Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:49, курсовая работа
Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге – за выживание народов как культурно-исторических общностей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………................3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОЛОДЁЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ……………………………….6
РАЗДЕЛ II.
АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ………..17
РАЗДЕЛ III.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИНСТИУТА МОЛОДЁЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ………26
Заключение……………………………………………………........37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ....................................... 40
До недавнего времени
молодежное самоуправление носило формальный
характер. Хотя оно и провозглашалось,
молодые люди фактически были отстранены
от решения вопросов, затрагивающих
их интересы. Самоуправление часто
отождествлялось с
Признание за молодежью права на социальное творчество предполагает, что молодежный коллектив уже не только объект воздействия, но и активный, самостоятельный субъект общественных отношений, имеющий свою "сферу самоуправления", а значит и свое "поле" самостоятельности и ответственности.
Что касается студенческого самоуправления, то можно сказать, что в этом отношении ситуация разная в разных странах. В североевропейских государствах студенты довольно широко представлены в университетских советах и комиссиях. Например, в Швеции студентам принадлежит три места в руководящем органе университета - столько же, сколько и преподавателям, обычно же такой совет состоит из 20-25 человек. В других странах студентам также принадлежит определенный процент в университетских советах.
Студенческое самоуправление в Европе не зависит от администрации вуза или министра образования. Бельгийские студенческие союзы получают финансирование от университетов, а в Швеции студенты непосредственно платят определенную сумму органам студенческого самоуправления. Многие европейские студенческие союзы получают финансирование от своих правительств. Некоторые также зарабатывают, оказывая студентам различные услуги.
AStA - "всеобщий студенческий комитет" - так называется орган студенческого самоуправления, существующий во всех германских вузах. В нем, кроме нескольких штатных администраторов, работают на безвозмездной основе учащиеся, ежегодно избираемые на всеобщих университетских выборах. Финансовую независимость комитета обеспечивают студенческие взносы и дотации государства.
Спектр вопросов, которыми занимается комитет, весьма широк - от оказания помощи с поиском жилья и организации спортивных секций до проведения политических дискуссий. Главный критерий - это наличие интересов у студентов. При этом под "политикой" подразумеваются только вопросы, касающиеся непосредственно высшего образования. Так, в прошедшем учебном году по инициативе "Аст" в Германии проходили демонстрации против введения платы за обучение.
Поскольку существование
органов студенческого
Студенческие органы не имеют
никаких возможностей влиять на решения
политиков и принимаемые
Датские студенты оказывают сильное влияние на функционирование университетов. Трудно указать точное количество студентов в университетских советах, но, например, в Архусском университете (Aarhus University) из 11 членов совета двое - студенты. Студенты также занимают половину мест в институтских советах и комиссиях разного уровня. Согласно закону, регулирующему сферу образования в Дании, университеты обязаны выделять определенную сумму средств на студенческое самоуправление.
Органы студенческого
самоуправления норвежских вузов довольно
влиятельны, поскольку имеют
Студенческий союз Университета Хельсинки (HYY) имеет давнюю историю - он существует с 1868 года. За столько лет существования он сумел решить многие проблемы. Прежде всего, Союз смог обеспечить себе полную финансовую независимость от университета. У него есть свой бюджет, большая часть которого формируется из доходов так называемой бизнес-группы при Союзе, и лишь малая часть - из студенческих взносов. На средства своего бюджета Студсоюз создал работающую сеть практически всесторонней социальной поддержки студентов. Студенты, которые приезжают сюда учиться из разных концов страны, имеют возможность снимать недорогое жилье, питаться в дешевых кафе, пользоваться медицинскими услугами в специальных центрах, получать правовые консультации. Представители Студсоюза составляют одну треть на всех уровнях управления университетом, то есть могут оказывать реальное влияние на принятие решений. И надо сказать, такова ситуация на уровне всей страны: в финском законодательстве есть специальный закон о студенческом самоуправлении, который дает ему достаточно много прав, вплоть до возможности влиять на политику внутри страны. В частности, в настоящее время в финском парламенте идет борьба вокруг нового закона об образовании, который в некоторых отношениях наступает на права студентов. Студенческие союзы страны принимают активное участие в обсуждении закона, стремясь смягчить его. Сеть органов студенческого самоуправления Финляндии связана со студенческим объединением на уровне Европейского союза.
