Семья как институт социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении семьи в качестве института социализации.
Задачи работы:
Изучить теоретические основы социализации..
Рассмотреть семью как социальный институт.
Изучить социализацию в семье.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ 6
РАЗДЕЛ II. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 17
РАЗДЕЛ III. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

КР ОБ Петракова вроде все .doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

     Существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье. В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна, то другая занимает приоритетное место. Так, для молодой семьи наиболее важной является биологическая (репродуктивная) функция, тогда как для пожилой пары важнее – эмоциональная.

     В своём единстве перечисленные функции  представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции приводит систему в аномальное состояние, в результате которого семьи распадаются. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма многообразны и представлены в таблице 1.

     Таблица 1

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений 

Экономические Асоциальные Психологически-этические Медицинские
  • прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной;
  • иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи (многодетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды);
  • низкий уровень заработной платы или её невыплата;
  • безработица;
семьи пенсионеров (последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чертой бедности)
  • алкоголизм семьи или одного из её членов;
  • наркомания;
проституция
  • жестокость;
  • агрессивность;
  • грубость;
  • конфликтность;
  • ревность;
  • супружеская неверность;
  • эгоизм;
неуравновешенность  характеров
  • хронические инфекционные (например, туберкулёз) и венерические заболевания;
психические и  сексуальные отклонения

       Подводя итоги второго раздела, мы приходим к следующим выводам.

  1. Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существование членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства – родства позволяет говорить о наличии семьи как таковой в её строгой форме. Факт одного или двух названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп.
  2. По структурным особенностям различаются семьи нуклеарные и расширенные, где нуклеарные – это семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении, а расширенная состоит из нуклеарной семьи (супругов и их детей) и других родственников. Так же в структуру входит ролевое взаимодействие заключающее в себе нормы и образцы поведения одних членов семьи по отношению к другим.
  3. Семья имеет множество функций, каждая из которых главная, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других социальных институтов, что привело к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Р. Мертон выделил в семье, как в социальном институте, явные и латентные функции.
 

 

РАЗДЕЛ III СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 

     Рассмотрев  семью, как социальный институт, и процесс социализации мы вплотную подошли к изучению семейной социализации.

     Семья являет собой персональную среду  жизни и развития детей, подростков, юношей, девушек, взрослых. А. Мудрик выделил ряд параметров конкретной семьи, как социализирующей среды:

  • Демографический параметр – структура семьи (большая или нуклеарная, полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- и многодетная).
  • Социально-культурный параметр – образовательный уровень членов семьи, их участие в жизни общества.
  • Социально-экономический параметримущественные характеристики и занятость членов семьи на работе.
  • Технико-гигиенический параметр – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

     Современные семьи различаются тем, какой персональной средой развития ребенка они являются. Есть семьи, в которых родители стремятся не столько «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия.

     Однако  есть много других семей, в которых дети и подростки не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяет их развитие. По некоторым данным до 25 % семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15 % семей формируют правонарушителей. Часть таких семей обладает наследуемой дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке от брака пьяницы-рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг. XX в. среди более чем 2 тыс. их потомков насчитывалось 55 % бродяг, воров, проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа – эмпирический факт30.

     И наконец, сегодня, распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях – родственникам, чаще – на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дома, много случаев убийств и продажи нежелательного младенца. Все это – проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.

     Семья также важнейший фактор и для социализации взрослых и стариков. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказываются атмосфера и отношения в семье. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение помогают человеку или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

     Мы  считаем, что необходимо обозначить функции семьи в процессе социализации, роль которых, будучи различной на отдельных стадиях социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека.

  1. Обеспечение (или нет) семьей физического и эмоционального развития человека.

     В младенчестве и в раннем детстве  семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими агентами социализации и воспитательными организациями. Так, когда мать отказывается забирать новорожденного, и он остается на попечении государства, ему нередко обеспечивают полноценное кормление и уход. Но, несмотря на это, младенец постоянно находится в заторможенном состоянии. Он вял, плохо ест, плохо прибавляет в весе, не реагирует на внешние раздражители. Если спустя месяц мать взяла ребенка домой, картина резко меняется. Ребенок становится подвижным, реагирует на внимание матери, позднее – на игрушки.

