Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности социальной работы в решение семейных проблем.
Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
-рассмотреть семью как объект социальной работы;
-изучить структуру, задачи, формы и методы социальной работы с семьей;
- выявить семейные конфликты и дать им характеристику;
-провести исследование социальной работы с семьей при определенном конфликте.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 4
1.1. Семья как система в психолого-педагогических исследованиях 4
1.2. Сущность, структура и функции современной семьи 11
1.3. Социальные функции современной семьи 19
1.4. Сущность и содержание социальной работы с семьей 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЕШЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ 32
2.1. Семейные конфликты как социальная проблема 32
2.2. Анализ проблем в современной семье и их характеристика 36
2.3. Анализ межпоколенных конфликтов в семье 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Содержание
В социальной работе семьей принято называть основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональными связями и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
В настоящее время «Семья», как малая социально-психологическая группа и особый социальный институт, подвержены серьезным изменениям и модернизации. Трансформируется ее структура, усложнились функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации и мотивы заключения брака, формируется современная семейная политика.
Сочетание внешних по отношению к семье социально-экономических трудностей в нашей стране и общемировых, институциональных, собственно семейных проблем ставят российскую семью в столь сложные условия, что собственных защитных сил ее оказывается недостаточно. Интересы государства и общества, потребности социального самочувствия индивидов требуют внедрения устойчивой и стабильной системы социальной помощи семье.
Практика показывает, что юридические акты и финансовые меры, которыми пытаются поддержать отдельные стороны и функции отдельных типов семей, оказываются неэффективными, не в последнюю очередь потому, что наличие даже четко фиксированного права не гарантирует его доступность; кроме того, сложности семей далеко не сводятся только к материальным затруднениям.
Общепризнанной системой такой помощи, к которой Российская Федерация прибегла по опыту других стран, является организация социальной работы в рамках всего государства и общества, осуществляемая на профессиональной основе, специально подготовленными людьми, относящимися к особым структурам.
В результате глубокого социально-экономического кризиса значительная часть населения нашей страны оказалось в зоне бедствия. Произошли значительные деформации в структуре удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. В группу малообеспеченных в настоящее время попадают не только многодетные и неполные семьи, семьи безработных, но также молодые, студенческие семьи, семьи, имеющие малолетних детей. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Это определяет необходимость рассмотрения вопросов того, как сегодня молодая семья защищена государством, что сделано, и что предстоит сделать для улучшения ее жизни.
Цель курсовой работы – выявить особенности социальной работы в решение семейных проблем.
Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
Объект исследования – социальная работа с семьей.
Предметом настоящего исследования является семейный конфликт.
Изысканием систем промышляют системология, кибернетика, социальная доктрина систем, системный тест, доктрина систем, и пр науки. Семья как система исследуется в педагогике, психологии и домашней системной психотерапии. Нами изготовлена попытка суммировать те познания, которые добыты в ходе исследования семьи как системы в психолого-педагогических изысканиях.
Термин Систе́ма (от греч. σύστημα, «составленный») значит большое количество взаимосвязанных объектов и ресурсов, санкционированных действием системогенеза в общее целое и, вполне вероятно, противопоставляемое среде.
Отсель надлежит, собственно каждый объект возможно осмотреть как подсистему целого (к коему осматриваемый объект относится), подчеркнув в нём отдельные доли и определив взаимодействия данных долей, служащих какой-нибудь функции(в семье данное: родители, пра-родители, детки, внуки и т.п.).
В доктрины систем уделены характеристики системы:
В случае исследования семьи как системы мы столкнулись с живой системой, состоящей из живых объектов – жителей нашей планеты, членов домашней системы. Данное значительное различие обрисовывает специфики в выборе раскладов исследования семьи. Очередная особая черта семьи как системы – данное репродуктивный потенциал, иными словами способность к воспроизводству и продолжению существования системы средством рождения деток, продолжающих жизнь домашней системы. Конкретно данный ресурс считается объектом изыскания в перинатальной психологии и педагогике. Скажем всякая система, семья подвержена воздействию законов систем. Ключевые основы системного расклада: целостность, иерархичность постройки, структуризация, множественность имеют все шансы быть применимы и при исследовании семьи.
