Семья как институт социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении семьи в качестве института социализации.
Задачи работы:
Изучить теоретические основы социализации..
Рассмотреть семью как социальный институт.
Изучить социализацию в семье.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ 6
РАЗДЕЛ II. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 17
РАЗДЕЛ III. СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

КР ОБ Петракова вроде все .doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

     Наконец, жилище становится домашним очагом и  воспринимается таковым тогда, когда, с одной стороны, жизнь семьи  – закрытая система, которую не обсуждают  с посторонними и даже с родственниками, сохраняя интимность семейной жизни и взаимоотношений. А с другой стороны – именно в доме принято встречаться с друзьями, родственниками, отмечать праздники с приглашением гостей. В таких семьях обычно очень близкие, дружеские отношения между и родителями и их с детьми. Атмосфера этих семей наиболее благоприятна для развития ребенка, подростка, юноши, девушки, ибо родители имеют возможность не только быть в курсе его (ее) дел, многих мыслей и переживаний, но и оказывать действенное влияние в тех сферах жизни подростка, юноши, девушки, о которых в других семьях только подозревают.

     Именно  в подобных семьях, по мнению автора, проявляется любопытная тенденция, когда сын или дочь играют роль своеобразных лидеров мнений по вопросам моды, современной музыки и т.д., к которым с уважением прислушиваются родители. Но и сами растущие дети в таком случае весьма внимательно прислушиваются к мнению родителей по другим, значительно более существенным вопросам. Подростки, юноши и девушки, воспитывающиеся в таких семьях, обычно активны, независимы, дружелюбны33.

     В завершение характеристики семьи и домашнего очага приведем слова Бернарда Шоу: «Какой первый вопрос мы задаем человеку? Как его фамилия. А второй? По какому адресу он живет. Человек без имени – никто. Человек без адреса – бродяга. Что такое брак? У двоих людей одна фамилия и один адрес. Не такая фамилия, которую можно поменять, а такая, которая корнями уходит вглубь истории, записана в приходской метрической книге и чудесным образом воскресает в каждом новом поколении; и не такой адрес, который можно поменять, а домашний очаг, непоколебимо вросший в родную почву, как единственная твердыня среди шатких опор, единственная звезда среди планет и метеоритов, единственно нерушимое и неизменное, что есть и пребудет вовек. Врасти корнями необходимо; этим определяется корень всего и все в корне»34.

     Подводя итоги третьего раздела, мы приходим к следующим выводам.

  1. Семья, как социализирующая среда имеет ряд параметров – демографические, социально-культурные, социально-экономические, технико-гигиенические.
  2. Семьи могут являться различной персональной средой развития ребенка. Семья может заниматься формированием личности, а может оставлять детей без надзора.
  3. Семья важнейший фактор для социализации взрослых и стариков. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни.
  4. Семья, как социализирующая среда имеет свои функции, играющие важную роль на протяжении всей жизни.
  5. Семейное воспитание также имеет ряд характеристик, от которых зависят его содержание, характер и результат.
  6. Успешность семейной социализации во многом зависит и от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг. Жилище семьи становится домашним очагом в том случае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями.
 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

     Социализация  сложнейший процесс, всегда интересовавший ученых различных областей. Несмотря на то, что исследование этой стороны человеческой жизни началось несколько столетий назад, эта тема очень актуальна и сейчас. Не потеряет она своей актуальности и в будущем. Как говорил Гераклит – все течет, все изменяется, а значит, и процесс социализации под влиянием изменения внешних факторов будет меняться.

     Рассматривая  социализацию, мы увидели, что этот процесс не имеет общепринятого  определения. Тот или иной научный  деятель определяет для себя ее определение таким, каким он его видит исходя из своих исследований и точки зрения. Рассмотрев несколько точек зрений, мы определили социализацию как процесс усваивания норм, путем формирования собственного «Я». Социализация не может закончиться, этот процесс происходит на протяжении всей жизни. Каждый жизненный этап сопровождается «своей» социализацией, которая в свою очередь имеет специфические особенности и функции. Принято выделять первичную и вторичную социализации, социализацию зрелости и старости. «Инструментом» этих процессов можно назвать агентов и институты социализации. Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, а институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Одним из таких важнейших институтов является семья.

     Под семьей мы понимаем основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества  – родительства – родства, и тем  самым осуществляющую воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существование членов семьи. Ученые разделяют семьи на те, которые состоят из супругов и их детей (нуклеарные) и расширенные, т.е. состоящие из нуклеарной семьи и других родственников. Такой социальный институт как семья выполняет множество функций, каждая из которых очень важна и невозможно из них выделить главные. Одной из таких важнейших функций является социализация в семье.

     Свое  рассмотрение семьи, как социализирующей среды мы начали с выделения ряда параметров – демографических, социально-культурных, социально-экономических, технико-гигиенических. Каждый из этих параметров отвечает за то, какой средой для человека будет его семья. Так же ряд характеристик имеет и семейное воспитание, определяющее будущую жизнь маленького человека. Как для взрослого, так и для ребенка важна царящая в семье атмосфера. Большое значение в семейной социализации имеет наличие семейного очага. О его наличии можно говорить в том случае, если члены семьи получают дома поддержку, укрытие и эмоциональную безопасность. С. Довлатов говорил: «Семья – не ячейка государства. Семья – это государство и есть»35.

