Различные стили руководства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание

Цель – составить и описать социально- психологический портрет руководителя

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.Выявить личные качества современного руководителя
2.Изучить методику построения отношений руководителя с подчиненными, партнерами и т. д.
3.Выяснить какие функции присущи руководителю
4.Изучить основные стили руководства
5.Выявить гендерные различия в руководстве

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1.КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РУКОВОДИТЕЛЯ 6
1.1. Личные качества современного руководителя 6
1.2. Проффесионализм современного руководителя строить отношеня 8
ГЛАВА 2. РАЗЛИЧНЫЕ СТИЛИ РУКОВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ 16
2.1. Директивный, демократический и либеральный стили руководства 16
2.2.Руководство осуществляемое в форме лидерства.....................................20
2.3. Гендерные различия в руководстве 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ.......................................................................................................2

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Зигмунд Фрейд (австрийский психиатр и психоаналитик) считал: все, что  мы с вами делаем, мотивировано двумя факторами  –  сексуальной  потребностью  и желанием стать великим. А Д. Дьюи (американский философ) считал,  что  самым глубоким   побуждением   человеческой   натуры   является   «желание   стать значительной личностью». Если бы наши  предки  не  обладали  этой  пламенной страстью доказывать собственную  значимость  в  глазах  других,  цивилизация стала бы невозможной. Без этой страсти  мы  так  и  остались  бы  животными.

    Человек рождается на свет уже человеком  и  с   одной  стороны  это  существо энергетическое, а с  другой  –  общественное.  Строение  тела  обуславливает возможность  происхождения,  структура  мозга   -   потенциальный развитый интеллект, строение рук - перспективу использования  орудий  труда  и  т.д., всеми этими возможностями оно отличается от детеныша животного. Человек  как субъект и продукт трудовой деятельности  в  обществе  является  системой,  в которой   физическое   и   психологическое   генетически    обусловлено    и сформулировано.В  понятии  "индивид"  выражено  родовая  принадлежность  человека,   это гипотетическое образование -  набор  наследственных,  индивидуальных  черт. Появляясь на свет человек становится личностью. "Личность" - понятие социальное, на которую большое влияние имеет среда; тот же человек, но рассматриваемый как  общественное существо.

    Введение  в психологию понятия личности  означает,  прежде  всего,  что  в объяснении психических явлений исходят  из  реального  бытия  человека  как реального  существа,  в  его  взаимоотношениях  с  материальным  миром,   к общественному окружению, к другим людям.

    Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир и изменяют его. Никак нельзя вовсе обособить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни.

    Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером  и т.п. Эти свойства формируются при жизни  человека.  На  сколько  эффективно развиваются эти качества, на столько будет определена его дорога  в  жизни, одни становятся управляющими, другие – управляемыми.

    Потребность в управлении возникает в повседневной нашей жизни,  абсолютно не важно в какой ситуации это происходит: договариваясь о месте встречи или строя дом. То есть когда хотя бы два человека объединяют свои  усилия  для достижения  какой  либо  общей  цели,  возникает  задача   координации   их совместных действий, решение которой кто- то из них берет на себя. При этом один становится руководителем, управляющим, а  другой  –  его  подчиненным, исполнителем.

    Психологией   лидерства   интересуются   давно.  Лидер  -  прежде   всего человек, на  поведение  которого  ориентированны  члены  группы; именно  он задаёт  тон  и  некий  стандарт  поведения,  определяя   цели   и   задачи группы.  Именно   он   имеет   психологическое   право   принудить   членов группы  выполнять  поставленные  перед  ним задачи. Иными   словами,  лидер обладает   властью,  высоким  профессионализмом,  компетентностью,  умением соизмерять свою деятельность с существующими законами.  И,  наконец,  самое главное - лидер  принимает  на  себя  ответственность  за  группу  людей  и за  её  действия. В результате появляются те,  кто специально  занимается управленческой деятельностью. Главной  их  задачей  становится  кропотливая организация и каждодневное управление  производством  в  целях  обеспечения наибольшей прибыли  собственникам фирмы.

