Различные стили руководства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание

Цель – составить и описать социально- психологический портрет руководителя

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.Выявить личные качества современного руководителя
2.Изучить методику построения отношений руководителя с подчиненными, партнерами и т. д.
3.Выяснить какие функции присущи руководителю
4.Изучить основные стили руководства
5.Выявить гендерные различия в руководстве

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1.КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РУКОВОДИТЕЛЯ 6
1.1. Личные качества современного руководителя 6
1.2. Проффесионализм современного руководителя строить отношеня 8
ГЛАВА 2. РАЗЛИЧНЫЕ СТИЛИ РУКОВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ 16
2.1. Директивный, демократический и либеральный стили руководства 16
2.2.Руководство осуществляемое в форме лидерства.....................................20
2.3. Гендерные различия в руководстве 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)
 

 

    При применение вышеуказанного деления  стилей руководства, следует иметь  в виду, что нельзя, как правило, конкретный стиль в конкретной организации причислить к определенному "академическому" стилю. Это связанно с тем, что:

    1.  Нередки случаи, когда форма и содержание действий руководителя не совпадают между собой.

    2.  В чистом виде тот или иной стиль руководства в каждом конкретном эпизоде может себя и не обнаружить, что связанно с рядом социально - психологических факторов, которые с неизбежностью приходится учитывать руководителю:

     специфика данной ситуации,

     своеобразие решаемых задач,

     квалификация, сработанность, личные особенности членов коллектива и т.д.

    3.  Демократическое и авторитарное руководство имеют своим результатом, как правило, примерно равные показатели продуктивности.

    4.  Удовлетворенность трудом, преимущественно - за демократическим стилем руководства;

    5.  В ситуациях, близких к экстремальным, наибольшая удовлетворенность наблюдалась в группах с авторитарным руководством.

    6.  Для членов коллектива, при авторитарным стиле руководства, удовлетворенность групповым членством зависит:

    *   от личностных характеристик;

    *   от уровня культуры и менталитета.

    Искусство управления предполагает гибкое применение того или иного стиля руководства, а взятие руководителем на вооружение одного из них должно быть связанно с групповой эффективностью применения конкретного стиля. 

    2.2  РУКОВОДСТВО, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ В ФОРМЕ ЛИДЕРСТВА 

    Лидерство  возникает  там,  где  есть  потребность   в   инициативных действиях.  Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в  состоянии предложить  им  средства  для удовлетворения  их  важнейших   потребностей, указать нужное  направление  деятельности.  Власть  лидера  основывается  на хорошем  знании  подчиненных,  анализе  ситуации,  определении  ближайших  и отдаленных последствий своих действий, стремлении к   самосовершенствованию, способности  вселять  в  подчиненных  уверенность,  сознание   необходимости совершать те  или  иные  поступки,  ибо  поведение  сотрудников  чаще  всего отражает то, чего от них ждут.

    Должность формально создаёт для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым  его  не  делает.  Можно  быть первым лицом в организации, но не являться фактически лидером, так  как  он не утверждается  приказом,  а  психологически  признаётся  окружающими  как единственный, кто способен  обеспечить  удовлетворение  их  потребностей  и показать выход из, казалось бы,  безвыходных ситуаций.

      Существует два типа лидеров:

      инструментальный — в деловых  отношениях;

      экспрессивный — в межличностных   отношениях  (обычно  наиболее  уважаемый человек), который обычно сглаживает  конфликты,  напряжение,  что  повышает эффективность  работы;  в  противном  случае  он  может  стать   зачинщиком асоциального поведения. В качестве лидеров, как правило,  выступают  разные люди, но они больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке.

    Человек, претендующий на место лидера, должен психологически стремиться к превосходству  и  действительно  чем-то  превосходить  остальных,  обладать чётким видением будущего  и  путей  движения  к  нему.  Лидерам  приходится выполнять три основных роли:

       Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей  с другой и упрощающего  диалог  между  ними.  Эту  роль   фактический  может  играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий  и  вдохновляющий  действия  людей, направленные на достижение  целей  фирмы.  Это  и  коммуникатор,  создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.

