Прогнозирование доходов населения (на примере РФ или субъекта РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 02:45, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть прогнозирование доходов населения.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику сущности прогнозирования доходов населения;
2. Рассмотреть анализ доходов населения РФ;
3. Проанализировать современные тенденции в прогнозировании доходов населения;
4. Сделать соответствующие выводы.

Работа состоит из  1 файл

КУР - Прогнозирование доходов населения (на примере РФ или субъекта РФ).doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)

     Вместе  с тем, обращает на себя внимание тот  факт, что во многом общий прирост  среднедушевых доходов населения  г. Санкт-Петербург был достигнут  до 2006 г. и, прежде всего, в период 2003 – 2005 гг. Наглядно это видно при переходе от базисного к цепному абсолютному приросту. Так, в 2003 -2005гг. по цепному абсолютному приросту среднедушевых доходов населения г. Санкт-Петербург существенно (в разы) обгонял все другие субъекты (за исключением по упомянутым причинам Ненецкий АО).

     Иная  картина обозначилась в 2006г. Впервые  за шесть лет цепной абсолютный прирост  среднедушевых доходов населения  оказался ниже, чем по округу в целом. Понятно, что наращивать абсолютный прирост от большего уровня сложнее, чем от маленького. Однако следует признать, что, во-первых, и сам достигнутый уровень среднедушевых доходов населения  по г. Санкт-Петербург еще далек от желаемого (равен 13,6 тыс. руб. в месяц, то есть фактически равен уровню доходов населения  в Республике Карелия). И, во-вторых, такой же была ситуация и все предыдущие годы, когда г. Санкт-Петербург существенно опережал другие субъекты округа.

     Для характеристики различий региональных значений доходов населения Северо-Западного  ФО воспользуемся специальными показателями вариации.

     Таблица 4 - Вариация среднедушевых денежных доходов населения субъектов Северо-Западного ФО в 2000 – 2006 гг.  

    2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г.*
Среднее значение (Х), руб. 2268,9 3084,1 4010,5 5403,5 6938,2 8916,9 10640,0
Xmax,руб 3550,1 5887,6 8621,1 14197,2 20122,2 21243,5 24750,7
Xmin,руб 1354,9 1847,7 2417,5 3052,7 4293,6 4889,2 6309,6
Размах 

(R = max – min), руб.

2195,2 4039,9 6203,6 11144,9 15828,6 16354,3 18441,1
Коэффициент дифференциации

(R'= max/min), раз

2,62 3,19 3,57 4,65 4,69 4,34 3,92
Коэффициент осцилляции (размаха)

, раз

0,97 1,31 1,55 2,06 2,28 1,83 1,73

     * - предварительные данные

     По  уровню среднедушевых денежных доходов  субъекты стали более поляризованными. Об этом свидетельствует коэффициент дифференциации,  рассчитываемый как соотношение наибольшего и наименьшего значений показателя. В рассматриваемом периоде он  вырос  с 2,62 раза в 2000 г. до 3,92 раза в 2006 г.10

     Сказанное подтверждает и снижение коэффициента  осцилляции (VR), или отношение размаха региональных значений показателя к общему среднему, который в 2006 г. по сравнению с 2000 г. вырос почти в 1,8 раза - с 0,97 раза в 2000 г. до 1,73 раза в 2006 г. Это означает, что размах (R), или разрыв между максимальным и минимальным значениями показателя, в этот период увеличивался с большей скоростью, чем среднее значение показателя (Х). 

 

3. Современные тенденции в прогнозировании доходов населения

3.1. Состояние и прогнозные оценки социального развития и уровня жизни населения

 

     Важнейшим обобщающим показателем уровня жизни являются доходы населения. Их величина определяется размерами национального дохода и пропорцией его деления на необходимый и прибавочный продукт. Главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности (прибыль, дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и т.п.).

     В течение 90-х годов произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения. В 1.75 раза снизилась доля оплаты труда. В конце 90-х годов доля оплаты труда составляла около 40 %. В 6.2 раза выросли доходы от собственности, в 2.64 раза доходы от предпринимательской деятельности.11

     За  период 90-х годов реальная заработная плата в РФ уменьшилась в три раза. В 90-е годы произошла необоснованно высокая дифференциация денежных доходов населения. Если брать соотношение денежных доходов крайних 10 % населения, то оно в конце 90-х годов превышало 20 раз.

     Важную  роль в прогнозировании уровня жизни населения играют: бюджет прожиточного минимума; минимальный потребительский бюджет; бюджет высокого достатка.

     Бюджет  прожиточного минимума применяется  в РФ с 1992 года. Он представляет собой  стоимостную оценку потребительской  корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

     В 1999 году Постановлением Правительства  РФ были утверждены методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных групп населения. Потребительскя корзина включает 33 наименования продуктов питания, 66 непродовольственных товаров и 7 платных услуг.12

     Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум средств, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В его состав входят примерно 250 наименований товаров и услуг, которые должны обеспечить на минимально необходимом уровне удовлетворение всех потребностей, привычных для подавляющей части населения. Затраты такого бюджета примерно в 2 раза выше, чем величина бюджета прожиточного минимума.

     Бюджет  высокого достатка позволяет достаточно полно удовлетворять все разумные потребности человека. Количественно бюджет высокого достатка превышает 6 бюджетов прожиточного минимума.

     Важнейшим показателем уровня жизни является покупательная способность населения. Она показывает, сколько условных наборов прожиточного минимума может  приобрести население на свой средний денежный доход.

