Профилактика табакокурения у подростков в работе социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 14:02, контрольная работа

Описание

Табакокурение известно человечеству с древних времен. Свое распространение в России оно получило в конце 17 начале 18 веков. В настоящее время сотни миллионов людей подвержены этому виду зависимости и их количество растет с каждым годом, табачные компании путем траты огромных денег на рекламу всё больше и больше людей приобщают к курению. И хотя табак используется в странах Запада более 400 лет, курение сигарет представляет собой феномен ХХ века, чреватый серьезными социально-экономическими и медицинскими последствиями.

Содержание

2.3 Результаты исследования………………………………………………………………27
2.4 Рекомендации родителям ,социальным педагогам…………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_-_tabakokurenya_ot_06_06_13 (1).doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

Аддиктивный подход к  разрешению проблемных ситуаций зарождается  в глубине психики, он характеризуется  установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленным предметом или активностью. Человек нуждается в эмоциональном тепле, интимности, получаемой от других и отдаваемых им. При формировании аддиктивного подхода происходит замена межличностных эмоциональных отношений проекцией эмоций на предметные суррогаты. Лица с аддиктивным поведением стараются реализовать свое стремление к интимности искусственным образом. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными, а способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель [2].

Леонова Л. Г. и Бочкарёва Н. Л. в своей работе «Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте» (1998) дают следующее определение аддиктивному поведению: «Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций»  [4].

Некоторые формы деструктивного поведения подростков действительно могут привести к аддиктивности, к выраженным аддиктивным проявлениям в поведении, но, безусловно, не все и не всегда. Деструктивные формы поведении, основанные на так называемой «подражательности», на тривиальном любопытстве подростков, вполне могут быть ситуативными и не вызвать в последующем никаких проявлений аддиктивности, даже на фоне укоренения деструктивности.

Девиантное, отклоняющееся  от некой нормы, поведение у подростков в некой степени является нормой для весьма сложного периода их жизни  – взросления, переходного возраста. И, наверное, только в крайних случаях, следует говорить о девиантности поведения подростка как об отклонениях, серьезных нарушениях. У подростка некая форма аддиктивности может исчезнуть, прекратить развитие и полностью купироваться в период окончательного созревания и проявиться только в более зрелом возрасте, при стечении неблагоприятных обстоятельств (под воздействием психотравмирующих факторов и обстоятельств) или не проявиться вообще.

Выявляя своевременно аддиктивную предрасположенность у подростков, основываясь на относительно легких возможностях купирования в этом возрасте, изыскивая «достойные», адекватные, конструктивные методы самореализаций подростка всегда можно рассчитывать на долговременный эффект. При поведении целенаправленных, разъяснительных, психокорректирующих и воспитательных мероприятий есть все основания надеяться на то, что латентная, конституционно обусловленная аддиктивность никогда не проявит себя в последующей, взрослой жизни подростка.

Вывод: Как мы видим - аддиктивное поведение не всегда является девиатным, а лишь несколько отклоняющимся от общей нормы, оно является разрушительным, деструктивным, разрушающим личность и психику.

Далее рассмотрим более  подробно такой вид аддиктивной реализации как табакокурение - пристрастие к никотину, т.к. выявление в табакокурении подростков истинно аддиктивного звена, в большей степени является залогом в последующей, успешной терапии.

 

1.2  Осведомленность и зависимость подростков от табакокурения

 

Табакокурение в среде  детей и подростков является наиболее драматичным. На фоне хорошо известных физиологических особенностей организма подростка, в сочетании с мультифакторными нагрузками учебной деятельности и социальной среды, ведущие негативные эффекты табакокурения могут стать наиболее очевидными.

По данным Центра мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Минздрава РФ, каждый четвертый мальчик приобщается к курению в возрасте до 10 лет. В 7 – 8 классах систематически курят 15% школьников, а в 9 – 10 классах – уже до 40% юношей и почти 30% девушек. Распространенность курения среди подростков с возрастом увеличивается и к старшим классам достигает показателей, близких к характерным для взрослой популяции: 53,3% юношей и 28,2% девушек. При этом средняя интенсивность курения также закономерно растет по мере увеличения возраста (у мальчиков интенсивность курения уже в 6-м классе приближается к 20 сигаретам). Такие данные приводят Шрага М.Х. и Кудря Л.И. [11; 92].