Самоуправление Варшавского
университета ежегодно получает два
миллиона злотых от администрации университета.
Таких денег, а это около пяти
миллионов гривен, ни один студенческий
орган в Украине не получает. Кроме
того, большинство наших
Организационные принципы студенческого
самоуправления в высших учебных
заведениях США основываются на Конституции
государства, поскольку структурное
строение студенческого правительства
полностью воспроизводит
В России нет отдельного закона, который бы определял функционирование органов самоуправления студентов. В вузах Петербурга такие органы зачастую либо создаются «сверху», указом ректора или декана, либо являются преемниками студенческих профсоюзов советских времен, как в СПбГУ, и тоже контролируются ректоратом. Такое «самоуправление» выполняет скорее функцию поддержания имиджа вуза, чем решает реальные проблемы, требующие посредничества между студентами и администрацией.
Смысл существования студенческих организаций заключается в том, чтобы отстаивать перед администрацией вузов права и интересы студентов в социальной сфере и вопросах, связанных с обучением. На практике же ректораты охотно уступают студсоветам проведение «культурно-массовых мероприятий», а реальное влияние на учебный процесс, формирование расписания, социальное обеспечение остается для них недоступным. Российские студенческие организации, таким образом, чаще всего не в состоянии обеспечить эффективное посредничество между студентами и ректоратом и защиту студенческих прав.
Молодёжное самоуправление ставит перед собой следующие цели: развитие и совершенствование образовательно-воспитательного процесса на основе современных инновационных технологий; содействие в решении организационных, культурологических, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов; создание условий, способствующих формированию у студентов персональных личностных и деловых качеств, необходимых для максимальной их самореализации на современном рынке труда19.
Развитие самоуправления как социального феномена сегодня является официальной государственной политикой. Следовательно, вопросы организации самоуправления школьников и молодежи — это вопросы государственной политики, которые заслуживают самого серьезного внимания.
Развитие самоуправления школьников и молодежи — это многоплановая, систематическая, целенаправленная и хорошо скоординированная деятельность государственных органов (прежде всего в лице общеобразовательной школы), общественных организаций и семьи по формированию самодеятельной и жизнеспособной личности, по развитию у молодежи чувства ответственности за судьбу Родины, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в малых группах, коллективах, социальных общностях.
Первое принципиальное положение,
на которое следует обратить внимание,
заключается в том, что, несмотря
на внутренне присущую самоуправлению
самостоятельность эта
Самоуправление – одно из направлений педагогической деятельности, которое должно занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе. Дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школ и других учебных заведений, а в более узком аспекте — качество корпуса управленческих кадров различного уровня, начиная от местного самоуправления до высших эшелонов государственной власти, то есть будущее страны.
Самоуправление как
Специально, не касаясь истории вопроса,
кратко подчеркнем, что школьное и молодежное
самоуправление, существовавшее в советской
школе в виде пионерских и комсомольских
организаций, давало свои результаты,
к которым можно относиться по-разному.
Но одно очевидно — молодой человек, прошедший
эту школу самоуправления, оказался в
большей мере подготовленным к жизни,
ее трудностям и проблемам, готовым к эффективному
сотрудничеству и т.д.
Значимость самоуправления возросла
настолько, что дальнейшее игнорирование
работы в этом направлении просто
не допустимо. При этом речь не идет
о вытеснении самоуправлением других
видов педагогической деятельности.
Оно органично сочетается и с
образованием, и воспитанием, и дополнительными
занятиями по интересам. Но, естественно,
что восстановление в правах самоуправления
проходит непросто. К сожалению, многие
педагоги полностью превратились в
преподавателей-предметников, забыв
о воспитательной функции школы,
которая в сегодняшних
Сегодня настало время не только
декларировать необходимость
Организация самоуправления21 — это не только отклик на требования жизни. В основе еще более глубинные, основательные причины: развитие общественно-политических и социальных систем в современном обществе свидетельствует о том, что ХХI век, безусловно, является еще более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количества людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Отсюда и берет свои корни возрастающий интерес к восстановлению самоуправления в детском возрасте, которое превращается в необходимый атрибут целесообразной педагогической деятельности, предпосылку успешного жизненного самоопределения молодого человека с минимальными потерями средств и времени.
Основной целью организации
самоуправления школьников является создание
благоприятных условий для