    Во  второй половине прошлого века после  победы промышленной  революции  на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми  сферами жизни  общества.  Как  грибы  после  дождя  росли  крупные  фирмы,  которые требовали  большого  числа  руководителей  высшего  и   среднего   уровней, способных принимать грамотные  рациональные  решения,  умевших  работать  с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках.

    В наше время лидерами, руководителями становятся не только  мужчины,  как преимущественно было ранее, но и женщины. Женщина-руководитель  уже  больше не вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад.

    Объект данной курсовой работы – руководители предприятий

    Предмет –  социально психологический портрет  руководителя

    Цель –  составить и описать социально- психологический портрет руководителя

     Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    1. Выявить личные качества современного руководителя
    2. Изучить методику построения отношений руководителя с подчиненными, партнерами и т. д.
    3. Выяснить какие функции присущи руководителю
    4. Изучить основные стили руководства
    5. Выявить гендерные различия  в руководстве

     При написании работы были использованы труды таких исследователей как:  М.Хеннинг, А.Жарден, И.Мраченко, Д.Карнеги, Н.Чуприкова и многие другие.

     Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе освещены вопросы, касающиеся качественных характеристик руководителя, в частности его личностные качества, умение строить отношения с подчиненными или партнерами, функции, которые руководитель непосредственно выполняет. Во второй главе речь идет о различных стилях руководства, таких как: директивные, демократический, либеральный, а так же рассматриваются гендерные различия в руководстве.  

    ГЛАВА 1. КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РУКОВОДИТЕЛЯ 

    1.1 ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА  СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 

    Оценка  личностных качеств и проблем, связанных с  отбором  руководителей, является одним  из  самых  сложных  аспектов  управленческой  деятельности. Сегодня фирмы выросли  настолько,  что  единоличное  управление  ими  стало практически невозможным.  Польский  журналист,  исследователь   Д.  Пассент писал: “Директор должен быть: дипломатом, когда  что  –  то  выпрашивает  в вышестоящих инстанциях для  своего  предприятия;   жестким,  когда  требует выполнения своих распоряжений и  приказов  от  подчиненных  или  выполнения договоров от поставщиков; изворотливым, когда беседует  с представителями прессы;   многообещающим  при  встрече  с  молодыми  работниками;    важным государственным деятелем, когда принимает  заграничные  делегации;   святым отцом, когда принимает  жалобы  от  посетителей”.  Помимо  этих  качеств  у руководителей добавляются внешние функции –  взаимодействие  с  партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимается самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого  -   координировать деятельность группы менеджеров.

    Выполняя  эту обязанность, современный  менеджер  выступает  в  нескольких ролях.    

    Во-первых,  это  управляющий,  облеченный  властью,  руководящий  большим коллективом людей.

    Во-вторых, это лидер, способный вести  за  собой  подчиненных,  используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

    В-третьих, это  -  дипломат,  устанавливающий  контакты  с  партнерами  и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

    В-четвертых,  это  -  воспитатель,  обладающий   высокими   нравственными качествами, способный создать  коллектив  и  направляющий  его  развитие  в нужное русло.

    В-пятых, это -  инноватор, он может  оценить  роль  науки  в  современных условиях и без промедления внедрить в производство то или иное  изобретение или рационализаторское предложение.

    В-шестых,  это  -  просто  человек,  обладающий   высокими   знаниями   и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера  и  в то же время рассудительностью, способный быть во всех  отношениях  образцом для окружающих.

    В зависимости  от уровня  управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низового звена. Они отличаются  друг  от друга набором основных функций, их долей в общей  структуре,  диапазоном  и формой   контактов,   средствами   деятельности,   объёмом   полномочий   и возможностей.

