Программа поддержки малообеспеченных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание

Объект исследования: неблагополучные семьи
Предмет исследования: проект создания центра поддержки детей в неблагополучных семьях.
Цель исследования: определить теоретические основы, практические пути и способы организации социально-педагогической поддержки неблагополучных семьей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1 Обоснование выбора типа проекта………………………………6

1.1 Актуальность проектирования в сфере работы с неблагополучными семьями……………………………………………………………………………….6

1.2 Цели и задачи проекта………..………………………………………………...8

1.3 Типология проекта………………………………………………………………9

2 Общая характеристика проекта……………………………...….11

2.1. Структурно - организационное описание проекта…………………...……..11

2.2. Функциональное описание проекта…………………………………...……..12

3 Ресурсное обеспечение проекта…………………………………14

3.1. Нормативно - правовая база проекта (внешние и внутренние документы)………………………………………………………………………….14

3.2. Кадровое обеспечение проекта……………………………...……………….14

3.3 Организационно - управленческое обеспечение проекта……….………......15

3.4. Финансово - экономическое обеспечение………………………………...…16

3.5. Информационно - аналитические ресурсы…………………………………..17

4. Этапы реализации проекта…………………………………………18

5. Риски проекта……………………………………………………………..21

6. Ожидаемый результат и эффективноть проекта………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников и литературы…………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект- социология управления Тема - Социальная поддержка неблагополучных семей.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1 Обоснование выбора  типа проекта………………………………6

1.1 Актуальность  проектирования в сфере работы  с неблагополучными семьями……………………………………………………………………………….6

1.2 Цели и задачи проекта………..………………………………………………...8

1.3 Типология  проекта………………………………………………………………9

2 Общая характеристика проекта……………………………...….11

2.1. Структурно - организационное описание проекта…………………...……..11

2.2. Функциональное описание проекта…………………………………...……..12

3 Ресурсное обеспечение  проекта…………………………………14

3.1. Нормативно - правовая база проекта  (внешние  и внутренние документы)………………………………………………………………………….14

3.2. Кадровое обеспечение проекта……………………………...……………….14

3.3 Организационно - управленческое обеспечение проекта……….………......15

3.4. Финансово - экономическое обеспечение………………………………...…16

3.5. Информационно  - аналитические ресурсы…………………………………..17

4. Этапы реализации  проекта…………………………………………18

5. Риски проекта……………………………………………………………..21

6. Ожидаемый результат  и эффективноть  проекта………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...25

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

и литературы…………………………………………………………………27

ВВЕДЕНИЕ

     Современное развитие экономики нашей страны, социальные процессы, происходящие в  нашем обществе, отразились на ухудшении  финансового положения семьи, обусловили падение престижа ряда профессий, сокращение воспитательного потенциала родителей, что привело к резкому росту неблагополучных семей.

     Сложившиеся условия требуют формирования эффективной  комплексной системы поддержки  семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной поддержки, профилактики и организации работы с неблагополучными семьями.

     Не  удается приостановить рост числа  неблагополучных семей и детей, оставляемых семьей без опеки, присмотра, надзора. Сегодня семья как собственная  среда жизнеобеспечения детей испытывает жесткий прессинг социальных и экономических проблем.

     В семьях социального неблагополучия нарушаются практически все ее основные функции: репродуктивная, экономическая, воспитательная, медицинская, психологическая. В совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются субъективные факторы и причины социально-педагогического свойства, т.е. нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье.

     Критерием благополучия или неблагополучия семьи  может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, к его здоровью, желание и возможность родителей создать оптимальные условия для его развития. Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. В работе социального педагога семейное благополучие рассматривается как главный фактор развития учащихся. И, безусловно, особое внимание привлекают так называемые неблагополучные семьи.

     Неблагополучная семья как целостная система  нуждается в анализе и перестройке. В такой семье, как правило, грубо нарушается распределение власти: дети или не имеют права голоса и подвергаются насилию, или, напротив, играют роль взрослых при алкоголиках-родителях. Для подобной семьи характерен организационный хаос - отсутствие проговоренных и принятых всеми правил и норм, регулирующих поведение всех членов. При этом обычно и сами родители происходят из таких же хаотичных семей.

     Родители  зачастую практикуют физические наказания, потому что сами подвергались им, и  уверены, что это лучший способ воспитания. У этих родителей отсутствовал опыт доверительных отношений в собственной родительской семье, и свои функции они видят в осуществлении контроля, не уделяя душевной жизни ребенка никакого внимания. Контакты с внешним миром в таких семьях также ограничены, они представляют собой замкнутые системы.

