Семья как институт социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении семьи в качестве института социализации.
Задачи работы:
Изучить теоретические основы социализации..
Рассмотреть семью как социальный институт.
Изучить социализацию в семье.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ 6
РАЗДЕЛ II. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 17
РАЗДЕЛ III. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

КР ОБ Петракова вроде все .doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

     Соответственно  существует быстрая и медленная социализация22. В детском возрасте, когда кривая потребления знания резко рвется вверх, темпы социализации самые высокие. Наблюдать за ребенком в это время одно удовольствие, насколько он внимателен, напорист в получении знаний, активен в познании мира и какие быстрые успехи делает. Иногда, но весьма редко, такие темпы сохраняются и в последующие годы. И тогда мы говорим о выдающихся способностях и даже о таланте человека. Дети всегда талантливы, так называемые вундеркинды – пример быстрой социализации.

     Бывает  и медленная социализация, когда темпы потребления знания весьма низкие, и общее развитие растягивается на длительное время. Тогда говорят о замедленном развитии ребенка, при этом он может вовремя или с небольшим запозданием все-таки достичь полной социализации. В этом случае говорят о позднем развитии человека23.

       Подводя итоги первого раздела, мы приходим к следующим выводам.

    1. Под социализацией мы понимаем процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.
    2. Социализация выполняет ряд функций:
  • идентификация человека не только как «существо разумное», но и как «существо социальное»;
  • становление социального «Я». Все человеческое поведение – прежде всего результат научения, или социализации;
  • приобретение статусов и обучения ролевому поведению.
    1. Социализация делится на этапы, в зависимости от проходимого жизненного цикла: первичная социализация, вторичная социализация, социализация зрелости, социализация старости. На каждом этапе есть свои функции и агенты каждый из которых играют определяющую роль в жизни личности. Агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичные агенты составляют ближайшее окружение личности – семья, друзья, учителя и т.д. Влияние вторичных агентов не так глубоко а, контакт с ними непостоянен. К вторичным агентам относят администрацию школы, университета, государство, церковь, армию.
 

 

РАЗДЕЛ  II. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 

     Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания, социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и истребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

     Ниже  мы привели точки зрения нескольких ученых относительно сущности семьи, каждая из которых выделяет нечто общее, но акцентирует приоритетное положение на различных моментах.

     Так, например, А.Г. Харчев определял семью как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения24.

     Что касается другого известного социолога, Я. Щепаньского, то по его оценке, жизнь семьи, фазы её развития, её структура и изменения во внутренней жизни зависят от изменений в развитии цивилизации, более широких общностей и глобального общества. Промышленная революция, согласно Я. Щепаньскому, повлекла за собой ряд процессов, которые путём эмансипации женщин, доступа женщин к образованию и к профессиональному труду изменили их роль в семье, привели к ограничению многих функций, прежде всего экономических, и т.д. Развитие индустриального общества, изменение в демографической структуре, преобразования, происходящие в общественных классах, социальные и политические революции всегда вызывают определённые изменения в жизни семьи. Однако настойчиво повторяющиеся на протяжении последних 150 лет теории о повсеместном и принципиальном кризисе семьи, утверждающие, что в современной промышленной цивилизации семья перестаёт выполнять свои социальные функции, что она становится разлагающимся институтом, в упадке, – словом, различные катастрофические теории разложения семьи фактами не подтверждаются. Семья изменяет структуру и функции, приспосабливается к изменившемуся глобальному обществу. Эти изменения вызывают различные явления, неизвестные прежде. Внутренние силы семьи достаточно могучи, чтобы какое-либо внешнее давление могло «уничтожить» её как институт25.

     Одним словом, польский ученый говорит о зависимости изменения жизни семьи, ее структуры и фаз от направления развития цивилизации. И эти самые изменения не приводят к упадку семьи как института, о котором так много говорят в последнем веке.

     Российские  социологи А.И. Антонов и М.В. Медков видят в социальной сущности семьи выполнение ею функции воспроизводства. Воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением поколений. Воспроизводство населения создаёт демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формированию и функционированию личностей, не просто поддерживают существующие структуры и институт, но и изменяют их. Эти изменения социума в свою очередь влияют на демографические процессы. То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей26.

     Таким образом, А.И. Антонов и В.М. Медков подчёркивают, что семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей сущности – по рождению и социализации детей. Семья является таким изобретением человечества, которое соединяет существование с продлением семейного рода и тем самым обеспечивает исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом.

     Обобщив все вышесказанное, семью можно определить, как исторически изменяющуюся социальную группу, универсальными признаками которой являются:

  • гетеросексуальная связь;
  • система родственных отношений;
  • обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности;
  • осуществление определённой экономической деятельности.

     Семья – это социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественно половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путём рождения потомства. В семье осуществляются производительно-потребительские или только потребительские виды экономической деятельности.

     Социологическое определение семьи как социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, её структура и форма исторически изменчивы.

     Рассмотрев  семью с точки зрения общества, видим, что в любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая социальная группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.

     Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существование членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства – родства позволяет говорить о наличии семьи как таковой в её строгой форме. Факт одного или двух названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп27.

     Обычно  «ядром» семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения, правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений – основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего – к супружеству, и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи М. Сасмена и С. Стенмец ряд глав посвящен «альтернативным формам» семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже к партнерству или сожительству28.

     Социология  семьи уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и функций  семьи. Структура семьи – это не только её количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей отношений её членов. Структура семьи далеко не всегда совпадает со структурой брака, что обусловлено различиями этих двух тесно связанных друг с другом, но всё-таки разных социальных явлений. По структурным особенностям различаются семьи нуклеарные и расширенные.

     Нуклеарная  семья – это семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении. В большинстве обществ именно такая семья считается важным и даже основным социальным объединением.

     Расширенная семья – это такая семейная структура, которая помимо нуклеарной семьи (супругов и их детей) включает других родственников, например, дедушку или бабушку, внуков, дядю, тётю и т.д.

     Важнейшей частью структуры является ролевое взаимодействие.

     Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, кода женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны, это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости увеличению числа разводов.

     Что касается функций семьи, следует помнить, что речь идёт о результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия, характеризуют роль семьи как социального института. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции – главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других социальных институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи (см. Приложение 1).

     Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают её особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принуждённой или приспособленной в определённых исторических обстоятельствах.

     К специфическим функциям семьи, относят

  1. рождение (репродуктивная функция),
  2. содержание, социализация детей.

     Эти функции остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьёй и обществом может изменяться в ходе истории.

     Неспецифические функции семьи, заключаются в:

  1. накоплении и передаче собственности, статуса,
  2. организации производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга.

     Вышеперечисленные функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, раскрывают исторически переходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

     Необходимо  отметить и функции семьи как социального института, выделенные Р. Мертоном. Американский социолог выделял в каждом институте явные и латентные функции.

     Явные функции социального института – те функции, для выполнения которых и создавался данный социальный институт, то есть функции, соответствующие его цели. Так, явная функция социального института семьи – воспроизводство потомства, его воспитание и приобщение к социальной жизни.

     Латентные (скрытые) функции социального института – положительные следствия выполнения явных функций, которые возникают в процессе жизнедеятельности социального института, не обусловлены целью данного института. Так, латентная функция института семьи – социально-статусная, или передача определенного социального статуса от одного поколения другому в рамках семьи29.

Информация о работе Семья как институт социализации