Семья и семейная система наиболее всего имеет отношение к общественной педагогике, так как семья и это та натуральная зона общественного взаимодействия, в какой и случается, первичное изучение, информирование, адаптация, образование. Потому условно домашней системы вопросцы педагогики(исследование и образование) очень уместны и природны. Увы, данная исконная функция семьи именно в данный момент вытеснена и нивелирована, хотя данное не означает, собственно ее не стоит актуализировать и реанимировать.
Соотнося произнесенное с домашней системой, уже ни для кого не является секретом, собственно первыми учителями для любого жителя нашей планеты считаются опекуны и если рассматривать идеальный вариант им предоставлялась возможность бы отчасти исполнять функцию обучения и образования для личных ребят, хотя по вопросу общепризнанными критериями организации образования в стране, данная функция не делегируется опекунам, а вполне передается школьным учителям.
Именно в данный момент начинает занимать специальную сделку домашнее исследование деток связанным с выходом в свет грандиозного числа деток инвалидов, ребят с особенностями становления и другие. В следствии этого вопросцы, дотрагивающиеся настоящей поддержки семье, главной диапазон задач, связанных с обучением, воспитанием и коррекцией поведения и психологических переживаний ребят, стают очень злободневными.
С точки зрения образования совершеннолетних родительское образование и развитие опекунов как учителей личных детей так же необходимо, как и личностное и профессиональное развитие совершеннолетних. Реализуя родительские роли, взрослый человек постоянно развивается, изменяется и пополняет запас знаний и умений. В этом динамичном процессе нет финальной точки, т.к., дети являются тем барометром, который определяет степень компетентности и производительности родителя как учителя, информатора, преподавателя и наставника.
В психологических
исследованиях обучающая(
В «Теории социального научения» автор систематически излагает обоснованные предположения о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями внешних и внутренних факторов: социальные процессы оказывают на поведение ни чуть не меньшее влияние, чем когнитивные.
Ответ на вопросец про то, откуда берутся свежие (кроме врожденных) формы поведения, был для Бандуры довольно неоспорим. Люди просто копируют то, собственно видят около себя. Поведение жителей нашей планеты из числа приближенных младенца, школьника, взрослого жителя нашей планеты выступает моделью для подражания и копирования. Обусловливание само собой не поясняет процесса обучения, оно только оказывает большое влияние на повторяемость того, собственно раньше выучивается в ходе преподавания на моделях. А само выучивание свежего поведения находится в зависимости от поведения находящихся вокруг жителя нашей планеты жителей нашей планеты - то есть от общественной среды. Сначала человек копирует поведение опекунов и ближайших жителей нашей планеты, потом - одноклассников и преподавателей, обожаемых и нелюбимых телевизионных героев, руководства и политических деятелей, мужей и героев сериалов.
Следовательно, родители и учителя передают приемы поведения ребятам, те, к тому же, работают объектом прогнозирования для одноклассников, воплощают усвоенные модели в кинокартинах и передачах, фиксируют скопленный навык в книжках и учебниках. Механизмы подражания и копирования в общественной среде вроде как поддерживают ее постоянство и берегут время, которое было бы израсходовано на научение способом проб и погрешностей, с иной - содействуют изменению среды с помощью выхода в свет новейших «элегантных», нередко встречающихся форм поведения.
Механизмы обучения на моделях не имеют интегрированных этических ограничителей. Копируется хоть какое воспринятое, легкодоступное и симпатичное поведение. Болезненное, враждебное или асоциальное поведение копируется аналогично с успехом, скажем здоровое, просоциальное и альтруистичное. В следствии этого наиблежайшее свита – семья – считается основным источником для подражания, копирования изначальных установок и штампов.