       Во-вторых,  это  роль  информатора,  обеспечивающего  прием,  передачу  и обработку различного рода информации.  Эту  роль  может  играть  контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех  изменений, влияющих на работу сотрудников,  информирующий  их  об  этом,  разъясняющий политику фирмы. Это  и  представитель,  разъясняющий  значение  и  характер проблем другим подразделениям или партнерам.

    В-третьих,  это  роль,  связанная  с   принятием   решений.   Ее   играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на  себя  всю ответственность  за  риск,  связанный   с   ними.   Ее   играет   менеджер, ответственный  за  распределение  ресурсов  фирмы.  Ее,   наконец,   играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

    Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на  то,  чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей.

    Несмотря  на то, что руководство  —  существенный  компонент  эффективного управления,  эффективные  лидеры  не   всегда   являются   одновременно   и эффективными управляющими. Об эффективности лидера можно судить по тому,  в какой степени он или она влияют на  других.  Иногда  эффективное  лидерство может и мешать формальной организации. Например,  влиятельный  неформальный лидер может сделать так, что трудовой коллектив начнёт ограничивать  выпуск продукции или производить товары или услуги низкого качества. Файли, Хаус и Керр устанавливают различие между управлением  и  лидерством:  ''Управление можно определить как умственный и физический процесс,  который  приводит  к тому, что подчинённые выполняют предписанные  им  официальные  поручения  и решают определённые задачи. Лидерство же, наоборот, является  процессом,  с помощью которого одно лицо оказывает  влияние  на  членов  группы''.  Очень часто руководитель является лидером совершенно без всякой  привязки  к  его или её формальной должности в иерархии. В некоторых  ситуациях  подчинённые могут даже вести за собой старших по должности. 

    2.3 ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ  В РУКОВОДСТВЕ 

    Первая  и главная женская особенность - эмоциональность. В обществе до сих  пор бытует мнение о том, что женщине  свойственны более частые перепады настроения. Они могут быть связаны  с субъективными (физическое недомогание, проблемы в семье, внутренний конфликт) или объективными (указание свыше, проступок подчиненного, упущенная возможность) причинами. Разумеется, мы давно научились скрывать свое неудовольствие, умеем общаться в рамках делового этикета и начитались умных книжек по психологии бизнеса. Однако природной эмоциональности женщины, к счастью, никто не отменял. Мы может талантливо играть спокойствие, но бесстрастно, только с помощью разума, оценивать свою работу и работу подчиненных, не в состоянии.

    Если  не забывать о правилах делового этикета, уметь вставать на позиции другого человека – подчиненного или клиента – взвешенная эмоция становится подспорьем в принятии грамотного решения. Если же дама-начальник не в состоянии направить свои эмоции в «правильное русло», они не только навредят работе компании, но и создадут нездоровую атмосферу в коллективе. Необузданные эмоции рождают заговоры, интриги, сплетни и приводят к плачевным последствиям, как для их держательницы, так и для окружающих. Так что способ один – эмоциям, которые зачастую формируют правильные предчувствия, верить, но, ни в коем случае, не становиться их заложницей на работе.

    Если, наоборот, вы сами находитесь под руководством женщины, учтите, что для нее на эмоциональном уровне будут играть огромную роль не только ваши профессиональные, но и личностные качества. Будьте внимательны в выборе слов и оценок, не демонстрируйте безразличия или пренебрежения к родной компании и коллективу. Эмоции заразны: любой негатив с вашей стороны будет начальницей подмечен и подсознательно направлен против вас.

    Мужчины-руководители не слишком часто придают значение подобным вещам просто потому, что  реже их замечают. Их управление лежит  в области рационального, что, откровенно говоря, не всегда обосновано. Мы работаем с людьми – партнерами, сотрудниками, клиентами – и способность улавливать эмоциональное состояние собеседника порой играет в бизнесе решающую роль. Женщина это умеет, а значит, получает определенное преимущество.

