Садомазохизм современного человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:05, курсовая работа

Описание

Актуальность темы садомазохизма заключается в том, что в наши дни его можно рассматривать не только как общепринятое понятие, связанное с деструктивным поведением. Садомазохизм современности- это прежде всего моральное восприятие реальности.Садомазохизм, несмотря на то, что примеры его сексуального проявления наиболее интересны, проявляется и в других областях человеческой жизни. Садомазохистскими по своей природе являются отношения родителей и детей, когда те и другие поочередно или и с одной стороны насилуют друг друга, заставляя испытывать психические страдания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность садомазохизма и его проявления…………………………………7
1.1. Этимология понятия……………………………………………………...7
1.2. Сущность садомазохизма……………………………………………...…9
1.3. Оценка садизма и мазохизма в диагностических руководствах……..17
2. Садомазохизм в современном обществе……………………………………21
2.1. Садизм и мазохизм как личностные расстройства……………………21
2.2. Современное восприятие садомазохизма……………………………...23
2.3. Садизм и мазохизм: половые извращения или своеобразие сексуальных предпочтений?.................................................................................29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

тупицына.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

       При диагностике парафилий возникают  также определенные сложности, связанные  с тем, что в последние десятилетия, по прошествии так называемой “сексуальной революции”, к исследователям садомазохизма  поступает все больше информации о его широкой распространенности среди обычных, в остальном психически и сексуально нормальных людей. По различным данным, распространенность садомазохизма в западном обществе оценивается в промежутке от 2% до 25%, причем, эти случаи представляют, в основном, люди, ни разу не попадавшие на прием к психиатру или сексологу по вопросам “необычного” сексуального поведения.

       В сексологии для обозначения таких  вариантов отклонения сексуальных  предпочтений приняты термины “парафилические  тенденции” – то есть, “деформирующие либидо установки, проявляющиеся в мечтах и фантазиях, но по тем или иным причинам не реализуемые”, а также “парафилические элементы” – то есть, “легкие девиации полового влечения, свойственные нормальной сексуальности, играющие роль дополнительных, второстепенных аксессуаров и не являющиеся патологией” [13]. Западные ученые, в свою очередь, выделяют 1) “малый садизм”, присущий нормальной сексуальной жизни, в который входят: ментальный садизм (проявляющийся в воображении), визуальный садизм (проявляющийся в пассивном наблюдении) и символический садизм (проявляющийся в психологическом подавлении и унижении других); и 2) “генуинный садизм”, проявляющийся в непосредственном причинении боли другому человеку с целью получения удовольствия или удовлетворения. 
 

 

        2. Садомазохизм  в современном  обществе

       2.1. Садизм и мазохизм как личностные расстройства

       Исследования  показывают, что достаточно часто  склонность к садомазохизму закладывается  в детском возрасте под влиянием жестоких действий со стороны родителей. Дети, которые подвергались в детстве воздействию со стороны родителей-садистов, могут воспринять подобный стереотип поведения и использовать его в отношении собственных детей. Естественным следствием подобных отношений в семье может стать и формирование мазохистского склада характера: ребёнок привыкает исполнять пожелания родителей, даже причиняющие ему страдания, чтобы доставить им удовольствие6.

       Высказанное в психоанализе мнение о необязательной взаимосвязи садистических проявлений с сексуальным компонентом находит отражение в изучении феномена “садистического расстройства личности”, которое было включено впервые в диагностическое руководство DSM-III-R, однако не вошло в окончательный вариант DSM-IV. Диагноз “садистическое расстройство личности” ставится в тех случаях, когда удовольствие, получаемое агрессором от садистических действий над жертвой, не обязательно связано с сексуальным компонентом. Исследования садистического расстройства личности проводятся не только в судебно-психиатрической практике, но и при классификации и уточнении существующих типов нарушений личности. В свою очередь, отдельные черты несексуального мазохизма, то есть, в широком смысле, получения несексуального удовлетворения от страданий отражаются в DSM-III-R в таких диагнозах, как “садомазохистская личность” и “личностные расстройства с самопоражением”.

       Рассмотрение  садизма и мазохизма в рамках некоторых форм нарушений личности не является случайным. До недавнего  времени парафилии считались  лишь сопутствующими синдромами в составе психопатий и некоторых других психических расстройств. В отечественной сексологии существовали, например, такие объяснения природы парафилий: “Все формы сексуальных перверзий не являются болезнями в нозологическом смысле, а лишь синдромами, наблюдающимися при различных душевных заболеваниях”.