     По  мнению психофизиологов, дефицит родительского тепла в раннем детстве ведет не только к снижению интеллекта и аномалиям социального поведения, но и к повышению уязвимости, сильному нервному напряжению, агрессивности.

     Однако  ученый К. Обуховский пришел к выводу о том, что когда родительская любовь проявляется преувеличенным образом, когда с ребенка не спускают глаз, результат бывает тоже отрицательный. В этом случае у ребенка также не формируются механизмы, позволяющие осуществлять эмоциональный контакт. Нередко случается, что у такого ребенка, когда он вырастает, не складываются отношения с людьми. Появляются такие черты личности, как холодность чувств и эгоцентризм31.

  1. Формирование психологического пола человека и его полоролевую социализацию.

     Половая идентичность включает в себя: осознание  индивидом своей половой принадлежности; выработку соответствующего ей самосознания и стиля поведения; формирование соответствующих психосексуальных установок (интерес к другому полу и пр.). Межличностные отношения детей с родителями и родителей между собой играют кардинальную роль в этом процессе, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, включающий в себя формирование личностных характеристик, особенностей эмоциональных реакций, а также различные установки и вкусы, поведенческие образцы, связанные с мужественностью или женственностью.

  1. Умственное развитие ребенка.

     На  всех стадиях социализации образовательной  уровень семьи, интересы ее членов сказываются  на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования  и к самообразованию.

  1. Формирование фундаментальных ценностных ориентаций человека в сферах социальных и межэтнических отношений, а также определяющие его стиль жизни, направления и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения, которые чаще всего не отличаются от родительских.
  2. Овладение человеком нормами и стилем исполнения им семейных ролей.

      Усвоение  норм и ценностей в семье в детстве идет, как правило, на неосознанном уровне с помощью импринтинга (запечатления). Дети многими нитями связаны с миром взрослых, испытывают на себе его различные воздействия, вырабатывают неоднозначное отношение к этому миру в целом и к отдельным его представителям. Их общение с миром взрослых идет и тогда, когда они просто видят жизнь взрослых, слышат их разговоры между собой, наблюдают их взаимоотношения. И это оказывает, как правило, более сильное воздействие на детское восприятие мира, чем обращенные к ним слова взрослых. Это естественно, ибо восприятие мира всегда, а в детстве особенно, идет не только на рациональном уровне, но и на эмоциональном.

  1. Социально-психологическая поддержка человека.

      От  выполнения этой функции зависят самооценка личности, уровень самоуважения, мера самопринятия, направления и эффективность самореализации. Не можем не согласиться со словами австрийского педагога Г. Гмайнера: «Чтобы дети росли нормально, они должны чувствовать наши заботливые руки. Многое может быть в их жизни скромным: еда, одежда, жилище. Но нельзя испытывать недостатка в чувстве защищенности. Ребенок без этого чувства гибнет. У него в таком случае развиваются качества, которые делают трудным, а иногда и совсем невозможным нахождение своего места в обществе»32.

     Функция социально-психологической поддержки  в семье по отношению к ее взрослым членам тоже весьма важна. Это связано с тем, что, в современном обществе, для которого характерны многообразные безличные контакты, личность чувствовала бы себя одинокой и неспособной удовлетворительно разрешать испытываемые ею трудности, если бы она была лишена прочной базы, от которой она могла бы отправляться и куда могла бы возвращаться. Семья и представляет собой тот источник удовлетворения любви и интереса, необходимых для поддержания личности среди многих кратких и временных контактов с внешним миром. Человек часто бывает не в состоянии справиться со своими психологическими трудностями, если ему не удается поделиться ими в семье.

     Семейная  социализация без воспитания невозможна. А. Мудрик выделил ряд характеристик семьи, от которых зависят содержание, характер и результаты семейного воспитания (см. приложение 2).

     Успешность  семейной социализации во многом зависит  и от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг.

     Жилище  семьи становится домашним очагом в  том случае, если ее члены имеют  возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями. То есть когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его безусловно признают и любят.

     Естественно, что основным условием превращения  жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Станет ли жилище домашним очагом, зависит и от организации быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды внедомашней. Важно о чем и как разговаривают члены семьи за столом, насколько они любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью — шить, вязать, мастерить.

Информация о работе Семья как институт социализации