Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:05, курсовая работа
Актуальность темы садомазохизма заключается в том, что в наши дни его можно рассматривать не только как общепринятое понятие, связанное с деструктивным поведением. Садомазохизм современности- это прежде всего моральное восприятие реальности.Садомазохизм, несмотря на то, что примеры его сексуального проявления наиболее интересны, проявляется и в других областях человеческой жизни. Садомазохистскими по своей природе являются отношения родителей и детей, когда те и другие поочередно или и с одной стороны насилуют друг друга, заставляя испытывать психические страдания.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность садомазохизма и его проявления…………………………………7
1.1. Этимология понятия……………………………………………………...7
1.2. Сущность садомазохизма……………………………………………...…9
1.3. Оценка садизма и мазохизма в диагностических руководствах……..17
2. Садомазохизм в современном обществе……………………………………21
2.1. Садизм и мазохизм как личностные расстройства……………………21
2.2. Современное восприятие садомазохизма……………………………...23
2.3. Садизм и мазохизм: половые извращения или своеобразие сексуальных предпочтений?.................................................................................29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Некоторые эксперты часто утверждают, что садомазохистские игры делают моногамию интересней. Возможно, на этой далеко продвинувшейся стадии сексуальной революции самые смелые “игроки” ищут новых табу для того, чтобы их нарушить.
Группа экспертов тем не менее уверяет, что нечто другое, нежели боязнь заразиться, более подходит для объяснения экспериментов со связыванием, наручниками и подчинением, а именно8:
- страх близости;
- страх потери контроля;
- страх последствий истинного сексуального равенства;
- страх импотенции.
Должно ли нас шокировать, что садомазохизм, с его набором жестких правил исполнения ролей, всплыл на поверхность сегодня, когда люди всех возрастов борются, зачастую безуспешно, с перераспределением мужских и женских ролей?
Эти страхи, по мнению экспертов, влияют на наше быстро меняющееся общество сильнее, чем двадцать лет назад. Они делают ритуализованную эмоциональную безопасность фетишизма и садомазохистского секса привлекательной. Вопреки этому, многие считают, что большинство форм нестандартного поведения (особенно садомазохизм и фетишизм) не интересуют людей с бурными страстями и не поддающихся контролю. Чем дальше проникает кто-либо на “территорию извращений”, тем больше правил и ритуалов ему необходимо заучить. Игра - это обмен властью. Результат - это контроль. “Сцены” планируются и исполняются согласно четкому плану, в них меньше экспромта, чем могут продемонстрировать осмеянные “простаки” субботней ночью в “позе бутерброда”.
По мнению исследователей, специализирующихся на лечении сексуальных отклонений, они часто являются результатами жесткого религиозного подавления. Сыновья баптистов имеют больше шансов стать фетишистами, чем сыновья либеральных родителей. Мы все - дети эпохи, над которой нависает огромная неподвижная тень пуританства, мешающая нам предаваться радостям секса так, как это позволяют себе люди других стран (хотя японцы, британцы и немцы разделяют некоторые эти нравы, но у них нет такого наследия).
Фрейд рассматривал садомазохизм как выплескивание самых темных, наиболее примитивных сторон человеческой природы. Он говорил, что люди с сексуальными отклонениями - это “бедолаги, которые вынуждены платить высокую цену за ограниченное удовольствие”. В нынешнем мире садомазохизм кажется больше игрой. Человек может зайти в ярко освещенный секс-магазин, положить свою кредитную карточку на прилавок и приобрести прищепку для соска, кожаные путы, стальные наручники завернутые в розовую тисненую бумагу, - в подарок своей возлюбленной вместе с букетом роз и бутылкой шампанского. Является ли для него такая игра со своей любимой чем-то вроде спорта? Или чем-то более дурным? Конечно же нет. Это же игра!
Как мне кажется, это зависит от того, является ли для него подобная игра единственной узкой тропинкой, идя по которой он может достигнуть возбуждения и оргазма, или же это лишь один из нескольких способов достижения удовольствия. Есть люди, для которых это просто игра, а есть также небольшое число тех, кто полностью принадлежит Теме, выбирая себе партнеров, ища себе друзей и даже работу только в группе людей, которые не просто занимаются садомазохизмом, но живут им.
Типичные приверженцы извращенного секса могут быть тихой, привлекательной парой деловых людей, живущих с вами на одной лестничной площадке. Не была ли та тень, которую вы заметили под обтягивающей блузкой на женщине, ехавшей вместе с вами в лифте, силуэтом кольца на соске, а что то тяжелое в ее сумочке парой наручников?
