Прогнозирование доходов населения (на примере РФ или субъекта РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 02:45, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть прогнозирование доходов населения.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику сущности прогнозирования доходов населения;
2. Рассмотреть анализ доходов населения РФ;
3. Проанализировать современные тенденции в прогнозировании доходов населения;
4. Сделать соответствующие выводы.

Работа состоит из  1 файл

КУР - Прогнозирование доходов населения (на примере РФ или субъекта РФ).doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)

      * Не включается скрытая оплата  труда и денежное довольствие  военнослужащих 

     Динамичный  рост заработной платы будет обусловлен ростом производительности труда, сохраняющимися высокими доходами в экспорто-ориентированных  отраслях экономики, осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы. Кроме того, увеличение заработной платы будет стимулироваться дефицитом высококвалифицированных специалистов, усиливаемым общим сокращением предложения трудовых ресурсов.

     Размер  среднемесячной заработной платы за 2006-2009 годы в номинальном выражении возрастет в 1,95 раза, с 8555 рублей в 2005 году до 16686 рублей в 2009 году, а в реальном выражении – соответственно в 1,46 раза.14

     В среднесрочной перспективе прогнозируется сближение опережающих темпов роста среднемесячной заработной платы и производительности труда (производство ВВП в расчете на одного занятого). Если в 2005 году отношение темпов роста заработной платы к темпам роста производительности труда составляло 1,068, то к 2009 году прогнозируется уменьшение данного показателя  до 1,008.

     Продолжается  разработка предложений, направленных на поэтапное повышение минимального размера оплаты труда. Повышение минимального размера оплаты труда позволит в полной мере обеспечить государственные гарантии в части размера оплаты труда, упорядочить ситуацию со стоимостью рабочей силы на рынке труда, получить дополнительное поступление подоходного налога, вывести из «тени» часть заработной платы, скрытую от налогообложения, существенно снизить масштабы бедности среди работающего населения, как в бюджетной, так и во внебюджетной сфере. При этом размеры и сроки повышения минимального размера оплаты труда должны быть увязаны с возможностями федерального, региональных и местных бюджетов.

     В связи с этим минимальный размер оплаты труда в 2007-2009 годах может составить до 35% от прожиточного минимума трудоспособного населения.

     Политика  в области заработной платы  работников бюджетной сферы, кроме установления ежегодных индексаций, будет увязываться с реформированием бюджетных учреждений, в том числе с изменением их организационно-правовых форм.

     Размеры и условия оплаты труда работников бюджетных учреждений будут определяться в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами, органами местного самоуправления. В настоящее время на федеральном уровне устанавливаются размеры и условия оплаты труда только работников федеральных государственных учреждений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений. Это позволяет более гибко регулировать заработную плату, устанавливать ее на уровне, обеспеченном финансовыми ресурсами.15

     В 2007-2009 годах индексация заработной платы работников бюджетной сферы (в части ЕТС) предусматривается с 1 сентября 2007 года в размере 15%, а с 1 сентября 2008 года и 2009 года, соответственно, в размерах 1,06 и 1,055.  При этих предпосылках в 2009 году реальная заработная плата работников бюджетной сферы с учетом реализации национальных приоритетных проектов относительно 2005 года увеличится на 40,2 процента (в среднегодовом выражении), что несколько уступает среднему росту заработной платы в экономике.

     Кроме того, в среднесрочной перспективе предусматривается дополнительное повышение заработной платы работников бюджетных учреждений, связанное с реформированием отдельных секторов бюджетной сферы, их переводом на новые организационно-правовые формы функционирования и появлением на этой основе определенной дифференциации внутри бюджетной сферы по темпам реструктуризации отдельных секторов и, соответственно, роста заработной платы. В этих условиях, а также при сокращении численности занятых в бюджетной сфере, рост реальной заработной платы может повысится до 50 и более процентов.

     Существенно возрастет еще один источник формирования доходов домашних хозяйств –  социальные трансферты и выплаты социального характера наемным работникам. Их рост будет обусловлен индексацией пенсионных выплат, различных выплат из Фонда социального страхования России, а также дальнейшим переводом в денежную форму натуральных льгот.

     Таблица 6 - Прогнозные оценки среднемесячной заработной платы и среднего размера трудовой пенсии (по  варианту 2)

  2005

отчет

2006 2007 2008 2009 2009 в % к 2005
оценка прогноз
Номинальная среднемесячная заработная плата, рублей 8555 10555 12681 14701 16686  
             
в % к предыдущему году   123,4 120,1 115,9 113,5 195,0
             
Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой), рублей 2395 2766  
3148
3777 4417  
в % к предыдущему году   115,5 113,8 120,0 116,9 184,4
             
Соотношение среднего размера трудовой пенсии и  номинальной среднемесячной заработной платы, % 28,0 26,2 24,8 25,7 26,5  
 

     В 2008-2009 годах предусматриваются достаточно высокие темпы роста среднего размера трудовой пенсии, что обеспечит увеличение ее размера по отношению к прожиточному минимуму пенсионера. При этом размер социальной пенсии должен достигнуть величины прожиточного минимума пенсионера.16

     Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой) к 2009 году возрастет в 1,84 раза. В реальном выражении рост трудовой пенсии за 2006-2009 годы составит 37,9 процента, что  не позволит в ближайшие годы преодолеть тенденцию увеличения разрывам между  средней трудовой пенсией и средней заработной платой.

