Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении семьи в качестве института социализации.
Задачи работы:
Изучить теоретические основы социализации..
Рассмотреть семью как социальный институт.
Изучить социализацию в семье.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ 6
РАЗДЕЛ II. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 17
РАЗДЕЛ III. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
РАЗДЕЛ I. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ | 6 |
РАЗДЕЛ II. | СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ | 17 |
РАЗДЕЛ III. | СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ | 26 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 35 | |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ | 38 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 40 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Человек не только свидетель, не только участник Истории. Он в большей или меньшей степени и ее творец. Но он не успевает за современной историей. Он не может меняться столь же быстро, ибо несет в себе груз прошлой истории, который, как гири на ногах, сдерживают его, превращая в жителя различных эпох одновременно – сегодняшнего дня и дней минувших.
Иначе обстоит дело, когда речь идет о детях. Они, образно говоря, стоят на плечах предыдущих поколений. Подрастающие поколения воспринимают реалии жизни как данность. Для них другого не дано. Такие различия взрослых и юных связаны с тем, что их становление протекало по-разному. И развитие человека зависит от меняющихся условий его взаимодействия с окружающим миром1.
Процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром получил термин «социализация».
Семья – первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает первые свои радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир, чтобы потом вернуться обратно, когда в этом мире ему станет неуютно.
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих институтов и умение направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от состояния их в значительной мере зависит воспроизводство населения.
Особенно велико экономическое значение семьи в области организации потребления и быта. В семье не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определённые бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.
Активная роль семьи не ограничивается лишь областью общественного бытия, а продолжается в других сферах общественной жизни. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующем не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. При этом семья не только передаёт, но и создаёт духовные ценности, такие, как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность.
Брак и семья выступают для каждого человека и в качестве социальной, и в качестве индивидуальной необходимости.
Семья – это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности. Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.
Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий.
Все выше сказанное свидетельствует об актуальности избранной для курсовой работы темы.
Степень изученности темы. Теоретическую базу исследования составляют положения и концепции социализации представителей западной и отечественной социологической и психологической мысли. С учетом междисциплинарного подхода можно выделить следующие направления изучения семейной социализации.
В рамках психологического направления особый интерес представляют психоаналитическая концепция (адаптивная концепция З. Фрейда и развивающая Э. Эриксона), когнитивная концепция (Ж. Пиаже), ролевая теория личности (Ч. Кули), гуманистическое направление в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт)2.
Междисциплинарный
подход к рассмотрению семейной социализации
реализуется в социально-
Социологический подход находит выражение в рамках структурного функционализма (Т. Парсонс, Н. Смелзер, Т. Лукман, П. Бергер), системного подхода (диспозиционная концепция В.А.Ядова), деятельностного подход (Ю.Г.Волков, Г.В.Осипов, Ж.Т.Тощенко)4.
Значительную роль при изучении проблем семейной социализации играют работы по социологии семьи (А.И. Антонов, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, В.А. Сысенко, А.Г. Харчев)5; социология молодежи (А.А. Козлов, И.С. Кон)6.
Проблемой данной курсовой работы является противоречие между. насущной необходимостью изучения семейной социализации и дефицитом теоретических и эмпирических разработок в данном направлении.
Объектом исследования является процесс социализации.
Предметом курсовой работы выступает семейная социализация.
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении семьи в качестве института социализации.
Задачи работы:
Теоретико-
В курсовой работе были использованы следующие методы: индукции и дедукция, наблюдение, сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, аналогия.
Эмпирическая база исследования
Согласно сформулированным цели и задачам структура курсовой работы состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка источников и литературы.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Человек, взрослея, в максимально сжатое время проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции8.
Известный английский социолог Э. Гидденс говорит о том, что социализация – это процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Социализация не является разновидностью некоего «культурного программирования», во время которого ребенок пассивно воспринимает воздействия со стороны того, с чем входит в контакт9.
Не менее интересное определение, с которым так же нельзя не согласиться, дает доктор социологических наук, С.С. Фролов. Он пишет: «Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности»10. Т. Парсонс и С. Бейлз определили, что социализация – это механизм формирования конкретной личности, имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды. По их мнению, имитация не предполагает длительного отношения с «моделью». «Идентификация» для них означает «внутреннее освоение ценностей людьми, т.е. процессом «социального научения»11. Н. Смелзер говорит о том, что социализация не только дает нам возможность общаться между собой посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения12.
Целесообразно
рассмотреть процесс
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.
Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичных и вторичных.
Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.
Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.
Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации. Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной — одну-две. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т. д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых.