Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:48, контрольная работа
Однако весьма скоро становится очевидно, что капиталистический способ производства неизбежно сопровождается кризисами. Почти все общественные институты, которые казались столь устоявшимися и незыблемыми, начинают выглядеть как проблема. Такие традиционные институты, как церковь, приход, большая семья, или теряли свое былое значение, или распадались (как, например, большая феодальная семья), и их задачи переходили в заботу государства, тем самым социально-политические «обязанности» государства увеличивались. С другой стороны, религия и философия, которые раньше успешно занимались решением социальных и нравственных проблем, уже не справлялись с этим в изменившихся условиях. Все это вместе взятое подводило к неизбежности возникновения такой науки, которая бы специализировалась на исследовании общественных проблем и на накоплении знаний по этим проблемам. Так возникает социология.
Введение………………………………………………………3
1.Понятие социологии………………………………………….…4
1.2.Связь социологии с другими науками………………………4
1.3Социология-наука об обществе………………………….……7
2.Предсоциологический этап. Взгляды П.Я.Чаадаева……..…10
3.Основные направления развития социологической мысли в
России(XIX XX вв.)………………………………………………13
Заключение…………………………………………………….….16
Список литературы…………………………………………………………18
Учреждение образования
«Белорусский
государственный университет
Кафедра менеджмента социально-
Контрольная работа
Тема: «Развитие социологии в дореволюционной России»
Выполнила:
Студентка 311а гр. ФЗО
Езерская Валентина Алексеевна
Руководитель:
Игнатович П.Р.
Минск 2013
Содержание
Введение………………………………………………………3
1.Понятие социологии………………………………………….…4
1.2.Связь
социологии с другими науками……
1.3Социология-наука об
2.Предсоциологический этап. Взгляды П.Я.Чаадаева……..…10
3.Основные направления развития социологической мысли в
России(XIX XX вв.)……………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Возникновение социологии и ее становление как самостоятельной науки связаны с теми общественными потрясениями, которые происходили по разным причинам в XVIII и XIX веках. Раздробление абсолютной монархии в большинстве стран, распад в связи с этим жесткой социальной структуры феодального общества, стремительное развитие капиталистического способа производства — крупнейшие социально-экономические события рубежа XVIII-XIX веков. Государство и общество, власть и народ, индивид и социум начинают дифференцироваться и осознаваться как самостоятельные субъекты действительности и объекты науки. Идеи свободы и равенства, вопросы общественного устройства и социальной справедливости попадают в центр общественного внимания. Капитализм в его прагматических целях начинает нуждаться в науке, и это дает толчок развитию естественных дисциплин.
Однако весьма скоро становится очевидно, что капиталистический способ производства неизбежно сопровождается кризисами. Почти все общественные институты, которые казались столь устоявшимися и незыблемыми, начинают выглядеть как проблема. Такие традиционные институты, как церковь, приход, большая семья, или теряли свое былое значение, или распадались (как, например, большая феодальная семья), и их задачи переходили в заботу государства, тем самым социально-политические «обязанности» государства увеличивались. С другой стороны, религия и философия, которые раньше успешно занимались решением социальных и нравственных проблем, уже не справлялись с этим в изменившихся условиях. Все это вместе взятое подводило к неизбежности возникновения такой науки, которая бы специализировалась на исследовании общественных проблем и на накоплении знаний по этим проблемам. Так возникает социология. Ее прагматическая функция — «добывать» знания о существующих в обществе проблемах и «передавать» их в те инстанции, которые правомочий принимать конкретные решения на основе этих научных знаний. Социологии присуща критичность по отношению к общественным проблемам и стремление к глубинному раскрытию общественных проблем. Как и в каждой науке, в социологии теория и практика тесно связаны между собой: результаты исследования применяются на практике, а на основе эмпирических результатов исследования происходит разработка социологической теории.
(Эркки Калеви Асп.Введение в социологию. Издательство: АЛЕТЕЙЯ
Год издания: 2000 Стр 3)
1.Понятие социологии.
Социология – относительно молодая, непрерывно развивающаяся наука. Этим объясняется множественность подходов к определению её предмета и сущности как самостоятельной отрасли научного знания.
Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени её объект и предмет менялся и уточнялся, постепенно отделяя социологию от философии. Дело в том, что к середине XIX в. социальное развитие и внутренняя логика эволюции науки об обществе потребовали новых подходов к её определению.
Социология возникла
в ответ на потребности формирования
гражданского общества. Такое общество
утверждает торжество прав и свобод
человека, духовную, экономическую
независимость и автономность гражданина
вместо привычного порядка феодально-
Расширение прав и свобод человека, увеличение возможности выбора естественным образом пробуждали интерес человека к знанию основ социальной жизни общества, становлению и развитию социальных процессов, отношений, институтов с целью рационального и эффективного использования приобретённых прав и свобод. Отраслью знания, помогающей глубже и конкретнее познать социальные общности, в которых осуществляется социальное взаимодействие людей, стала социология.
1.2.Связь социологии с другими науками.
Считают, что социология вышла из недр социальной философии и в определённой мере перенимает философскую культуру, придаёт большое значение теоретическому обобщению, целостному осмыслению социальных явлений. В то же время, социология стремится преодолеть ту ограниченность, которая свойственна философии при анализе реальных социальных проблем. Она осуществляет задачу, которую не ставит перед собой философия, - непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни. Однако между этими науками прослеживается непосредственная связь. Например, принципиально новое решение в современной социологии и философии получает проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Эти науки помогают обществу не только выйти из кризисных ситуаций, но и прийти к разумному управлению и регулированию социальными процессами.
Большое значение для
социологии имеет историческая наука,
которая концентрирует внимание
на изучении общества во времени и
пространстве. Таким образом, и история,
и социология имеют в качестве
объекта изучения общество. Обе науки
рассматривают две основные проблемы:
определённые социальные закономерности
и индивидуальные, неповторимые явления
и процессы. Отрицание преемственности
исторического и социального
опыта оборачивается большими бедами
для человечества. Выявить эволюцию
субъективно-объективных
Основной формой деятельности общества является материальное производство и экономическая деятельность. Изменения средств производства, роли и места человека в производственном процессе, - всё это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Трудовая деятельность человека меняется с учётом развития самого человека как социального существа. Именно поэтому социология не может не взаимодействовать с политической экономией.
Тесно связана социология и с политологией. Взаимодействие этих наук породило новую отрасль науки – политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы. Во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические режимы.
Итак, определяя место социологии в системе гуманитарных наук, необходимо подчеркнуть, что она как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции без взаимодействия с другими науками об обществе. В то же время социология является специфической наукой об обществе, включает в себя социологическую теорию, которая может использоваться другими гуманитарными науками.
В самом общем
виде объектом социологии как науки
является общество как целостный
социальный организм, как социальная
система, как исторически развивающаяся
форма совместной жизнедеятельности
людей. Она изучает определённую
сферу действительности, имеющую
относительную завершённость, наиболее
общие свойства и закономерности,
присущие всем социальным явлениям. Известно,
что каждый из объектов «расчленяется»
науками на отдельные части, фрагменты,
которые становятся их предметами.
Вопрос о соотношении объекта
и предмета социологии как науки
состоит в том, как понимать общество,
процесс его функционирования и развития.
Теоретики трактуют предмет социологии
по-разному. Э. Дюркгейм, например, определяет
социологию «как науку об институтах,
их генезисе и функционировании». По мнению
Г. Зиммеля, «предмет социологии заключает
в себе… отношение индивидуума к обществу,
причины и формы образования групп, противоположности
классов и переходы от одного к другому,
развитие отношений между господствующими
и подчинёнными и
П. Сорокин предлагает следующее определение: «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой».
Свое понимание предмета социологии дают Ю. Волков и И. Мостовая. Их точка зрения заключается в том, что «социология – это познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности, или социальных организаций». Понятие организации, или социальной общности, может трактоваться и как глобальное (мировое) сообщество, и как общество в его традиционном смысле (национальное сообщество), и как микросообщество (социальная группа, секта, клан).
С.Фролов полагает, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах. В понятие социальной структуры он вводит взаимное расположение индивидов и групп в обществе, их взаимосвязи, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования социальных структур автор понимает прежде всего окружающую среду и культуру. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.
В.Н. Ковалёв рассматривает предмет социологии как познание социальных отношений людей, которые с наибольшей полнотой и конкретностью раскрывают специфику механизмов взаимосвязи и взаимодействия между общностями и индивидами.
Попытку дать развёрнутое определение предмета социологии на основе уже существующих разработок предпринял российский учёный В. Ядов. На его взгляд, социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, социальных отношениях, взаимосвязи и взаимодействии между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями, а также о закономерностях социальных действий и массового поведения.
Исходя из анализа сложившихся подходов к определению объекта и предмета социологии, можно прийти к следующему выводу. Что касается объекта социологии, то учёные выработали более-менее общий взгляд на его определение. В отношении же предмета социологии в науке существует большое разнообразие трактовок. Согласно сложившейся традиции при определении предмета социологического познания выделяются ключевые социальные явления. Обычно к ним относятся человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т.д.
Общество объективно
состоит из различных социальных
общностей. Это имманентная, то есть
свойственная черта любого человеческого
объединения, обусловленная многими
общими, специфическими факторами. Между
социальными общностями, внутри них,
а также между общностями и
отдельной личностью не только могут,
но и реально возникают
1.3.Социология-наука об
Основоположником социологии считается французский философ О. Конт (1798 - 1857 гг.). Именно он начал употреблять название «социология» (лат. societas - общество и греч. logos - учение). Однако его вклад в науку не был ограничен введением термина социология. Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества». Основная идея Конта - отделение «науки» от «метафизики» и теологии.
В социальной системе Конт определял две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой структуру и строй общества и законы человеческого существования, а вторая означает изменение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и динамики применяется метод наблюдения, опыта и сравнения.
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять в связи с его «Законом трёх стадий». Согласно этому закону в развитии человечества Конт различал три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную.
На первой стадии
человек понимает природные явления
как результат действия сверхъестественных
сил. На второй стадии все явления
объясняются как результат
Трём указанным выше ступеням умственного развития человечества соответствуют три стадии исторического прогресса. Первая - теологическая (древность и до XIII в.). Вторая - метафизическая - охватывает XIV – XVIII вв. На третьей, высшей - позитивной стадии, начавшейся в XIX в. наступает расцвет промышленности, науки. На место старой традиционной религии приходит позитивизм как «религия человечества».
Таким образом, О. Конт впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований; обосновал закономерный характер развития истории.
Разработка и формирование основных научных концепций в середине XIX и до начала XX в. немецкими учёными К. Марксом, М. Вебером, французским социологом Э. Дюркгеймом, способствовали превращению социологии в науку, имеющую свой предмет свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.
Информация о работе Развитие социологии в дореволюционной России