Семья как система. Социальная работа с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявить особенности социальной работы в решение семейных проблем.
Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
-рассмотреть семью как объект социальной работы;
-изучить структуру, задачи, формы и методы социальной работы с семьей;
- выявить семейные конфликты и дать им характеристику;
-провести исследование социальной работы с семьей при определенном конфликте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 4
1.1. Семья как система в психолого-педагогических исследованиях 4
1.2. Сущность, структура и функции современной семьи 11
1.3. Социальные функции современной семьи 19
1.4. Сущность и содержание социальной работы с семьей 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЕШЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ 32
2.1. Семейные конфликты как социальная проблема 32
2.2. Анализ проблем в современной семье и их характеристика 36
2.3. Анализ межпоколенных конфликтов в семье 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Работа состоит из  1 файл

семья как система соц работа при конфликтах.doc

— 490.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Отношение ближайшего окружения родителей к тому, что  от них отказались дети, в %

Как видно из табл. 3, при отказе детей от родителей  поддерживают решение детей, в основном, родственники. Соответственно, и помощь от них минимальная. Вероятно, родственники наиболее осведомлены о предыстории конфликта, который разворачивался на их глазах. Или даже сами могли прямо или косвенно повлиять на принятие детьми подобного решения. Меньше всего поддерживают или осуждают решение детей коллеги (бывшие) родителей по работе. Возможно, потому что семейное и профессиональное поведение, как правило, в современном российском обществе разъединены. Коллеги меньше всех осведомлены о чужих семейных проблемах. Их отношение к конфликту, как правило, неизвестно.

Наибольшую  безучастность к делам семьи  проявляют соседи и друзья. В нашей  культуре не принято выносить семейные дела на всеобщее обсуждение. Хотя те же соседи склонны больше всех из ближайшего окружения осуждать детей за их поступок. Социальные же работники, по долгу службы, не могут остаться равнодушными к проблемам подопечных. Они чаще остальных пытаются воссоединить поколения; это их профессиональная задача. Хотя, судя по данным табл. 3, попытка воссоединения «отцов и детей» является часто бесперспективной в случае отказа детей от родителей как далеко зашедшего конфликта поколений.

К самым тяжелым  последствиям, по-видимому, способны привести социально не дозволенные формы  проявления межпоколенных конфликтов. Проведенный социологический опрос  позволил выделить ряд таких форм: психологическое давление участников конфликта друг на друга (так считают 63 % респондентов), эмоциональное отчуждение поколений (28 %), физическое воздействие друг на друга в виде физического насилия, ударов, побоев и т. п. (27 %).

К недозволенным  формам можно отнести материальные лишения (отнимание денег, собственности, отказ в необходимой материальной поддержке и т. д.) — 26 %; отказ поколений  друг от друга (вплоть до полного прекращения  контактов и взаимного намеренного  нанесения ущерба) — 26 %; социальная изоляция, т. е. оставление без заботы и помощи, изгнание из семьи, бойкотирование и пр. (22 %). Иногда нарушенные взаимоотношения семейных поколений могут проявляться в форме сексуальных домогательств по линиям: отчим-падчерица, свекор-сноха и т. п. — 8 % или в иных формах (инцест и пр.).

Конфликты поколений  могут иметь ряд негативных последствий  для общества, семьи и личности. Согласно проведенному нами опросу, 71 % респондентов убеждены, что межпоколенные  конфликты в семье могут передаваться из поколения в поколение, причем, по мнению 53 %, — в зависимости от самих членов семьи, 12 % — в зависимости от внешних для семьи обстоятельств.

Влияют ли межпоколенные  конфликты на возможность рождения детей в семье? 42 % считают, что  никак не влияют; 26 % — что препятствуют; 5 % — способствуют, и 27 % затруднились ответить на этот непростой вопрос. Гораздо более уверенно респонденты смогли охарактеризовать влияние конфликтов поколений на воспитание детей в семье. Большинство опрошенных уверены, что конфликты поколений могут ухудшить воспитательный процесс в семье или же в чем-то улучшают, а в чем-то ухудшают воспитание. Лишь 8 % полагают, что межпоколенные конфликты на воспитание детей никак не влияют.

Учитывая отсутствие в современных российских словарях определения межпоколенных семейных конфликтов, мы предлагаем считать, что межпоколенный конфликт в семье — это разновидность социального взаимодействия потомков и предков (прародителей, родителей, детей, внуков и др.), принадлежащих к социальной общности, основанной на браке (сожительстве) и/или родстве (усыновлении), в которой между ними существуют принципиальные различия (возрастные, социально-экономические, идейно-политические, субкультурные и иные), отсутствует согласие, обостряются противоречия в системе семейных, индивидуальных и общественных ценностей и происходит столкновение взаимно не совместимых потребностей, интересов, взглядов по поводу выполнения семьей (семейной группой) ее функций, структуры семейных отношений, определения целей развития семьи и т. п.

В основе межпоколенных  конфликтов в семье могут находиться как поколенческие противоречия (например, существенная разница в  возрасте), так и семейно-групповые (например, борьба за лидерство в  семье) и семейно-институциональные (проблемы реализации репродуктивной и социализационной функции) противоречия, а также личностные (столкновение характеров членов семьи и т. п.) и иные (гендерные, материальные, статусные и пр.) противоречия.

В чистом виде межпоколенные  конфликты в семье, вероятно, практически не встречаются, это вызвано, скорее всего, тем, что семья — это система, в которой все элементы супружества, родительства и родства взаимосвязаны.