     Закончить мы бы хотели своеобразной рекомендацией – в мире достаточно людей, которые не особо желает строить семью, заводить детей; но нет, не было и не будет ни одного человека, кто отказался бы от счастливого детства…  
 

 

      СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

      
  1. Аверьянов Л. Я. Порог социализации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/aver_porog/poisk5_10.aspx
  2. Антонов, А. И., Медков, М. В. Социология семьи [Текст] / А. И. Антонов, М. В Медков – М. : Изд-во МГУ, 1996. – 304 с.
  3. Борисова, Л. Н. Динамика интеллектуального развития взрослых и ее зависимость от уровня их образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. н. / Л. Н. Борисова. – М., 2007. – 23 с.
  4. Брускова, Е. С. Семья без родителей. Социально-педагогическая система Германа Гмайнера [Текст] / Е. С. Брускова – М. : Изд-во Интернациональ, 1993. – 237 с.
  5. Гидденс, Э. Социология [Текст] / Э. Гидденс. – М. : Изд-во ГАРДАРИКИ, 1999. – 704 с.
  6. Захаров, М. А. Лекции по социологии [Электронный ресурс] / М. А. Захаров. – Режим доступа: http://socnauka.ru/?p=127
  7. Кравченко, А. И., Анурин В. Ф. Социология [Электронный ресурс] / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – Режим доступа: http://fictionbook.ru /author/albert_vanovich_kravchenko/sociologiya_uchebnik_dlya_vuzov/read_online.html?page=8
  8. Кравченко, А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов [Текст] / А. И. Кравченко. – М. : Изд-во ТРИКСТА, 2001. – 496 с.
  9. Кравченко, А. И. Социология [Текст] / А. И. Кравченко. – М. : Изд-во ЛОТОС, 1999. – 384 с.
  10. Кравченко, А. И. Социология: Общий курс [Текст] / А. И. Кравченко. – М. : Изд-во ЛОТОС, 2002. – 382 с.
  11. Мудрик, А. В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрик. – М. : Изд-во АКАДЕМИЯ, 2004. – 304 с.
  12. Обуховский, К. Психология влечений человека [Текст] / К. Обуховский – М. : Изд-во ПРОГРЕСС, 1971 – 248 с.
  13. Парсонс, Т. Семья, социализация и процесс взаимодействия [Текст] / Т. Парсонс. – М. : Изд-во АКАДЕМИЯ, 1955. – 512 с.
  14. Смелзер, Н. Социология [Текст] / Н. Смелзер. – М. : Изд-во ГАРДАРИКИ, 1994. – 688 с.
  15. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии [Текст] / З. Фрейд. – М. : Изд-во ГАРДАРИКИ, 1930. – 256 с.
  16. Фролов, С. С. Социология [Текст] / С. С. Фролов. – М. : Изд-во ГАРДАРИКИ, 2000. – 344 с.
  17. Харчев, А. Г. Социология семьи: проблемы становления [Текст] / А. Г. Харчев – М. : Изд-во ГРИФ, 2003. – 304 с.
  18. Шоу, Дж. Б. Изречения [Текст] / Дж. Б. Шоу – М. : Изд-во АНИМА, 2009. – 312 с.
  19. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии. [Текст] / Я. Щепаньский – М. : Изд-во ПРОГРЕСС, 1969. – 240 с.
  20. Элкинд, Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни [Текст] / Д. Элкинд. – М. : Когито-центр, 1996. – 123 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

Функции семьи 

Функция Значение
Репродуктивная  функция включает в  себя воспроизводство в детях  численности родителей, т.е. принимает  участие в количественном и качественном воспроизводстве населения
Функция культурного наследия предполагает  поддержание семьей культурной непрерывности  общества путём передачи культурного  наследства следующим поколениям.
Функция социального контроля формирует и  поддерживает моральные и правовые санкции при нарушении социальных норм членами семьи.
Функция эмоционально-психологического стабилизатора заключается в  том, что семья обеспечивает индивидам  удовлетворение эмоциональных потребностей, потребление интимной совместной жизни, даёт ощущение безопасности, обеспечивает эмоциональное равновесие.
Воспитательная  функция включает влияние  всей атмосферы и микроклимата семьи  на формирование личности ребёнка. Личный пример родителей – важнейшее  средство влияния на воспитание ребёнка.
Экономическая и хозяйственно-бытовая  функция позволяет семье  включиться в экономическую структуру общественного производства, благотворно влиять на неё и вместе с тем определяет уровень материального благосостояния семьи как особого социального института.
Досуговая функция имеет своей  целью организацию рационального  и благотворного для членов семьи проведения свободного времени, оказание им поддержки в развитии своих способностей и талантов, в удовлетворении потребностей в совместном ведении досуга, взаимообогащении интересов.
Рекреативная  функция ориентирована на совместный отдых членов семьи, на восстановления их сил, израсходованных в процессе труда или обучения.
Функция духовного общения обеспечивает  развитие членов семьи, их духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений  и моральную ответственность  друг перед другом
Сексуальная функция включает в  себя удовлетворение сексуальных потребностей мужа и жены и определённый контроль над способами реализации этих потребностей, направленность которых должна переходить от сексуальных ориентаций от «Я» к «Мы» – концепции
Защитная  функция Во всех обществах  институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую  и психологическую защиту своих  членов.
 

 

Приложение  2

Характеристики  семейного воспитания 

Информация о работе Семья как институт социализации