Как показал обзор эволюции психиатрических и сексологических взглядов на феномены садизма и мазохизма, начатое в психоанализе разделение форм садизма и мазохизма на “эрогенные” (“сексуальные”) и “моральные” нашло свое отражение в психиатрии. Это привело к отделению в диагностических руководствах сексуального садизма и мазохизма от их несексуальных проявлений, попадающих в разряд личностных расстройств. Проведенное в психологии разделение, найдя свое подкрепление в психиатрии, отразилось в широком распространении употребления понятий для описания различных жизненных ситуаций вне психоаналитического контекста при сохранении самих терминов неизмененными9.
Единственным, что на данный момент отличает употребление понятия “эрогенный” садизм или мазохизм от понятия “моральный”, является добавление определения “сексуальный”, которое зачастую опускается, как в научной речи, так и в обыденной. Следствием такого унифицированного применения терминов является возникающее в последние десятилетия смещение понятий и, как следствие, серьезные противоречия между “защитниками” и “противниками” распространения садизма и мазохизма в обществе. В то время как первые под садизмом подразумевают сексуальные игры между любящими партнерами, вторые употребляют термин садизм в отношении преступников, совершающих преступления на сексуальной почве. Более того, нередко встречаются случаи, когда авторами, без должных научных оснований, “легкие” формы садомазохизма рассматриваются как начальные стадии садизма, приводящего к человекоубийству, что выливается в “крестовые походы” против любых проявлений нетрадиционных форм сексуальных отношений.
Учитывая
высокую степень
Как можно заметить, при аргументации в пользу исключения диагнозов садизм и мазохизм из диагностических руководств, речь идет о тех случаях, когда они проявляются при взаимном согласии партнеров и не приводят к опасности для жизни или причинению серьезного вреда здоровью одного из них. Вместе с тем, авторами совершенно не учитываются случаи, когда садизм, то есть, сексуальное удовольствие от причинения другому страданий или боли, приводит к совершению сексуальных преступлений, в том числе, убийств на сексуальной почве. Таким образом, наблюдается ситуация, прямо противоположная описанной нами ранее – садизм и мазохизм, в различных формах проявления, предлагается вообще не считать психическими отклонениями.
Возможно,
для прояснения данных противоречий
и в целях избежания крайностей
при определении диагнозов
Несомненно, патологические формы проявления садомазохизма, влекущие за собой причинение серьезного вреда здоровью или опасность для жизни самого индивида или его окружающих, согласно этим критериям, не могут считаться нормой сексуальных отношений. Если из диагностических руководств, среди прочих, будут исключены и такие формы проявления садистского и мазохистского влечения, это может серьезно затормозить как процесс научного изучения данных расстройств, так и меры по их профилактике и лечению.
В то же время, в научной литературе все чаще появляются сообщения о набирающих в обществе силу тенденциях поиска новых практик и способов сексуального взаимодействия между партнерами, в числе которых называются садомазохистские отношения по взаимному согласию. В случаях, когда сексуальное общение психически здоровых людей содержит в себе элементы садомазохизма, признание таких отношений отклоняющимися от нормы может, напротив, привести к усложнению налаживания близкого интимного общения между партнерами и, как следствие, привести к расстройству таких отношений вообще.
Определяемые
общественным мнением и нередко
формулируемые под его
До недавнего времени феномены садизма и мазохизма рассматривались в психологической, психиатрической и сексологической практике как виды нарушения сексуального влечения, или парафилии. Однако, вследствие изменения взглядов общества на данные феномены и широкого распространения их среди психически нормальных людей, современными психиатрами активно обсуждается вопрос об исключении этих форм сексуальной активности из списка сексуальных девиаций. В курсовой работе рассматривается эволюция сексологических и психиатрических представлений о феноменах садизма и мазохизма, а также выявляются тенденции в изменении научной и общественной оценки данных практик.
Употребленные впервые в качестве психиатрических терминов, понятия садизм и мазохизм, наряду с использованием в клинической практике, получили широкое распространение во многих сферах научного знания.
В
свою очередь, параллельно с процессами
расширения области применения данных
понятий, происходит переоценка их значения
и переосмысление отношения к ним, как
со стороны клиницистов, так и со стороны
общественного сознания. Что является
наиболее актуальным в свете разворачивающейся
в психологическом и психиатрическом
сообществе полемики об исключении диагноза
“садомазохизм” из диагностических руководств.
Как в научном, так и в общественном сознании
до сих пор существуют представления о
садомазохизме как о психическом или,
по крайней мере, нравственном недуге.
В то же время, согласно мнению многих
западных ученых, отношение к садомазохизму
как к психическому или сексуальному расстройству
устарело, и психологам пора признать
взгляды общества на этот феномен, изменившиеся
в сторону понимания и принятия. Таким
образом, нам удалось проследить эволюцию
научных представлений о феноменах садизма
и мазохизма от момента первого упоминания
о них и до наших дней.