Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:05, курсовая работа
Актуальность темы садомазохизма заключается в том, что в наши дни его можно рассматривать не только как общепринятое понятие, связанное с деструктивным поведением. Садомазохизм современности- это прежде всего моральное восприятие реальности.Садомазохизм, несмотря на то, что примеры его сексуального проявления наиболее интересны, проявляется и в других областях человеческой жизни. Садомазохистскими по своей природе являются отношения родителей и детей, когда те и другие поочередно или и с одной стороны насилуют друг друга, заставляя испытывать психические страдания.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность садомазохизма и его проявления…………………………………7
1.1. Этимология понятия……………………………………………………...7
1.2. Сущность садомазохизма……………………………………………...…9
1.3. Оценка садизма и мазохизма в диагностических руководствах……..17
2. Садомазохизм в современном обществе……………………………………21
2.1. Садизм и мазохизм как личностные расстройства……………………21
2.2. Современное восприятие садомазохизма……………………………...23
2.3. Садизм и мазохизм: половые извращения или своеобразие сексуальных предпочтений?.................................................................................29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Актуальность темы садомазохизма заключается в том, что в наши дни его можно рассматривать не только как общепринятое понятие, связанное с деструктивным поведением. Садомазохизм современности- это прежде всего моральное восприятие реальности. Несправедливо устроенное общество, основанное на эксплуатации человека, паразитизме одних за счет других, жесткой иерархичности подчинения, господстве чинов и титулов, все это рождает в психике угнетателей чувство собственного величия по отношению к низшим сословиям, а в психике угнетенных чувство униженного подчинения, беспомощности и слабости. Эта система внутренних ощущений возникая под воздействием общественного строя складывалась тысячелетиями. Человек, формируясь как личность в системе таких иерархичных, неравноправных, несправедливых, жестоких и циничных отношений всегда знал свое место и четко представлял себе, как он должен вести себя с высшими или с низшими по отношению к себе индивидами. Это и создавало в нем садомазохистскую природу души. Терпеть насилие и унижение, далеко не всегда физическое, но всегда мучительное, унижать других самому указывая им их рабское Место в социуме, пытаясь хоть как-то сохранить свое положение.
Садомазохизм в современных нам формах существования происходит из невозможности человеком преодолеть эти отношения и выйти на путь беспрепятственного самостоятельного творческого развития. Садомазохизм является иррациональной сексуально окрашенной психической склонностью происходящей из бессознательных позывов причинять и испытывать страдания в целях получения удовольствия. Садомазохизм, несмотря на то, что примеры его сексуального проявления наиболее интересны, проявляется и в других областях человеческой жизни. Садомазохистскими по своей природе являются отношения родителей и детей, когда те и другие поочередно или и с одной стороны насилуют друг друга, заставляя испытывать психические страдания.
Садомазохистски
выстроены отношения на работе и,
особенно в армии, где мы можем
отчетливо наблюдать
Степень научной-разработанности проблемы.
Маркиз де Сад считал садомазохизм высшим проявлением свободы человека и даже называл своих героев "либертенами" - от французского слова "либерте". В соответствии с теорией американского психолога Берна садомазохизм могут практиковать психически здоровые люди - из чистого любопытства, просто потому, что это сейчас модно, а в Интернете полным-полно садомазокартинок. А Симона де Бовуар, наоборот, полагает, что причина садомазохизма - "в попытке компенсации эмоционального единства партнеров, позволяющего одновременно забыть себя и осознать реальность другого существа". Садомазохизм - по Э.Фромму - черта авторитарной личности, характеризующаяся стремлением к унижению и мучению слабых и в то же время стремлением самому быть жертвой и подчиняться сильным. Зигмунд Фрейд называл садомазохизм "результатом деструктивных фантазий, направленных против самого себя". Фрейд в ст. «Три очерка по развитию сексуальности» полагал, что садизм и мазохизм достаточно неразрывно существуют в одном и том же человеке. Единственно — какое-либо одно «качество» "может быть представлена в несколько большем виде, хотя вполне допустимо и своего рода «равновесие». Трактовка садомазохизма в современном фрейдизме может быть представлена Ж. Лапланшем, французским психоаналитиком. Лапланш подчеркивает экзистенциальное и концептуальное противоречие феномена и понятия садомазохизма: удовольствие в неудовольствии. Вслед за Фрейдом, для которого удовольствие от собственного страдания более понятно, чем удовольствие от причинения страдания другому человеку, Лапланш видит в мазохизме сексуально (и логически) первичную позицию. Неофрейдистский подход к садомазохизму развивает Эрих Фромм, который отказывается от мысли о первичности мазохизма в садомазохизме и о сексуальной основе садомазохизма. Фромм видит ядро садизма в желании абсолютной и полной власти над любым более слабым живым существом. При этом в цивилизованном обществе психический садизм встречается чаще, чем физический, о чем говорит власть родителей над детьми, начальников над подчиненными, учителей над учениками . Садизм — это один из способов ответа на антропологическую проблему человеческой конечности; обычно он свойствен людям, которые чувствуют себя ущемленными.
