикомания, наркозависимость и другие. В отдельных случаях аддикции могут преднамеренно развиваться (например, изучаются факторы познавательной аддикции у интеллектуально одарённых подростков).
Наркомания (от греч. narkē — оцепенение, сон, и mania — безумие, страсть, влечение) — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ.
Непреодолимое влечение связано с психической (психологической), а иногда и физической (физиологической) зависимостью от наркотиков. Различают позитивную привязанность — приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность — приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. Физическая зависимость означает тягостные, и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т. н. абстинентный синдром, ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков. Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.
Наиболее распространёнными вид
Законами РФ наркомания определяется как «заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ, включённых в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». Соответственно, патологическую зависимость от алкоголя, табака или кофеина юридически не причисляют к наркомании, хотя и они, по ряду критериев, относятся к наркотическим веществам. Медицина рассматривает зависимость от этих веществ как наркотическую [1].
Аддиктивные реализации у подростков категориально, собственно, ничем не отличаются от таковых у взрослых людей.
Различные авторы выделяют следующие основные виды аддиктивных реализаций: 1) употребление алкоголя, никотина;
2) употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды;
3) участие в азартных играх, включая компьютерные;
4) сексуальное аддиктивное поведение;
5) переедание или голодание;
6) «работоголизм»;
7) телевизор, длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на низкочастотных ритмах;
8) политика, религия, сектантство, большой спорт;
9) манипулирование со своей психикой;
10) нездоровое увлечение литературой, напр. в стиле «фентэзи» и т.п.
Этот список, конечно, не полный и, естественно, он будет расширяться со временем, с появлением новых видов реализаций. Совсем еще недавно, например, компьютерные игры не рассматривались в этой связи, но с резким прогрессом в этой области техники, с широкой доступностью и высокой технологичностью теперь многими авторами увлечение компьютерными играми выделяется в отдельную область аддиктивных реализаций.
Совершенно естественно, что не все эти виды аддиктивного поведения равнозначны по своему значению и последствиям для человека и общества [2].
Аддиктивное поведение у подростков, как отмечает М.А.Галагузова, может развиться двумя путями, первый из которых называется в медицине полисубстантным, а второй – моносубстантным.
Этапы полисубстантного поведения:
- этап первых проб, как правило, в компании сверстников;
- этап поискового наркотизма, когда пробуются все психоактивные вещества, к которым есть доступ;
- этап выбора предпочитаемого вещества, который завершает поиск;
- этап групповой зависимости, проявляющейся потребности в приеме наркотика в компании; за пределами группы влечение отсутствует;
Этапы моносубстантного периода:
- случайное употребление;
- эпизодический прием;
- злоупотребление;
- групповая зависимость [8;258].
Этап первого случайного
или преднамеренного
На этапе злоупотребления происходит адаптация организма к новым условиям. На этом этапе характерны следующие признаки: желание (но не неудержимое) продолжать прием для воссоздания эффекта, психическая зависимость, понижение настроения, раздражительность.
Этап групповой зависимости – сложившееся привыкание, переходящее в пристрастие, неудержимое желание повторять прием [8;258].
Рассмотрим пример аддиктивного поведения подростка: социальные фрустрации, трудности подростков в адаптации в своей, подростковой среде, могут привести и обычного и аддиктивного подростка к повышенному увлечению компьютером, но, однако, последующее их поведение будет различным. Полученные повышенные знания в результате интенсивного занятия с компьютером обычный подросток станет использовать в интересах укрепления своего положения в возрастной среде, для повышения и укрепления своего социального статуса. Для подростка-изгоя вместе с увлечением компьютером расширяется и диапазон общения, появляются возможности найти себе товарищей по интересам, укрепить свое положение в их среде. В дальнейшем, у такого подростка его увлечение вполне может перерасти в серьезный, профессиональный выбор, поможет сделать карьеру, еще более социально укрепиться, теперь уже во взрослой среде. У аддикта все происходит иначе, для него компьютерные увлечения – это бегство в ирреальный мир, он не использует полученные навыки для укрепления и изменения своего социального статуса, но, найдя «отдушину», устанавливает с компьютером аддиктивные связи. При этом социальная отстраненность становится еще больше, еще глубже. Для аддикта нет острой потребности делиться с кем-либо своими «достижениями» в игровом мире, искать соучастника, компьютер заменяет ему «весь окружающий мир».
Информация о работе Профилактика табакокурения у подростков в работе социального педагога