Суховская О. А. в своей статье «Табакокурение подростков» проанализировала «семейные» причины табачной зависимости в подростковой среде (осведомленность и курение подростков в семьях с курящими родственниками), используя данные исследования распространенности табакокурения у подростков, проведенное НИИ пульмонологии СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. Данное исследование показало, что ежедневно курят почти треть школьников (29,4 %): мальчики курят в 29,0 %, девочки - в 31,7 % случаев. Большинство курящих подростков выкуривают до 10 сигарет в день (до 5 сигарет в день - 61 %, от 5 до 10 сигарет в день - 22 %, 11-20 сигарет в день - 16,5 %) и имеют очень слабую никотиновую зависимость (от 0 до 2 баллов). Только у 6 % школьников определяется средняя степень никотиновой зависимости. У бездомных подростков отмечалась слабая степень в 58,6 % случаев, средняя - в 13,8 % и высокая - в 27,6 % случаев.

Опрос курящих родителей показал, что 35 % из них курили в присутствии детей дома, при этом в 14,4 % случаев курящие родители считали, что они подают плохой пример детям. Только в 12 % случаев родители готовы прекратить курение, так как это пагубно влияет на здоровье их детей. Эти данные, по-видимому, свидетельствуют не о безразличии родителей к здоровью своих детей, а о незнании ими влияния пассивного табакокурения на здоровье. Поэтому в соответствии с Рамочной конвенцией по борьбе с табаком необходимо принять меры по информированию каждого человека о последствиях для здоровья, наркотическом характере и смертельной опасности, возникающей в результате потребления табака.

В то же время пример взрослых является одним из самых главных стимулов для детей, и курение взрослого  в семье позволяет подростку без труда найти сигарету. Это подтверждает исследование курения подростков в зависимости от курения в семье. В семьях, где курили оба родителя (20,2 % от общего количества обследованных семей) 75 % мальчиков курили, 25 % пробовали курить. Курение девочек в этих семьях отмечено в 65 % случаев, и в 33 % случаев девочки пробовали курить, т. е. практически все дети пробовали табак или курили. В семьях, где курила только мать (8,5 %), мальчики курили в 50 % случаев (в 20 % - пробовали курить), девочки - в 25 % случаев (пробовали табак в 30 % случаях). Если в семье курил только отец (33 %), мальчики тоже курили в 15 % случаев, а в 10 % случаев пробовали табак, девочки курили в 9,1 % случаев и пробовали курить в 32 % случаев). В семьях, где никто из родителей не курил (39,4 %), мальчики курили в 27,8 % случаев (пробовали курить в 18 % случаев), девочки - в 15,8 % (пробовали курить в 26 % случаев) [9].

Таким образом, наибольшее число курящих  подростков живут в семьях, где  курят оба родителя или мать. Различия в частоте употребления табака в семьях, где курит отец и никто не курит, возможно, обусловлено тем, что при активной позиции матери в отношении табакокурения в семьях, где курит только отец, процент школьников, курящих или пробовавших табак, меньше, чем в семьях, где никто из родителей не курит, так как в последнем случае проблема табакокурения, возможно, не обсуждается дома и в ряде таких семей не формируется негативное отношение к табакокурению. И дети закуривают из любопытства. А в семьях, где курит отец, они знают негативные последствия табакокурения, и их любопытство в какой-то мере удовлетворено, особенно если они видят проблемы со здоровьем у отца, на которые обращает внимание мать [9].

Шрага М.Х и Кудря Л.И. проанализировали связь курения подростка с курением его ближайших друзей и выявили, что эта зависимость выражена значительно сильнее. Показано, что в группе школьников, у которых большинство друзей курит, пробовавшие курить мальчики составляют 96%, девочки – 79,9%, курящие постоянно мальчики – 80,1%, девочки – 61,7%. В случае же отсутствия курящих сверстников в ближайшем окружении количество курящих значительно ниже: среди мальчиков – 35,9%, среди девочек – 8,4% [11;93].

Что касается осведомленности школьников о вреде курения – подавляющее большинство некурящих мальчиков (77,4%) и девочек (82,8%) считают курение действительно вредным.

Отношение к курению среди подростков проявляется следующим образом: 23% школьников считают, что курящий  подросток имеет больше друзей, еще 11% заявили, что он выглядит привлекательнее; 15% считают, что у курящей девушки больше друзей, 5% подростков считают курящих девушек привлекательными [11;92].