       В то же время, в начальных версиях DSM (от англ. “Diagnostical and Statistical Manual of Mental Disorders” – Диагностическое и статистическое руководство по психическим заболеваниям) садизм и мазохизм также не сразу стали рассматриваться как отдельные расстройства. Так, в DSM-I (1952) они, среди прочих отклонений сексуального поведения, относились к разделу “социопатическое расстройство личности”, в DSM-II (1968) – к разделу “расстройства личности и некоторые другие непсихотические психические расстройства”. В DSM-III (1980) впервые был введен термин “парафилии”, и с тех пор, в последующих версиях DSM, расстройства сексуального поведения стали рассматриваться отдельно, в разделе “сексуальные расстройства”.

       В современной отечественной психиатрии также можно встретить отношение к парафилиям как к сопутствующему психопатиям синдрому. Однако всё большее количество авторов обращает внимание на самостоятельность и независимость данных девиаций в ряду прочих психических расстройств. В частности, Б.В. Шостакович, А.А. Ткаченко считают, что “аномальное сексуальное поведение является самостоятельным видом патологии. Существование собственных закономерностей формирования и развития – одна из отличительных особенностей перверсий”.

       Мужчины с садистскими наклонностями  чаще всего вырастают из тех кто  уже в детстве отличался жестокостью - например, по отношению к животным - или видел перед собой пример отца, строгого и даже жестокого  по отношению к матери. Некоторые  мужчины как бы мстят вступающим с ними в близкие отношения женщинам за деспотизм своей матери, пережитый в детстве. Другие же, напротив, стремятся к связи с женщиной, способной доминировать по образцу строгой матери.

       По  мнению классика отечественной сексопатологии профессора А. М. Свядоща, мазохистские проявления сексуального поведения чаще встречаются у женщин, чем у мужчин, ибо инстинкт полового подчинения свойствен в большей степени именно для "слабого" пола. Переживание чувства беспомощности, покорности, неспособности к сопротивлению выступает в таких случаях на передний план мазохистских переживаний. Такие женщины зачастую подсознательно, без видимой причины, провоцируют напряженность и конфликты в партнерской паре, поскольку это усиливает эмоциональное напряжение и создает возможность наслаждаться самоунижением, самоистязанием и удовлетворять сексуальные потребности при "наказании".

       2.2. Современное восприятие садомазохизма

       В современном обществе садомазохизм — все еще запретная тема, хотя именно люди, успешные в карьере, после окончания рабочего дня порой жаждут играть другую роль, превращаясь в покорных рабов.

       Садомазохизм  считается самой распространённой из всех сексуальных девиаций, в определённой мере его проявления присущи всем людям. В большинстве случаев садомазохистские наклонности не препятствуют нормальной жизни человека в обществе, в том числе формированию семейных отношений. Более того, при удачном стечении обстоятельств может возникнуть пара, в которой садистские потребности одного партнёра соответствуют мазохистским другого, что является предпосылкой для установления более тесных отношений (в том числе в формате БДСМ-отношений).

       В то же время нельзя отрицать, что садомазохизм достаточно часто имеет негативные социальные последствия. Достаточно часто у садомазохистов наблюдаются саморазрушительные, деструктивные потребности, проявляющиеся в злоупотреблении алкоголем и наркотиками, в антисоциальном поведении7.

       Садомазохизм может приводить к совершению актов сексуального насилия, вплоть до убийств на сексуальной почве, к мучению животных, к жестокому обращению с детьми под видом их «воспитания»

       При мысли о наручниках, собачьем ошейнике, кнуте, трости, горячем воске, зажимах, поясе с гвоздями или позорном столбе большинство людей с содроганием думают о болях. Но садистов и мазохистов часто электризует не боль, а тоска по власти и бессилию. Есть также и люди, которые любят боль как проявление собственной сексуальности. Ролевые игры садистов и мазохистов вращаются вокруг силы и слабости, подчинения и унижения. Это мир эротики, в котором и палач, и жертва получают удовольствие. При этом часто на первом плане не сексуальность, а сценарий, проигрываемый при выбранной ролевой игре.