     Дальнейшему улучшению условий пенсионного  обеспечения будут способствовать:

     предоставление  права добровольного формирования гражданами накопительной части  своей пенсии за счет уплачиваемых ими дополнительных страховых взносов;

     формирование  законодательной базы для обеспечения  процесса создания, регистрации и  функционирования профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации.

 

Заключение

 

     Проводимые  в последнее десятилетие социально-экономические  реформы привели к радикальным изменениям в жизни российского общества. В этот период была проведена либерализация экономики, приватизация государственного имущества, упразднено централизованное планирование и управление во многих сферах экономики, введены рыночные отношения. Эти преобразования привели к смене ценностных ориентиров населения, росту его экономической активности, развитию рынка труда. В социальной сфере реформы привели к широкому развитию негосударственного сектора, особенно в торговле и общественном питании.

     С другой стороны, политика «шоковой терапии», либерализация цен, часто неправильная, не выгодная для государства, приватизация, высокая инфляция, снижение эффективности  производства привели к значительному  расслоению российского общества, снижению уровня жизни основной массы населения. Те же причины вызвали снижение доходной части бюджета и в свою очередь привели к снижению государственного финансирования социальной сферы, вызвали падение уровня заработной платы в бюджетной сфере, снижение уровня стипендий, пенсий и других социальных выплат. Глубокий экономический кризис, охвативший практически всю экономику, особенно такие ее сферы, как легкую промышленность, угольную, оборонную отрасли, сельское хозяйство, привел к росту безработицы, острым социальным конфликтам, особенно в тех районах, где данные отрасли являются районе и городообразующими.

     Как экономика оказывает воздействие  на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние  на экономическую 4 сферу она оказывает путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и т.д. Все это существенно влияет на  производительность труда работников, рациональное потребление и использование свободного времени работников.

     Поэтому изучение динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование  чрезвычайно важно для устойчивого, сбалансированного и поступательного  развития общества в целом.

     Прогнозирование уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство.  Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

     Финансирование  данной сферы явно недостаточно. Для  решения этой проблемы необходим  перевод теневой экономики в  легальное положение, в том числе  и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

     При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно  нуждается. Должен быть усилен контроль за использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства.

     С позиций повышения доходов и  уровня жизни населения  совершенствование  социальной политики заключается в  комплексном, взаимоувязанном подходе к решению социальных вопросов. Социальная политика не сводится только к оказанию социальной помощи детям и престарелым. Она, прежде всего, должна быть нацелена на повышение жизненного уровня всего населения страны. Нельзя уделять внимание какой–то одной стороне, в ущерб другой. Так проблема преодоления «бедности» должна решаться в единстве с другой задачей: последовательном повышении эффективности самой экономики. При этом формальный подход к оценке дифференциации далеко не всегда приемлем. Призывать к сокращению дифференциации без повышения уровня доходов наименее обеспеченных групп населения нецелесообразно.  Надо ясно представлять, что рост указанного уровня доходов просто так сам по себе невозможен, для этого надо повышать экономическую эффективность чего трудно добиться без усиления дифференциации.

 

Список  литературы

 
  1. Федеральный Закон от 20 июля 1995г. № 115-ФЗ "О  государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития РФ" Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.-№30 ст. 2871.
  2. Алиев И.М. Социальная политика, доходы и уровень жизни населения: Монография.- СПб.: Изд-во Северо-Западного технического университета, 2007.
  3. Алиев И.М., Горелов Н.А., Зорин А.С., Иванов Д.Н. Экономика и организация предпринимательского труда. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
  4. Багриновский К.А., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: Учеб. пособие. М,1992г.
  5. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М, 2002
  6. Берка К. Измерения - понятия, теории, проблемы. М, 1987.
  7. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка (учебное пособие, издание 5) М, 2005.
  8. Голубков Е.П. Использование системного анализа в отраслевом планировании. М, 1977.
  9. Демидов С.Ф. Планирование народного хозяйства: Учеб. пособие. М, 1973.
  10. Кандаурова Г. А. Прогнозирование и планирование экономики 2-е изд. испр. Изд.во БГЭУ 2005.
  11. Кладышев А.Н. Методы и модели отраслевого и экономического прогнозирования. М, 1997.
  12. Малик П.С. Основы экономики и математические методы в планировании. М, 1984.
  13. Методические указания к разработке планов экономического и социального развития. М, 1985.
  14. Методы народнохозяйственного прогнозирования. М,1985.
  15. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М, 1985.
  16. Проблемы планирования и управления. Опыт системных исследований. М,1987.
  17. Прогнозирование и планирование в условиях рынка/ Под ред. А. Г. Морозовой. М, 2000.
  18. Прогнозирование и планирование экономики/ Под ред. В. И. Борисевича, Г. А. Кандауровой. Минск, 2000.
  19. Рынок труда и управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. – Ч. I /Под ред. Горелова Н.А., Ильиной Л.О. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
  20. Уровень жизни и доходы населения современной России. Монография.- СПб.: Изд-во Северо-Западного технического университета, 2006. -13,5 п.л.
  21. Черкашина Т.А. Прогнозирование и планирование. М, 1997.
  22. Черныш Е. А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб пособие. М, 2001.
  23. Шарипова И. М. Прогнозирование и планирование в условиях рынка Уфа, 1999.
  24. Экономика труда. Краткий курс/Под ред. Н.А. Горелова.- СПб.: Изд-во «Питер», 2006 г.
  25. Экономика труда: Учебник/Под ред. Н.А. Горелова. -2-е изд. – СПб., 2007.

Информация о работе Прогнозирование доходов населения (на примере РФ или субъекта РФ)