В процессе выявления  связи курения со степенью эмоциональной  напряженности подростков оказалось: 14,1% регулярно курящих мальчиков, 9,8% эпизодически курящих и 3,4% некурящих отмечали, что они «очень расстроены» или «очень обеспокоены». Подростки нередко выдвигают цель успокоиться за счет курения в качестве одной из причин приобщения к нему. Однако, она явно не достигается. Напротив, отмеченная невротизация может как раз составлять особенность личности курильщика [11; 93].

Таким образом, мы можем  сделать вывод:

Дети и подростки, копируя поведение  своих родителей или значимых сверстников, мало зная о вреде и последствиях курения, пристращаются к сигаретам. Подростков к курению влечет любопытство, стремление подражать, «не отстать» от сверстников, казаться более взрослыми и привлекательными, а в некоторых случаях – желание избавиться от напряжения. Именно поэтому научно обоснованное противотабачное воспитание среди подростков должно строиться на основе обязательного учета их возрастных и половых особенностей, уровня понимания ими проблемы, семейного анамнеза и характеристики микросоциума в целом. Ниже приведем обзор некоторых профилактических программ по табакокурению среди подростков.

 

1.3 Обзор профилактических программ по табакокурению у подростков

 

Как показывают исследования, курение является фактором, повышающим риск начала употребления других наркотиков и развития различных зависимостей, в первую очередь алкогольной. Поэтому, учитывая распространенность употребления табака и его провоцирующую роль в развитии наркотической зависимости, профилактика табакокурения в организации пропаганды здорового образа жизни должна иметь первостепенное значение [9]. Исходя из этого приведем обзор некоторых профилактических программ по табакокурению среди подростков.

Программа «Профилактика  табакокурения среди детей и  подростков общеобразовательных школ»

Цель программы: Сохранения здоровья учащихся посредством выработки личностных ресурсов и стратегий поведения, способствующих улучшению качества жизни.

3адачи программы:

1.  Повышение уровня информированности учащихся, педагогов и родителей о проблеме табакокурения.

2.  Формирование знаний и представлений учащихся о вреде табакокурения, различных нарушениях и заболеваний, связанных с ним;

3.  Изменение отношения участников образовательного процесса к заявленной проблематике.

4.  Выработка и развитие навыков сохранения собственного здоровья.

5.  Формирование мотивации к сохранению здоровья.

6.  Подготовка лидеров в области профилактики, организующих и проводящих непосредственную профилактическую работу.

7.  Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в профилактической работе.

Суть программы состоит  в следующем: внедрение комплекса  мероприятий по профилактики табакокурения, направленных на выявление имеющихся личностных ресурсов учащихся, способствующих формированию здорового образа жизни, позволяющих избежать или отсрочить курение. Срок реализации данной программы 2 года.

Программа включает:

1. Систему профилактических мероприятий:

- семинары и тренинги по повышению мастерства специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) в области профилактики табакокурения;

- просветительские семинары для педагогов;

- просветительские родительские собрания;

- тренинговые занятия и тематические классные часы для учащихся 1–11-х классов.

А так же: Анкетирование учащихся с целью выявления уровня осведомленности и отношения к проблеме табакокурения (тесты, анкеты).

Организация волонтерской работы силами Совета старшеклассников.

Участие в соревновании «Некурящий класс».

Проведение конкурсов  творческих работ учащих. Индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела (выпуск газет, изготовление плакатов, съемка видеороликов, конкурс актерского мастерства и т.д.), пропагандирующие здоровый образ жизни.

Участие в конкурсах  профилактической направленности.

Проведение спортивных и развлекательных мероприятий  под знаком пропаганды здорового образа жизни.

Семинары и лекции приглашенных специалистов и волонтеров.

Система информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы (оформление стационарных и переносных стендов; классных уголков): методические рекомендации, памятки и пр. [6].

Во многих школах Архангельска сейчас реализуется Школьная профилактическая программа «Полезные привычки и полезные навыки», которая включает в себя следующие курсы: «Полезные привычки» (1-4 классы);  «Полезные навыки» (5-9 классы) и «Полезный выбор» (10-11 клссы) [3].

Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ [3;3].

Информация о работе Профилактика табакокурения у подростков в работе социального педагога