    Второй  особенностью женского стиля руководства можно назвать внимание к деталям, тогда как мужчин интересуют, прежде всего, глобальные задачи и связанная с ними стратегия. И эту особенность женщина-начальник может превратить как в минус, так и в плюс. Если интерес к деталям оборачивается мелочностью, работа теряет динамичность. А сотрудники вынуждены тратить слишком много времени на то, что, по сути, второстепенно. Подобный стиль руководства приводит к удалению от цели. Но есть в работе любой компании процедуры, в которых все детали неизменно должны быть учтены. И здесь уже женщина получает известную фору: обладая детальной информацией, природной кропотливостью, она способна принять более взвешенное решение.

    Поэтому если ваш руководитель – женщина, не забывайте: для принятия решения  ей потребуется более полная и подробная информация. Женщины, в отличие от мужчин, не любят рисковать и хотят иметь максимум доказательств в пользу того или иного шага. Именно поэтому женщина-руководитель способна обеспечить компании устойчивый стабильный доход, но вряд ли сможет провернуть «сделку века». Для этого дамам, в отличие от мужчин, не хватает решимости.

    Еще одна яркая особенность женщины-руководителя, отличающая ее от коллег-мужчин – это  заметная осторожность в расходовании средств. Выражаясь простым языком – элементарная жадность. И не потому, что действительно «жалко денег», а потому, что постоянно присутствует страх потратить слишком много и вследствие этого потерять. Я не говорю о том, что из этого правила нет исключений. Они есть. Но, как показывает бизнес-практика, легче идут на финансирование новых проектов, на увеличение мотивации персонала, на развитие, на закупку нового оборудования и прочие расходы начальники-мужчины. Начальники-женщины, как правило, требуют более весомых обоснований, более значительных доказательств и большего времени для принятия решений. И в ряде случаев это, вне всякого сомнения, оправдано.

    Подводя итоги, можно с убежденностью  сказать, что оптимальный менеджмент в компании достигается путем  «смешения» женского и мужского стилей руководства. Только такой подход позволит охватить все возможные составляющие бизнеса и развиваться динамично. Что недоступно женщине, сделает мужчина, что тяжело для мужчин, возьмут на себя женщины. Главное – быть профессионалами и уметь взаимодействовать друг с другом ради достижения общих целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      

    Попробуем   обобщить   те  черты,  которые   характеризуют   современного руководителя. Еще в  начале  двадцатого  столетия  начали  впервые  изучать управление – руководство и лидерство стало объектом исследования. Однако только в период между 1930 и 1950  гг.  было  впервые  предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и  на  систематической  основе.  Эти ранние исследования ставили своей целью  выявить  свойства  или  личностные эффективных руководителей, с которыми мы уже знакомы. Прежде  всего, это  глубокое   осознание   равноправия,  равенства  своих возможностей   и   способностей   к   участию   во   всех    сферах   жизни общества. Также нужно сказать несколько слов о личном имидже  руководителя. Его  составляют  обстановка   кабинета,   одежда,   внешность,   поведение, аккуратность, вкус и т.п. Всё это в определённом  роде  представляют  собой символы,  которые  должны  соответствовать  делам  и  положению  фирмы.  В служебных помещениях лучше  подчёркивать  равенство,  например  в  приёмной стулья располагать в ряд, а не друг напротив друга,  не  увешивать  кабинет фотографиями начальства и наградами. Чтобы точно оценить ситуацию,  руководитель  должен  хорошо  представлять способности подчинённых и свои собственные,  природу  задачи,  потребности, полномочия и качество информации. Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений. В отношениях руководителя с подчиненными главную  роль играет  сам  руководитель.  Он   должен   уметь   создавать   благоприятную обстановку, располагающую к  взаимопониманию.  Беседы  помогают  установить отношение взаимного доверия, которое необходимо для  руководителя  в  любой обстановке. Она  также повышает деловые качества как  руководителя,  так  и подчиненных.  Беседы  являются  испытанным  методом   обмена   информацией, необходимой  для  работы,  и  к  тому  же  самым   простым,   доступным   и результативным из всех известных методов. Знание и практическое  применение лучших технических приемов проведения бесед помогают  организовать  дружный коллектив и его слаженную работу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Различные стили руководства на предприятии