Названия «садизм» и «мазохизм» были предложены в 1886 году сексологом Рихардом фон Крафт-Эбингом. Первое происходит от имени маркиза де Сада (использовал в творчестве сцены сексуального насилия), второе — от имени Леопольда фон Захера-Мазоха (описывал подчинение женщине и получение удовольствия от унижения полученного во время наказания)
Объект исследования: Современный человек
Предмет исследования: Садомазохизм в современном обществе
Цель: интерпретация садомазохизма как характерной черты современного человека
Задачи:
Термины “садизм” и “мазохизм” впервые ввёл немецкий психиатр Р. фон Крафт-Эббинг в 1886г. Они были образованы от имен писателей Маркиза де Сада и Л. фон Захера-Мазоха, подробно описавших феномены в своих произведениях1.
Флагелляция (лат. flagello, flagellatum – бичевать), – причинение болевых раздражений ударами длинных гибких предметов (например, плети или бича).
В XVII веке подобные истязания были широко распространены в монастырях в качестве епитимьи, – считалось, что в результате этих действий душа возвышается и очищается, а сознание возносится к Богу.
Согласно Р. Крафт-Эббингу: “Садизм есть ощущение полового удовольствия, доходящее до оргазма при виде и при испытывании наказаний и других жестокостей, совершаемых над человеком или даже над животным; садизмом называется также стремление причинять другим живым существам унижение, страдания, даже боли и раны с целью вызвать ощущение сексуального удовольствия”. В свою очередь, мазохизм – это “направленность полового влечения на представления, имеющие своим содержанием подчинение лицу другого пола, и на то, чтобы испытать его насильственные действия по отношению к себе”
Первоначально он обозначал сексуальную девиацию, заключающуюся в достижении полового удовлетворения посредством духовного или физического страдания, причиняемого партнером или самим собой вместо, либо в ходе сношения. Позднее благодаря психоанализу получило распространение более широкое понятие мазохизма, относящееся к типу личности. Мак-Кэри сообщает, что мазохизм (девиация) наблюдается у 2,5% мужчин и 4,6% женщин. Таким образом, утверждение, будто мазохистские черты присущи женской натуре, а садистские - мужской, не соответствуют истине. Если родоначальник садизма маркиз де Сад - фигура хорошо известная, его книги издаются и в настоящее время, ему посвящено множество трудов, то человек, с чьим именем связано понятие мазохизма, сейчас почти предан забвению, а ведь он вполне заслуживает того, чтобы сказать о нем несколько слов. Леопольд Захер-Мазох (1836 -1895) был писателем, через все творчество которого красной нитью проходит мотив гордой властительницы ("Венера в мехах") с бичом в руке, обладающей безграничной властью над рабски преданным ей мужчиной. Почти все героини его книг - это сильные, демонические женщины, губящие своих поклонников. Подобная линия в его произведениях связана с событиями, имевшими место в жизни писателя.
Ранее использовался также термин «алголагния» (от греческого «алгос» — боль и «лагния» — сладострастие), означающий влечение к причинению или претерпеванию боли. Однако исследования показали, что сама по себе боль не является фактором, вызывающим сексуальное наслаждение ни у садистов, ни у мазохистов. Сексуальное удовлетворение при садомазохизме обуславливается отношениями доминирования и подчинения, в которых причинение боли выступает лишь в качестве одного их элементов.
В настоящее время садизм и мазохизм рассматриваются как проявления единого явления — садомазохизма. Это связано с тем, что в науке мазохизм нередко рассматривается как разновидность садизма, направленного на самого себя.
Садомазохизм — сексуальное отклонение, заключающееся в достижении полового удовлетворения посредством душевного или физического страдания, причиняемого партнером или самому себе в процессе партнерских взаимоотношений2.
Девиация связана с желанием совершать действия, причиняющие боль, являются унижающими, показывают подчинённое положение человека, на которого направлены, либо быть объектом таких действий. В первом случае имеет место садизм, во втором мазохизм. Нередко индивид сочетает садистские и мазохистские действия, получая удовлетворение и от тех, и от других.
Отдельные элементы садомазохистских практик могут быть характерны и для нормальных сексуальных отношений. Например, похлопывание во время секса по попке, половым губам, клитору, грудям; нежные, лёгкие укусы сосков, губ, мочек ушей и т.д. Садомазохизм признаётся заболеванием только в случаях, когда подобные действия становятся основным элементом сексуальной жизни, а достижение сексуальной разрядки без их использования невозможно, и только когда это приносит серьёзные проблемы в персональной или рабочей жизни или приводит к насильственным половым актам.
Садомазохизм необходимо отличать от возможных проявлений агрессивности или жестокости, имеющих место в сексуальных ситуациях, которые не связаны с получением наслаждения.
Термин «мазохизм» также применяется в психологии личности (Отто Кернберг) для описания склада личности, склонного к идеализации и сакрализации страданий.
Согласно Р. Крафт-Эббингу, данные формы сексуального взаимодействия являются сексуальными извращениями, так как “извращением - при существующей возможности естественного полового удовлетворения - необходимо считать всякое проявление полового инстинкта, не соответствующее целям природы, т.е. размножению”. Тем не менее, принимая во внимание относительно широкую распространенность садизма и мазохизма наряду с прочими аномалиями сексуального поведения, а также родственность садомазохистских проявлений некоторым чертам принятых отношений между полами, Р. Крафт-Эббинг допускал существование различных форм садизма и мазохизма: “Как одно извращение, так и другое могут при благоприятных условиях существовать наравне с нормальной половой жизнью. Как одно, так и другое выражаются актами, носящими либо подготовительный, предшествующий совокуплению характер, либо заменяющий, заступающий место последнего”.
В распространенном значении садизмом принято считать “ненормальную страсть к жестокостям, мучительству, наслаждение чужими страданиями”, а также “вид полового извращения, при котором для получения удовлетворения необходимо причинить физическую боль партнеру”. Мазохизмом принято считать “получение морального удовлетворения от причинения себе нравственных страданий; самоистязание”, а также “вид полового извращения, при котором для получения удовлетворения необходимо ощущение боли”. В данных словарных определениях хорошо отражена тенденция к употреблению терминов “садизм” и “мазохизм” вне контекста сексуального взаимодействия людей, что значительно расширяет область употребления определяемых понятий.
В психологии такое расширение понятиям садизма и мазохизма давал психоанализ. Например, З. Фрейд называл садизмом или “садизмом в собственном смысле слова” такую сексуальность, которая связана с насилием по отношению к другому человеку. Однако в более широком смысле он иногда называл садизмом насилие, не связанное с сексуальным удовлетворением (влечение к овладению, агрессивность, садомазохизм). Такое понимание термина широко распространилось в психоанализе, хотя З. Фрейд подчёркивал его нестрогость и возможную путаницу между садизмом и агрессивностью. Эта тенденция особенно проявляется в работах М. Кляйн и её последователей. В этих работах садизм отождествляется с агрессией и относится к ситуациям, в которых сексуальный элемент либо внешне отсутствует, либо, по меньшей мере, не осознаётся.