     С учетом размеров потребительских бюджетов в РФ в 1999 году все население по уровню доходов и потребления  может быть разделено на следующие  группы.

     Первая  группа – бедные слои населения, ежемесячный душевой доход у которых ниже стоимостной оценки бюджета прожиточного минимума. В РФ бедная часть населения в 1999 году составляла 57.77 %.

     Вторая  группа – низко обеспеченные слои населения, ежемесячный душевой доход которых находится в интервале между стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета. В 1999 году их было 25.47 % всего населения.

     Третья  группа – средне или относительно обеспеченные слои населения, ежемесячный душевой доход которых находится в интервале между стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета и стоимостной оценкой бюджета высокого достатка. Их в составе населения РФ в 1990 году было13.01 %.

     Четвертая группа – состоятельные и богатые люди, ежемесячный душевой доход которых превышает бюджет высокого достатка. Их в составе населения РФ в 1999 году было 3.75 %.

     Прогнозные  оценки повышения уровня жизни населения  РФ, как правило, увязываются с  достижением макроэкономической стабилизации и обеспечением устойчивого экономического роста.В соответствии с прогнозными расчетами, сделанными в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, доходы населения РФ в 2010 году возрастут в 3.3 раза по сравнению с 1999 годом. За этот же период заработная плата увеличится в среднем в 3.5 раза, расходы на оплату товаров и услуг увеличатся в 3.2 раза, сбережения вырастут в 4.7 раза. Если такая динамика доходов будет обеспечена, то в 2010 году уровень потребления населения в основном достигнет уровня потребления 1990 года. Однако в полной мере преимущества экономики рыночного типа развития смогут проявиться в России только через несколько десятилетий.

3.2. Прогноз доходов и расходов населения на 2007-2009 гг. в РФ

 

     В 2007-2009 годах сохранятся высокие темпы  роста денежных доходов населения за счет всех составляющих: заработной платы, трансфертов и выплат социального характера, доходов от собственности, предпринимательской деятельности. Денежные доходы населения в 2009 году по отношению к 2005 году возрастут по второму варианту в номинальном выражении  на 95% (в реальном выражении –  на 46 процентов).

     В условиях существенного роста доходов  населения будут происходить  изменения в структуре доходов и расходов граждан.

     В структуре доходов населения в прогнозном периоде возрастет доля социальных трансфертов (с 14,2% в 2005 году до 14,4% в 2009 году), что связано с активной социальной политикой государства: поддержанием опережающих темпов роста трудовой пенсии по сравнению с прожиточным минимумом пенсионера, доведением размера социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера, совершенствованием государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан, материальной поддержкой женщин, имеющих детей.13

     Кроме того, высокий уровень экспортных доходов, а также мероприятия, проводимые Правительством Российской Федерации по развитию малого предпринимательства, развитию финансовых рынков и другие стимулируют рост доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Их доля в доходах населения возрастет с 49,2% в 2005 г. до 49,7% в 2009 году.

     Соответственно  доля фонда заработной платы в структуре доходов населения несколько уменьшится - с 36,6% в 2005 году до 35,9% в 2009 году.

     В структуре расходов граждан доля потребительских расходов населения на покупку товаров и оплату услуг будет достаточно стабильной и в прогнозном периоде составит в среднем 71,4%, что несколько ниже, чем в 2005 году (71,9%).

     Доля  сбережений (прирост вкладов в  банках, расходы на приобретение недвижимости, облигаций государственных займов, других ценных бумаг и валюты), напротив, возрастет с 19,1% в 2005 году до 19,7% в 2009 году. На этот процесс повлияет укрепление рубля, а также рост доверия к банкам и другим финансовым структурам.

     В среднесрочной перспективе продолжится  тенденция опережения роста заработной платы по сравнению с ростом экономики в целом. За период 2006-2009 гг. фонд заработной платы по сравнению с 2005 годом возрастет в 1,9 раза, в то время как номинальный объем ВВП – в 1,8 раза. В результате заметно увеличится доля фонда заработной платы в ВВП (с 22,9% в 2005 году до 24,5% в 2009 году), что свидетельствует о повышении роли трудового фактора в формировании первичных доходов экономики.

     Таблица 5 - Структура денежных доходов и расходов населения

     %, к итогу

  2005 г.

оценка

2006 г.

оценка

Прогноз
2007 г. 2008 г. 2009 г.
ДОХОДЫ          
Фонд  заработной платы * 36,6 36,4 36,7 36,4 35,9
Социальные  трансферты, выплаты социального  характера наемным работникам 14,2 14,7 14,2 14,4 14,4
Доходы  от собственности, предпринимательской  деятельности и др. виды доходов 49,2 48,9 49,1 49,2 49,7
Всего денежных доходов 100 100 100 100 100
           
РАСХОДЫ И СБЕРЕЖЕНИЯ          
Покупка товаров и оплата услуг 71,9 71,5 71,4 71,3 71,4
в том  числе          
покупка товаров 55,0 54,5 54,1 53,9 53,9
оплата  услуг 16,9 17,0 17,3 17,4 17,5
Обязательные  платежи и добровольные взносы 9,0 9,1 8,9 8,9 8,9
Прирост вкладов в банках, приобретение недвижимости, облигаций государственных займов, других ценных бумаг, валюты и др. расходы 19,1 19,4 19,7 19,8 19,7
Всего денежных расходов и сбережений 100 100 100 100 100
           

Информация о работе Прогнозирование доходов населения (на примере РФ или субъекта РФ)