Кроме того, на протяжении жизненного цикла семьи  конфликт как неотъемлемая часть  социальных взаимодействий людей может актуализироваться в самых различных формах, включая межпоколенческую. Причем, конфликт поколений может выступать как причиной, так и следствием иных разновидностей семейных конфликтов. То есть межпоколенный конфликт — часть человеческих конфликтов, возникающих в процессах развития и упадка института семьи, а также функционирования семьи как малой группы.

Важной задачей  для семьи и общества является урегулирование и профилактика социально  недозволенных форм проявления межпоколенных конфликтов, приводящих к негативным последствиям для личности, семьи и общества.

На взгляд опрошенных нами членов семей, для этого необходимы как государственные, общественные меры, так и личные, семейные усилия. Государство и общество должны помогать в решении жилищных проблем молодых супругов (58 %), экономических проблем семей (низкая заработная плата, безработица, дорожание жизни и пр.) (39 %), развитии социального обслуживания семей (12 %), семейного консультирования (11 %) и многого другого, для чего необходимы стабильность в государстве (29 %) и соответствующие законодательные и правоохранительные нормы (7 %). От семьи и личностей требуется взаимопомощь поколений (57 %), повышение культуры взаимоотношений в семье (33 %) и т. п. В современном обществе возможно и необходимо регулирование семейных межпоколенных конфликтов.

 

Заключение

 

Семья – основанная на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. В социологических исследованиях важно учитывать средний размер семьи, состав семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по социально – классовым признакам.

Семья имеет  большое значение для стабильности и развития всего общества.  Как  малая группа семья выполняет  функции регулятивного характера  поведения ее членов, как внутри этой малой группы,  так и во вне. Семья выполняет функции воспроизводства и поддержание нового поколения, является первичным институтом социализации – успешность, которой влияет на всю дальнейшую жизнь индивида.

Таким образом, учитывая, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связей, нестабильность супружеских  отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затрудненения, смена эмоционально-психологических проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает.

Подводя итог исследования, мы пришли к выводу, что современная российская семья переживает  кризис, но способствовать восстановлению престижа и стабильности семьи может и должен социальный работник. Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью  социальных работников.

В ходе анализа  было выявлено несколько групп семейных проблем, к каждой их которых была дана характеристика. Также был проведен анализ типов семей и выделение  среди них более актуальных для  социальной работы: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и  бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.

 

Список использованной литературы

 

    1. Семейный кoдекс РФ.
    2. Бoгданoв Г.Т., Бoгданoвич Л.А., Пoлеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармoния и кoнфликты / сoст. Л.А. Бoгданoвич. – 2-е изд. – М.: Прoфиздат, 2011.
    3. Бондарская Г. А., Крюков М. В. Поколение // Демографический энциклопедический словарь. - М., 2005.-С. 331.
    4. Буянoва М.O., Гусoв К.Н. и др. – 3-е изд., перераб. и дoп. – М: ТК Велби, Изд-вo Прoспект, 2004.
    5. Гребенникoв И.В. Oснoвы семейнoй жизни: Учеб. пoсoбие для пед. ин-тoв. – М.: Прoсвещение, 2011.
    6. Дoрoхoва М.В. Oснoвные прoблемы семей, oбращающихся в Центр сoциальнo-психoлoгическoй реабилитации при НИИ детства РДФ // Будущее Рoссии и нoвейшие сoциoлoгические пoдхoды. Часть 2. – М. 2009.
    7. Жедунoва Л.Г., Мoжарoвский И.А., Пoсысoев Н.Н., Юрасoва Е.Н. Oснoвы психoлoгии семьи и семейнoгo кoнсультирoвания.- М.: Изд-вo ВЛАДOС-ПРЕСС, 2004.
    8. Зацепин В.И. O жизни супружескoй. - М., 2008.
    9. Карабанoва O.А. Психoлoгия семейных oтнoшений и oснoвы семейнoгo кoнсультирoвания. – М.: Гардарики, 2005.
    10. Кравченко А. И. Социология: Словарь. - М., 2007.
    11. Краткий словарь по социологии / Авт.-сост. П. Д. Павленок. - М., 2000.
    12. Кузнецoва М.В. Мoлoдая семья и ее сoциальная защита в сoвременнoм oбществе – Сoциальная рабoта с семьей. - М., 2005.
    13. Панкoва Л.М. Для будущих супругoв. – М.: Мысль, 2008.
    14. Прoблемы семьи и сoвременнoй пoлитики. Вып. 3. – М., 2003.
    15. Райгoрoдский Д.Я. Психoлoгия семьи. - Самара: Издательский Дoм «БАХРАХ-М», 2002.
    16. Сизанoв А.Н., Быкoв В.М. Безoпаснoе и oтветственнoе пoведение: Цикл бесед, практических и тренингoвых занятий с учащимися I-XI классoв o ВИЧ-инфекции и наркoтическoй зависимoсти / пoд ред. А.Н. Сизанoва. – Мн.: «Тессей», 2008.
    17. Социологический энциклопедический словарь / Редактор Г. В. Осипов. - М., 2008.-С. 141.
    18. Сoциальная рабoта с семьей в системе местнoгo самoуправления / пoд ред. В.П. Малыхина. – М.: Сoциальнo-технoлoгический институт , 2000.
    19. Сысенкo В.А. Супружеские кoнфликты. – М.: Мысль, 2009.
    20. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
    21. Хoлoстoва Е.И., Сoрвина А.С. Сoциальная рабoта: теoрия и практика.- М: ИНФРА-М, 2003.
    22. Шеляг Т.В. Сoвременная семья и сoциальная рабoта. – М.: Сoциальнo-технический институт, 2009.
    23. Юркевич Н.Г., Красoвский А.С., Бурoва С.Н и др. Этика и психoлoгия семейнoй жизни: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. аскета, 2009.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Семья как система. Социальная работа с семьей