     Такая система оказывается крайне неустойчивой по отношению к серьезным стрессам. В частности, стрессовое состояние  родителей повышает риск применения физического насилия в отношении  детей. Так, в России социальный кризис резко обнажил дефицит ресурсов и заострил проблемы неблагополучных семей, вплоть до их распада и ухода детей из дома.

     Актуальность  проблем современной семьи требует  от специалистов разных областей и  всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.

     Поэтому все выше сказанное и предопределило выбор темы и актуальность исследования.

     Объект  исследования: неблагополучные семьи

     Предмет исследования: проект создания центра поддержки детей в неблагополучных семьях.

     Цель  исследования: определить теоретические  основы, практические пути и способы организации социально-педагогической поддержки неблагополучных семьей.

     Задачи  исследования:

     1. Обосновать совокупность положений  определяющих теоретические основы  работы с неблагополучными семьями.

     2. Определить проблемы и роль  социально-педагогической поддержки неблагополучным семьям.

     3. Выявить причины, факторы формирования  и виды формирования неблагополучных  семей.

     4. Разработать и интегрировать  программу мероприятий, направленных  на социально-педагогическую поддержку  неблагополучных семьей.

     5. Дать оценку эффективности программы  мероприятий. 

     Гипотеза  исследования - социально-педагогическая поддержка неблагополучной семье  будет эффективна при условии  раннего выявления неблагополучных  семей и принятия профилактических и коррекционных мер.

     Методы  исследования:

     - теоретический анализ литературы

     - наблюдение

     - тестирование

     - опрос

     - обработка информации и графическое  представление результатов

 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Обоснование выбора  типа проекта 

1.1 Актуальность проектирования  в сфере работы  с неблагополучными семьями 

     Наименование  проект – «Право ребёнка на семью». (Осуществление дополнительных образовательных услуг по воспитанию детей, оказавшихся в сложном социальном и психолого-педагогическом положении, ставящем их здоровье и жизнь под угрозу).

     Приоритетное направление,  по которому заявляется Проект - профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Никого  не может оставить равнодушным воспитание детей в семьях, находящихся в  социально опасном положении: утрачивается значительное число семейно –  нравственных традиций, меняется отношение  родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

     Жестокое  обращение с детьми, включающее  физическое, психологическое и сексуальное насилие, а также пренебрежение потребностями ребенка, широко распространено. Это происходит в семье со стороны родителей и других родственников, в интернатных учреждениях, в школе и других местах общения детей – со стороны сверстников. Дети становятся жертвами насилия вследствие недостаточного присмотра родителей, посещения развлекательных учреждений в вечернее и ночное время.  

     Жестокое  обращение с детьми не встречает должного противодействия в обществе и  воспринимается значительной частью населения как явление, не заслуживающее внимания.

     Зачастую  жестокое обращение с детьми носит  скрытый характер и выявляется только в крайних случаях, в том числе при расследовании преступлений, повлекших тяжкий вред здоровью ребенка.

     Правоохранительные  органы фиксируют рост преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, учащение случаев  сексуальной эксплуатации детей, использования  детей при производстве порнографической продукции.

     Во  многом скрытый характер жестокого  обращения с ребенком, неразвитость методик и отсутствие квалифицированных  кадров, способных оказать помощь ребенку в случае жестокого обращения,  ведут к невозможности оказания ему своевременной помощи и реабилитации, тяжелым последствиям в состоянии здоровья ребенка (в том числе психического), а также уходу детей из семьи, их безнадзорности и вовлеченности в противоправную деятельность.

     Как правило, семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, нуждается в комплексной реабилитации, включающей в себя психологическую, медицинскую, социальную, юридическую, педагогическую и иную помощь, содействие в преодолении жизненных проблем.

     Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями из группы «риска», просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур. Поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, общественных организаций, правоохранительных органов, исполнительной власти.

     Для решения этих проблем необходимо:

     - формирование в обществе нетерпимого  отношения к различным проявлениям  насилия по отношению к детям; 

     - повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях;

     - повышение ответственности родителей  за действия, направленные против  детей; 

     - обеспечение реабилитации детей,  ставших жертвами насилия и  преступных посягательств.  

     1.2 Цели и задачи  проекта 

     Цель  проекта - организация системы социального сопровождения семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.  Обеспечение доступа к социальным услугам семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, развитие системы государственных и негосударственных служб помощи семье и детям. Социальная реабилитация семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами культуры, искусства, физкультуры, спорта.

     Задачи  проекта:

       Формирование единого информационного  пространства и банка данных семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

       Создание механизмов социального  взаимодействия государственных  структур, общественных объединений  для реабилитации семей, попавших в трудные жизненные ситуации.

Информация о работе Программа поддержки малообеспеченных семей