Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 14:02, контрольная работа
Табакокурение известно человечеству с древних времен. Свое распространение в России оно получило в конце 17 начале 18 веков. В настоящее время сотни миллионов людей подвержены этому виду зависимости и их количество растет с каждым годом, табачные компании путем траты огромных денег на рекламу всё больше и больше людей приобщают к курению. И хотя табак используется в странах Запада более 400 лет, курение сигарет представляет собой феномен ХХ века, чреватый серьезными социально-экономическими и медицинскими последствиями.
2.3 Результаты исследования………………………………………………………………27
2.4 Рекомендации родителям ,социальным педагогам…………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...31
На 1этапе были проведены анализ литературы по теме и разработка методологии исследования (ноябрь-декабрь 2013г).
На 2 этапе исследования осуществлялась разработка программы эксперимента (январь –февраль 2013г).
На 3 этапе (было проведено экспериментальное исследование по профилактике табакокурения у старших подростков.(март-апрель 2013г)
На 4 этапе - обработка данных исследования, выявление эффективности профилактики табакокурения (май 2013г).
В исследовании принимали участие студенты ГБОУ СПО «Архангельского техникума строительства и экономики». Целями деятельности учреждения являются:
- удовлетворение потребностей личности в получении базового и повышенного уровня среднего профессионального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности, интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;
- удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием.
В техникуме осуществляется набор учащихся на две формы обучения: очную, заочную. Численный состав студентов на 2012-2013год -797. Из общего числа учащихся количество мальчиков - 420, а девочек -377.Состаящих на учёте у социального педагога 15 человек. Одним из подразделений, которому уделяется особое внимание, является общежитие. В нём проживают иногородние студенты. На 2012-2013 год численность составила - 230 человек. Общежитие находится под контролем социального педагога, воспитателя, руководителя отдела по воспитанию.
Методологическую
основу исследования составили теоретические
и экспериментально-психолого-
К теоретическим методам относится анализ и синтез, классификация, сравнение, мысленный эксперимент, моделирование, операции с научной терминологией. В работе нами использовались методы: анкетирования, тестирования ,обобщения и анализ документации.
Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе А. каждому лицу из группы, выбранной для А., предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа — анкеты (Андреева Г.М., Современная буржуазная эмпирическая социология, М., 1965, гл. 3)
Тестирование - процедура установления и измерения индивидуально-психологических отличий с использованием стандартизированного задания по результатам которого судят о личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках. В работе использована методика оценки степени риска пивной зависимости у подростков.
Обобщение - прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.
Анализ документации - эмпирический метод исследования средств, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, позволяющий зафиксировать факты, четко очертить изучаемую проблему, как условие его объективности и глубины. Методу анализа документации подверглись данные по изучению социального состава семей (сведения о семье учащегося), социального портрета ученика (индивидуальные карты), социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса.
2.3 Результаты исследования
Подростковый возраст - особый период в физиологическом, психологическом и социальном плане. Интенсивный рост и половое созревание, определенная психологическая неуравновешенность и эмоциональность сочетаются со стремлением стать взрослее, самоутвердиться, быть принятым в своем окружении. Для подростков характерно экспериментирование, проба своих возможностей и, как следствие, склонность к рискованным формам поведения. Формирование вредных привычек связано с определенными социальными и индивидуальными предпосылками.
Одним из показателей табачной зависимости у молодых людей в подростковом возрасте является частота встречаемости у них табачной зависимости (рис. 1).
Рисунок-1 Частота встречаемости табачной зависимости у подростков
Общий анализ данных оценки табачной зависимости у подростков показал, что всего лишь около ¼ респондентов никогда не пробовали курить. Из 78% подростков, пробующих курить, 55% продолжают это делать, что свидетельствует о высокой частоте встречаемости табачной зависимости среди подростков Архангельского техникума строительства и экономики.
Рисунок-2 Средний возраст подростков, начавщих курить
Как видно из рисунка 2, средний возраст подростков – юношей, начавших курить, 15-16 лет – так ответило 12% молодых людей, «пик начала курения» у девушек в 16 лет (6%). Также стоит отметить, судя по результатам анкетирования, что среди опрошенных подростков, большее число девушек начинают курить позже юношей.
.
Рисунок-3 Количество выкуриваемых сигарет в день
Как видно из рисука-3 , девушки выкуривают в среднем от 5-10 сигарет в день(10%) , юноши выкуривают в среднем от 5-10 сигарет (11%)
.
Рисунок -4 Причины курения подростков
Как видно из рисунка-4 , главной причиной табакокурения юношей и девушек является процесс релаксации(23%) ,затем «от безделья» (13%) и другие причины.
Рисунок -5 Характеристика отношения подростков к курению
Как видно на рисунке-5, большой процент (34%) из общей массы учащихся хотели бы бросить курить не смотря на неудачные попытки. Так же есть и те кто не пробовал бросить курить но хотят (16%)..
Таким образом. Подростки достаточно осведомлены о вредности курения для здоровья , курение даже в первые годы наносит вред здоровью и является причиной многих заболеваний . Девушки знают, что курение может оказать вред будущему потомству. Хотя эти знания для значительной части подростков оказались пассивными и не помешали их приобщению к табакокурению, тем не менее, большая часть курящих хотела бы бросить курить. Среди них каждый второй неоднократно пытался избавиться от этой привычки, но не смог. Для студентов - это проблема особая, попадая в новую среду, где он уже не школьник, не ребенок, где он уже ощущает себя взрослым человеком, который сам принимает решения. Для многих способом показать окружающим эту «взрослость» становиться курение, именно поэтому те из подростков, кто не начал курить школе, в старших классах, начинает курить на первом курсе университета.
2.4 Рекомендации социальным педагогам ,родителям по профилактике табакокурения подростков
Центральное место в
деятельности социального педагога
с детьми, склонными к табакокурению,
отводится антитабачному
Табакокурение, как разновидность аддитивного поведения - всегда следствие определенных внешних и внутренних предпосылок. Вся работа с подростками должна исходить из принципа «не навреди», что предполагает высокопрофессиональную и разностороннюю помощь и поддержку со стороны социальных психологов, педагогов, родителей, медиков и работников правоохранительных органов. Подростковый возраст - особый период в физиологическом, психологическом и социальном плане. Интенсивный рост и половое созревание, определенная психологическая неуравновешенность и эмоциональность сочетаются со стремлением стать взрослее, самоутвердиться, быть принятым в своем окружении. Для подростков характерно экспериментирование, проба своих возможностей и, как следствие, склонность к рискованным формам поведения. Формирование вредных привычек связано с определенными социальными и индивидуальными предпосылками. Результаты исследования потребления табака в подростковой среде профессиональных учреждений наглядно показывают, что современные подростки достаточно хорошо осведомлены об отрицательном влиянии курения на здоровье (ограничение физических возможностей, появление зависимости, проявление внешней непривлекательности, трата денег). В то же время они устойчиво видят положительные моменты курения: снятие напряжения, для общения ,просто от безделья , для похудения ,просто привычка. Подростки достаточно убедительно указывают мотивы отказа от курения: ухудшение здоровья, отсутствие денег и нежелание их тратить на курение, страх перед родителями, желание не быть как все. Объяснения причин курения подростков значительно не отличаются по содержанию в высказываниях взрослых и самих подростков. В некоторых случаях подростки лучше разбираются, чем взрослые, в причинах их собственного курения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Профилактика табакокурения у подростков в работе социального педагога