Развитие молодёжного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:49, курсовая работа

Описание

Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге – за выживание народов как культурно-исторических общностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………................3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОЛОДЁЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ……………………………….6
РАЗДЕЛ II.
АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ………..17
РАЗДЕЛ III.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИНСТИУТА МОЛОДЁЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ………26
Заключение……………………………………………………........37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ....................................... 40

Работа состоит из  1 файл

курсаааач финал.docx

— 78.81 Кб (Скачать документ)

Зарегистрировано «___»_____20___г.

________ __________________________

Подпись       (расшифровка подписи)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

 

 

РАЗВИТИЕ МОЛОДЁЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Курсовая  работа студентки

заочного  отделения 2 курса 181151 группы

Шкребы Олеси Александровны

 

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

 Худокормова Светлана Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

   

стр.

     

 

ВВЕДЕНИЕ

……………………………………………….................

3

РАЗДЕЛ I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОЛОДЁЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ……………………………….

 

6

РАЗДЕЛ II.

АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО  И СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ………..…………..………….

 

 

 

17

РАЗДЕЛ III.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИНСТИУТА МОЛОДЁЖНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ…………

 

26

Заключение

…………………………………………………….........

37

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

.......................................

40


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что развитие института молодёжного самоуправления в последние годы носит особо интенсивный характер. 

Необходимость особой политики в отношении  молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть  современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными  группами, функцию ответственности  за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и  культуры, жизнь старших и воспроизводство  последующих поколений, и в конечном итоге – за выживание народов  как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции  в обществе, никакой другой социально-демографической  группой не замещаемые и не реализуемые. Молодежь наследует достигнутый  уровень развития общества и в  силу своего специфического положения  нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных  в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и  т.д. Она сразу воспринимает как  данность новое, выработанное предшественниками  в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности  человека. Ее жизненный старт находится  на более высокой ступени, чем  был у современных для нее  взрослых и пожилых. Регуляция сил  молодёжи требует повышенного внимания к себе.

Мы обнаруживаем небольшую долю исследований, посвященных развитию молодежного самоуправления; однако существующая социально-политическая ситуация государства диктует необходимость  изучения данного феномена.

 

 

Степень научной разработанности курсовой работы заключается в том, что возникший в последние годы интерес к изучению развития молодёжного самоуправления является определенной реакцией научного сообщества на интенсивное развитие данного общественного института (Г.М. Андреева, С.Беличева, Р.Бэрон, С.В. Еникополов, В.В. Знаков, Н.Д. Левитов, А.А Реан, Д.Ричардсон, Э.Фромм, Х.Хекхаузен, Д. Мехонцева, Т. Волоткевич и др.)1.

В исследованиях таких ученых, как  М. Дымовска, У. Колодзейчик, Б. Лимановска, К. Секутович, Б. Ставицка, В. Литвинович и других поднимается вопрос структуры молодёжного самоуправления2.

Однако многоплановое исследование проблемы молодёжного самоуправления в отечественной науке, по существу, только начинается, хотя отдельные  вопросы изучения данного вопроса  привлекали внимание некоторых авторов, найдя отражение в ряде работ (И. А. Хозеева, И.П. Ярош, С.Д. Лаптенок, Н.И. Самосюк, Д.В. Довгало)3.

Немногочисленные исследования самоуправления обнаруживают отсутствие единого взгляда  на типовые структуры организации, социальные и психологические особенности  управленцев.

Проблема исследования обусловлена противоречием между недостаточной теоретической разработанностью факторов формирования молодёжного самоуправления  с одной стороны, и потребностью в комплексном целостном развитии данного института на различных уровнях, с другой.

Объект исследования – социальные и политические, правовые факторы становления молодёжного самоуправления.

Предмет исследования – развитие молодёжного самоуправления. 

Целью исследования является выявление условий развития молодёжного самоуправление и выявление типовых структур.

Для достижения цели выделяются следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы исследования молодёжного самоуправления.
  2. Проанализировать организацию молодёжного самоуправления в историческом и социальном дискурсе.
  3. Разработать пути совершенствования структуры молодёжного самоуправления.

Теоретико-методологической основой курсового исследования составили:  общие социологические исследования самоуправления (Ж.Г. Тощенко, С.С. Фролов, Г.Е. Зборовский, Б.С. Ерасов, Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова)4.

Эмпирической базой курсового  исследования являются нормативно-правовые акты, целевые программы федерального и регионального уровня, материалы государственной, региональной и отраслевой статистики.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников литературы.

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОЛОДЁЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Молодежное самоуправление – это система выборных представительных  органов управления молодежными  сообществами, позволяющая наиболее эффективно привлекать молодых граждан  к принятию общественно-значимых решений, учитывать мнение молодежи при формировании молодежной политики, реализовать инициативы и проекты.

В современной ситуации, характеризующейся многообразием  и  разнонаправленностью действий молодежных общественных организаций, органы молодежного  самоуправления выступают в качестве базового института государственной  молодежной политики, наиболее полно  отражающего интересы различных  категорий молодежи5.

