Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении семьи в качестве института социализации.
Задачи работы:
Изучить теоретические основы социализации..
Рассмотреть семью как социальный институт.
Изучить социализацию в семье.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ 6
РАЗДЕЛ II. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 17
РАЗДЕЛ III. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ
Существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье. В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна, то другая занимает приоритетное место. Так, для молодой семьи наиболее важной является биологическая (репродуктивная) функция, тогда как для пожилой пары важнее – эмоциональная.
В своём единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции приводит систему в аномальное состояние, в результате которого семьи распадаются. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма многообразны и представлены в таблице 1.
Таблица 1
Причины,
вызывающие дисфункцию семейных отношений
Экономические | Асоциальные | Психологически-этические | Медицинские |
|
|
|
|
Подводя итоги второго раздела, мы приходим к следующим выводам.
РАЗДЕЛ III СЕМЕЙНАЯ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Рассмотрев семью, как социальный институт, и процесс социализации мы вплотную подошли к изучению семейной социализации.
Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, девушек, взрослых. А. Мудрик выделил ряд параметров конкретной семьи, как социализирующей среды:
Современные семьи различаются тем, какой персональной средой развития ребенка они являются. Есть семьи, в которых родители стремятся не столько «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия.
Однако есть много других семей, в которых дети и подростки не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяет их развитие. По некоторым данным до 25 % семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15 % семей формируют правонарушителей. Часть таких семей обладает наследуемой дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке от брака пьяницы-рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг. XX в. среди более чем 2 тыс. их потомков насчитывалось 55 % бродяг, воров, проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа – эмпирический факт30.
И наконец, сегодня, распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях – родственникам, чаще – на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дома, много случаев убийств и продажи нежелательного младенца. Все это – проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.
Семья также важнейший фактор и для социализации взрослых и стариков. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказываются атмосфера и отношения в семье. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение помогают человеку или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.
Мы считаем, что необходимо обозначить функции семьи в процессе социализации, роль которых, будучи различной на отдельных стадиях социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека.
В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими агентами социализации и воспитательными организациями. Так, когда мать отказывается забирать новорожденного, и он остается на попечении государства, ему нередко обеспечивают полноценное кормление и уход. Но, несмотря на это, младенец постоянно находится в заторможенном состоянии. Он вял, плохо ест, плохо прибавляет в весе, не реагирует на внешние раздражители. Если спустя месяц мать взяла ребенка домой, картина резко меняется. Ребенок становится подвижным, реагирует на внимание матери, позднее – на игрушки.
По мнению психофизиологов, дефицит родительского тепла в раннем детстве ведет не только к снижению интеллекта и аномалиям социального поведения, но и к повышению уязвимости, сильному нервному напряжению, агрессивности.
Однако ученый К. Обуховский пришел к выводу о том, что когда родительская любовь проявляется преувеличенным образом, когда с ребенка не спускают глаз, результат бывает тоже отрицательный. В этом случае у ребенка также не формируются механизмы, позволяющие осуществлять эмоциональный контакт. Нередко случается, что у такого ребенка, когда он вырастает, не складываются отношения с людьми. Появляются такие черты личности, как холодность чувств и эгоцентризм31.
Половая
идентичность включает в себя: осознание
индивидом своей половой
На всех стадиях социализации образовательной уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
Усвоение норм и ценностей в семье в детстве идет, как правило, на неосознанном уровне с помощью импринтинга (запечатления). Дети многими нитями связаны с миром взрослых, испытывают на себе его различные воздействия, вырабатывают неоднозначное отношение к этому миру в целом и к отдельным его представителям. Их общение с миром взрослых идет и тогда, когда они просто видят жизнь взрослых, слышат их разговоры между собой, наблюдают их взаимоотношения. И это оказывает, как правило, более сильное воздействие на детское восприятие мира, чем обращенные к ним слова взрослых. Это естественно, ибо восприятие мира всегда, а в детстве особенно, идет не только на рациональном уровне, но и на эмоциональном.
От выполнения этой функции зависят самооценка личности, уровень самоуважения, мера самопринятия, направления и эффективность самореализации. Не можем не согласиться со словами австрийского педагога Г. Гмайнера: «Чтобы дети росли нормально, они должны чувствовать наши заботливые руки. Многое может быть в их жизни скромным: еда, одежда, жилище. Но нельзя испытывать недостатка в чувстве защищенности. Ребенок без этого чувства гибнет. У него в таком случае развиваются качества, которые делают трудным, а иногда и совсем невозможным нахождение своего места в обществе»32.
Функция
социально-психологической
Семейная социализация без воспитания невозможна. А. Мудрик выделил ряд характеристик семьи, от которых зависят содержание, характер и результаты семейного воспитания (см. приложение 2).
Успешность семейной социализации во многом зависит и от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг.
Жилище семьи становится домашним очагом в том случае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями. То есть когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его безусловно признают и любят.
Естественно, что основным условием превращения жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Станет ли жилище домашним очагом, зависит и от организации быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды внедомашней. Важно о чем и как разговаривают члены семьи за столом, насколько они любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью — шить, вязать, мастерить.