       В такие игры может играть менеджер, желающий, чтобы его дрессировали в собачьем ошейнике, стремящийся  узнать, что такое покорность. Или  врач, который не прочь, чтобы ему  отдавали приказы и стегали его  кнутом в надежде испытать чувства, которые, по его мнению, испытывают пациенты. Из «комнаты пыток» выходит удовлетворенным студент: «госпожа» заковала его в кандалы, а затем принадлежала только ему. Будучи скованным и физически пассивным, студент испытал чувство душевного покоя и полной безопасности. Для тех, кто любит «помягче» и побаивается «жестких» игр, предоставлены кандалы, отделанные плюшем, и «мягкие» пытки в широком ассортименте.

       «Согласно сценарию «Больница» во время так  называемой сессии банкир, в реальной жизни жестко руководящий множеством людей, подчиняется медсестре или женщине-врачу, находясь в полной беспомощности, — говорит мадам Лаура, психолог и руководитель очень специфического салона, в котором работают 35 «хозяек» и «рабынь». — Я нахожу замечательным качеством способность позволить унизить себя. Это состояние для многих — краткосрочный отпуск души, и по блеску в глазах я вижу, как человек испытывает радость, освобождается от психологической нагрузки и становится счастливым».

       Все это происходит в скрытом от посторонних глаз мире садомазохизма, который в Германии все еще является запретной темой, хотя он не наказуем и более не классифицируется научной сексологией как извращение. Но, в отличие от гомосексуалистов, представляющих сегодня «салонное» явление, мало кто решится открыто заявить о своей принадлежности к мазохистам. «В обществе, где каждый хочет быть молотом и никто не хочет быть наковальней, носителем ореола славы является только победитель: открытое подчинение невозможно, и унижение тождественно катастрофе», — констатирует Петер Вайбель, директор Центра искусств и технологий средств массовой информации в Карлсруэ в книге «Призрак наслаждения. Видения мазохизма» (Phantom der Lust. Visionen des Masochismus).

       Некоторые женщины инстинктивно представляют своего мужчину первобытным человеком, который любовь приравнивает к подчинению. Но таких женщин, мечтающих о боли, в Германии немного. В специальных клубах и на сайтах знакомств для садомазохистов представлены преимущественно мужчины, тоскующие по кнуту, пыточным козлам и палке для телесных наказаний.

       О существовании у женщин мазохистских фантазий в 1976 г. заявила американская писательница Нэнси Фрайдей, своим  заявлением положившая начало длительной дискуссии. Сегодня представление  о женском мазохизме, являющемся, как и мужской, выражением душевной тоски и стремлением к психологическому освобождению, у обывателей далеко от реальности: по их мнению, большинство мазохисток — бездельницы, ищущие развлечений.

       «Но представление, что садомазохизм —  исключительно мужская «причуда», мало соответствует действительности, — уверена мадам Лаура. — Я нахожу обычный секс скучным, и в любовных играх предпочитаю разнообразие. Иногда мне хочется, чтобы мой друг грубо обошелся со мной, как со служанкой Викторианской эпохи, иногда вижу себя амазонкой, нападающей на него, хлещущей его кожаной плетью и наступающей ему на шею сапогом». Мадам Лаура называет «циничными» фильмы, карикатурно представляющие любителей лака, кожи и высоких сапог, а также ночные рекламные ролики по телевизору, в которых вызывающие страх «повелительницы» размахивают кнутами и угрожающим голосом требуют: «Звони!»

       Подобные  перверсии (извращения) ученые сегодня  оценивают по-разному. Одни считают  их признаком падения нравов и  заката морали, другие — игрой с  аксессуарами, которые предлагает рынок сексуальных возможностей, отмечает Die Welt.

       Социолог  Роланд Эккерт демонстрирует в этом вопросе спокойствие: «Термин «извращение» нужно просто забыть: он износился. За постоянным поиском сексуального возбуждения скрывается факт: ставка на сексуальность как носитель счастья в партнерских отношениях не является оправданной».

       В рамках исследования «Садомазохизм: сцены  и ритуалы» Роланд Эккерт совместно  с коллегами установил, что механизм «секс и господство/унижение»  часто работает вхолостую. «В принципе люди всегда хотят наслаждений. Мы скатываемся не в извращенное общество, а в новый консерватизм, — говорит Эккерт. — Потому что даже под латексным костюмом часто скрываются добропорядочные обыватели, мечтающие о счастливой жизни вдвоем».

Информация о работе Садомазохизм современного человека