Теоретические основания для разработки проблемы самоуправления студенческой молодежи имеются. Так, Р.Бенедикт, Л.Шелефф, Э.Эриксон, используя психоаналитический инструментарий, исследовали место и роль молодежи в социальной среде, ее реакции на изменение своего положения в общественном развитии. Д.Белл, Р.Мертон, Э.Фром, Л.Фойер рассматривали структурные элементы молодежной среды, описывали социальные роли и социальный статус различных групп молодежи. П.Гуревич, Н.Злобин, С.Иконникова, Л.Коган, М.Коган, М.Коул, К.Мангейм, М.Мид, С.Скрибнер, Э.Соколов и А.Швейцер в аспекте феноменологии человеческой культуры исследовали социальные процессы в молодежной среде. И.Бестужев-Лада, Ю.Волков, Б.Докторов, В.Лисовский, Ю.Левада, Т.Петрова, В.Потемкин, В.Сигов, Е.Слуцкий, М.Руткевич, Л.Рубина, Ф.Филиппов, В.Ядов исследовали образовательный процесс студенческой молодежи, процессы ее профессионального становления модели социального развития молодежной среды. М.Гильдингерш, В.Журавлева, Л.Коглягина, В.Магун, Н.Римашевская6, В.Чупров и др. исследовали процессы занятости молодежи, ее социальной защиты, материального благосостояния и адаптации к преобразованиям в сфере экономики.

Результаты этих исследователей создают  предпосылки комплексного подхода  к развитию процессов самоуправления молодежи.

Закономерным стало обращение  к возрождению самоуправления в  нашей стране на современном этапе  его развития, в период реорганизации  общества, поиска путей обновления системы его управления. Проблема муниципального управления нашла свое отражение в учебных пособиях по управлению, где ему было дано определение, принципы развития, базовые  категории, выявлены его основные законы, что имело большое значение в  ситуации дефицита разработок по этой проблеме7.

К определению понятия  самоуправления в современной науке  обращаются нередко. Мы находим исследования по данной теме у разных авторов, среди  которых И.Л. Шиков, В. Лимонов, Л. Галкина8.

«Студенческое самоуправление – это особая форма инициативной общественной деятельности студентов, направленная на координацию совместной деятельности студенческого сообщества и руководства образовательного учреждения, развитие социальной активности студентов, поддержку социальных инициатив, а также на организацию досуга студенческой молодежи. Самоуправление в вузе – это механизм формирования умений принимать самостоятельные решения, брать ответственность за результаты своей деятельности, за коллектив людей и свое профессиональное становление»9. Студенческая среда с действующими в ней органами самоуправления содержит в себе огромный потенциал творчества и развития. Именно в самоуправлении проявляется креативность, энергичность, социальная активность молодых людей, их стремление к достижению позитивных целей. Молодёжное самоуправление характеризуется: 

– автономностью, предполагающей относительную независимость самоуправления в постановке целей и задач, разработке основных направлений деятельности, самостоятельность в выборе мотиваций, целей, средств в достижении результата;

– самостоятельностью, предусматривающей наличие определенных полномочий у органов студенческого самоуправления, включенность непосредственных исполнителей в процесс разработки и принятия решений; предполагающей творческую активность в осуществлении управленческих функций;  целенаправленностью, т.е. способностью самоуправления ставить цели деятельности и развития, соотнося их с задачами образовательного учреждения, государственной молодежной политики, а также четким сознанием желаемых результатов, умением видеть оптимальные пути достижения целей;

– ориентацией в социокультурном пространстве, которая выражается в партнерстве с руководством федеральных, региональных, местных органов реализации программы молодёжной политики, взаимодействии с органами государственного и местного самоуправления, социальными институтами города и района, молодежными организациями.

Самоуправление – это  одно из средств достижения определенных педагогических целей, поэтому определяются стратегические направления его развития, связанные с созданием соответствующих условий, оказанием материально-технической и информационной поддержки его органам.

Важными типовыми структурами  молодёжного самоуправления  являются молодежный парламент, молодежное правительство и молодежная избирательная комиссия10.

Молодежные парламенты формируются  на основе всеобщих равных тайных молодежных выборов с использованием технологий электронного голосования.

Действующие депутаты законодательных (представительных) органов государственной  власти и местного самоуправления не могут входить в состав молодежного  парламента.

Целью молодежных парламентов является представление, отстаивание и защита прав и законных интересов молодежи. Молодежные парламенты призваны решать следующие задачи:

– формирование (разработка, утверждение приоритетов и концепции) общественной молодежной политики;

– представительство молодежи соответствующей территории;

– отстаивание и защита прав и законных интересов молодежи в процессе выработки и принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления(законотворчество);

–  участие в формировании государственной молодежной политики.

Молодежные избирательные комиссии формируются из числа представителей молодежных общественных организаций  – по одному представителю от молодежной общественной организации. Половина членов молодежной избирательной комиссии назначается молодежным парламентом, другая половина – молодежным правительством.

Молодежные избирательные комиссии в пределах своей компетенции  независимы от иных органов молодежного  самоуправления, органов государственной  власти и местного самоуправления, а также иных юридических и  физических лиц.

Целью молодежных избирательных комиссий является обеспечение проведения молодежных выборов и молодежного референдума (аналогично действующему законодательству о реальных избирательных комиссиях).

Задачами молодежных избирательных  комиссий являются:

– организация, подготовка и проведение молодежных выборов и молодежного референдума;

– контроль за соблюдением правил проведения молодежных выборов и молодежного референдума;

– повышение уровня правовой грамотности, общественно-политической и электоральной активности молодежи;

–работа с молодыми избирателями.

Председатель и структура молодежного  правительства утверждается молодежным парламентом (его сформированным большинством, победившим на прямых молодежных выборах). Руководитель молодежного правительства назначает молодежных министров. (Система аналогичная модели парламентской республики в любом демократическом государстве.)

Целью молодежных правительств является реализация общественной молодежной политики на соответствующей территории.

Молодежное правительство обладает правами юридического лица, имеет  печать. В целях реализации общественной молодежной политики молодежному правительству  соответствующей территории предоставляются  субсидии, предусмотренные в соответствующем  бюджете на проведение конкурса и  выделение по его результатам  грантов молодежным общественным объединениям для осуществления проектов по реализации общественной молодежной политики в  соответствии с ее утвержденными  приоритетами.

Информация о работе Развитие молодёжного самоуправления