Ворачиваясь к 1 ближайшей модели для подражания, 1 общественной группе, к коей жителя нашей планеты имеет прямое отношение – к семье - делается еще больше убедительной ее значимость и действие на процессы исследования, скопление общественного навыка, адаптации к находящемуся вокруг миру и сообществу. Фамильная система выступает первичной моделью сообщества, на коей человек покупает собственный 1-ый навык совместной работы, коммуникации, информирования и так далее Поведение, речь, чувственное взаимодействие опекунов, в том числе и как скоро не носят демонстративный и презентативный нрав, импринтируются(не желая того считываются и запоминаются) как базисные паттерны поведения и стают отправной точкой для формирования собственного навыка малыша.
Делается неоспоримой роль опекуна как педагога и учителя жизни. Если же освоение вещей и научных познаний наиболее соотносимо со школьным образованием, то изучение самореализации, адаптации, социализации в широком толке данных словечек – сфера родительского воздействия, преподавания и научения(А.Бандура).
Фамильная система
как место воспитания и научения
считается вроде как
Фамильная система актуальна для любого жителя нашей планеты по вопросу многоуровневостью, многоаспектостью воздействия. Так как при формировании мировоззрения, мировосприятия актуальную роль играет познание, знакомство и понимание собственных праотцов, их миссии, участи. Не нечаянно в бывшие деньки присутствовали обыкновения фиксирования имен и регалий опекунов, прародителей и т.п. в глубь ситуации семейства, фамилии. Познание ситуации семьи, праотцов сформировывает чувство причинно-следственных межпоколенных взаимосвязей, в каких любому отпрыску сыщется свое место. Любое «колено» в домашней системе сформировывает свое своеобразное звучание для отпрысков, собственные необыкновенности передачи навыка. Данный навык быть может источником воодушевления и гордыни, быть может вызывать чувство расстройства и обиды. Прогрессивные психологические технологии(ресурсная психология) свидетельством корректировать блоки памяти с травматичными переживаниями о личных праотцах.
Семья как система в первый раз выступила объектом изыскания в 1975 году в трудах Южноамериканского психотерапевта Мюррея Боуэна, предложившего свежие расклады к исследованию человеческого поведения через призму домашних взаимоотношений. Подчеркивая домашнюю систему в ряду живых систем, Боуэн обозначил различия домашней системы и устроил упор на психологической системе отношений жителей нашей планеты, как лично актуальной. Согласно с концепцией Боуэна все формы жизни считаются системами. В доктрины домашних систем он представил, собственно функционирование и поведение всех организмов значимо находится в зависимости от психологической системы, субстрат коей соотносится с еще больше основательными уровнями жизненных процессор, нежели гены. Боуэн, аналогично скажем Уилсон(Wilsоn, 1995) держался воззрения, собственно основы организации системы считаются совместными для всех видов живых созданий, имеющих трудоемкую социальную компанию. Основы социогенеза похожи с принципами морфогенеза и отображают процесс натурального отбора.
Изыскания семьи и социобиологические изыскания открыли эмоциональную систему, коя определяет функционирование отдельных индивидов, одобряет всепригодный нрав всего живого. Системная организация практически постоянно располагается снутри отдельных организмов, хотя аналогично наличествует и меж индивидумами, как скоро они находятся в неизменном содействии приятель с ином. Данные размышления приведи к особому чтению такового действа в психологических системах как альтруизм, корешки которого уходят в базисные функции выживания жителя нашей планеты.
Альтруистическое поведение, отличительное для жителя нашей планеты, сможет иметь как эволюционное но и инволюционное значение, исходя из нрава и тенденции альтруистического побуждения. В эволюционном толке альтруизм быть может проявлен как бескорыстие и безусловное проявление эмоций и роли в иных, которое не истощает, а обустраивает и развивает жителя нашей планеты. Инволюционное ведь проявление альтруизма сможет проявиться повторяющий вид чувственной доминанты самопожертвования, истощающей нервную систему и жизненные силы. В домашней системе данные разновидности поведения очень распространены и считаются источником или же становления, или же разрушения жителя нашей планеты и его самочувствия.
Информация о работе Семья как система. Социальная работа с семьей