    К высшим руководителям относятся  члены  совета  директоров,  президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров, чья доля  в  общем числе управляющих составляет 3-7%. Особенностью их работы является то,  что она интернациональна по масштабам,   требует  наличия  большого  опыта,  не имеет завершения в конкретной форме и не регламентируется нормами выработки или времени. Руководители  высшего  уровня  отличаются  тем,  что  в  их  деятельности преобладают безличные формы официальных контактов с  подчинёнными  (отчёты, доклады, инструкции, приказы); систематические личные  контакты  с другими руководителями (совещания, планерки, летучки); эпизодические личные встречи (беседы по вызову, приём посетителей).

    Основные  функции высших руководителей организации  состоят в  формулировке её миссии, ценностей, политики, основных стандартов деятельности, структуры и системы управления, представительстве на переговорах  с  государственными органами и главными контрагентами.

    Эти функции  и  обязанности  чрезвычайно  сложны,  разноплановы,  требуют глубоких  и  всесторонних  знаний,  аналитических  способностей,   задатков политика, дипломата, публициста, оратора, которые в одном лице  практически никогда не совмещаются.

    Поэтому в крупной организации первые руководители единолично уже не могут принимать все решения и, отвечая за всё, переходят к руководству процессом их выработки в составе команды, где являются уже не ''боссами'', а  первыми среди равных. Последнее обстоятельство ослабляет борьбу  за  власть  и  тем самым облегчает смену поколений менеджеров.

    Команда высшего руководства обычно подбирается первым руководителем, или, по-другому, главным администратором, занимающим свою должность на основании контракта   с   собственником   (государством,   акционерами,   пайщиками), являющимися его доверенным лицом и несущим перед ним полную ответственность за состояние и результаты работы организации.

    В обязанности первого руководителя входит организация  работы  в  рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение в  обусловленных   рамках   имуществом   и   средствами   без   специальной доверенности; заключение и расторжение  хозяйственных  договоров;  открытие счётов в банках;  решение  кадровых  вопросов;  стимулирование  подчинённых руководителей.

    Руководители  среднего  звена  (основных  подразделений  и   предприятий, входящих  в  данную  организацию),  доля  которых   в   общей   численности управляющих составляет 40-60%, назначаются  и  освобождаются  от  должности первым лицом или его заместителями и несут перед  ними  ответственность  за выполнение  полученных  заданий  и  сохранность  имущества   вверенных   им подразделений. Их функции уже локальны.

    Через подчинённых руководителей низового  уровня  они  управляют  текущей деятельностью: устанавливают задания исполнителям,  осуществляют  контроль, проводят  мероприятия  по  совершенствованию   организации   и   технологии производства, условий труда, соблюдению производственной,  технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм. В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы (частично — самостоятельно, частично — выходя с предложениями к руководству организации), поощрять  ил  наказывать  своих подчинённых.

    Работа  руководителей среднего звена  в  значительной  мере  варьирует  от организации к организации и  в  большей  степени  зависит  от  особенностей подразделения, чем от  общефирменных  задач.  Они  готовят  информацию  для решений, принимаемых ''наверху'', и после  трансформации  в  технологически удобную форму передают эти  решения  низовым  руководителям  (называемым  в западных фирмах менеджерами-контролёрами, или супервайзерами) — начальникам цехов, участков, групп, бригадиры работают непосредственно с  исполнителями и несут полную ответственность за их действия.

    Именно  на них ложится вся тяжесть  повседневного  управления  персоналом: распределение  заданий;   разработка   графиков   работы,   организация   и координация труда  подчинённых;  обеспечение  условий  для  выполнения  ими качественно и  в  срок  производственных  заданий;  контроль  за  ходом их осуществления,    соблюдением    сроков,    рациональным     использованием оборудования, материальных и иных ресурсов,  производственной  дисциплиной, техникой  безопасности;  содействие  рационализаторству,  изобретательству, внедрению передовых методов работы.

Информация о работе Различные стили руководства на предприятии