Семья как система. Социальная работа с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявить особенности социальной работы в решение семейных проблем.
Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
-рассмотреть семью как объект социальной работы;
-изучить структуру, задачи, формы и методы социальной работы с семьей;
- выявить семейные конфликты и дать им характеристику;
-провести исследование социальной работы с семьей при определенном конфликте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 4
1.1. Семья как система в психолого-педагогических исследованиях 4
1.2. Сущность, структура и функции современной семьи 11
1.3. Социальные функции современной семьи 19
1.4. Сущность и содержание социальной работы с семьей 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЕШЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ 32
2.1. Семейные конфликты как социальная проблема 32
2.2. Анализ проблем в современной семье и их характеристика 36
2.3. Анализ межпоколенных конфликтов в семье 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Работа состоит из  1 файл

семья как система соц работа при конфликтах.doc

— 490.00 Кб (Скачать документ)

Агрессивное поведение  помимо прочего может иметь и  эволюционное и инволюционное значение в зависимости от формы и направленности проявления. Агрессивное поведение  в системе защитных функций может стать механизмом стимуляции иммунитета(эволюционно-направлено). В то время как враждебное поведение в нападении, причинении боли и страданий другим является инволюционным и ломает психическое здоровье человека, проявляющего агрессию.

Проводя параллель  между животными системами и  семейными системами человека, Боуэн  и Уильсон выявили особые формы  взаимосвязи членов систем, которые  в современной психологии относят  к подсознательным или бессознательным  явлениям. Стадное чувство, так же как чувство толпы имеет идентичные факторы с чувством семейного единства. Но семейное единство и чувство родства в основе своей имеет еще и генетические параллели. Одновременно с эмоциями, соединяющими членов системы, отмечены еще и чувства отвергающие их. Это чувства и желания самоидентификации, отделенности и уникальности, которая свойственно исключительно человеку. Две эти силы: единения и отталкивания создают пространство сосуществования в семье, где очень важны границы независимости друг от друга при одновременной потребности чувства родства. Кроме эмоциональных отношений в семейной системе существенны и функциональные позиции, убеждения, ценности, способности каждого члена системы. Важное значение имеют роли, которые приходится играть членам семьи в зависимости от жизненных обстоятельств и периода развития семьи.

Боуэн М. и Керр М. предложили рассматривать семью  как систему и эмоциональные  отношения в семье как систему. При этом главное значение выделялось семейным ролям и функциям, от которых  зависит эмоциональное здоровье семьи. Специальное внимание эти исследователи уделили психологическим кризисам и разрывам в семейной системе, которые существенно влияют на поведение, развитие членов семьи.

Эти исследования положили основу для дальнейших рассуждений о семье как системе, в которой благодаря естественным взаимодействиям происходит взаимообучение и передача опыта.

В результате пространство семейного взаимодействия становится увлекательным объектом исследования для социальной педагогики и психологии и формируются новые направления исследований: информационные и эмоциональные связи в семейной системе, культурологические традиции, методы и формы преподавания в семье, семейное образование. Можно выделить следующие подсистемы в семейной системе.

 

Рис.1 Семья как система

 

Все подсистемы могут быть отдельными объектами  исследования для формирования методологического  пространства семьеведения как науки  о семейной системе. Приведенная  классификация может служить  основой для формирования учебно-методических комплексов в учебном процессе подготовки и переподготовки специалистов, а так же для просветительских программ по проблемам семьи.

1.2. Сущность, структура и функции  современной семьи

 

Семья - один из более старых общественных ВУЗов: она  возникла в недрах первобытного сообщества существенно раньше классов, наций и стран. Социальная значение семьи обусловлена ее «созданием и воспроизводством» конкретной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

В ходе исторического  становления дела семьи и сообщества, семьи и персоны постоянный менялись, для начала, под действием главенствующего в этом сообществе приема производства, стиля жизни и публичных взаимоотношений. Прогресс сообщества сильно был связан с уничтожением (сокращением) дискриминации барышень на производстве, в общественной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с немаловажным переменой функций семьи, существом критерий для улучшения брачно-семейных взаимоотношений, увеличения их воспитательного потенциала.

Семья считается  ячейкой сообщества, потому на ее функционирование оказывают большое влияние все социально-экономические и культурные процессы (как положительные, но и неблагоприятные), происходящие в нем. На семью и ее высоконравственное состояние лично действуют моменты находящейся вокруг общественной среды, то, собственно мы смотрим в трудовом коллективе, по местообитанию, в ежедневной жизни.

Тест реально  складывающейся ситуации в семье  указывает, собственно вместе с совместными  чертами потребуется обсуждение ролей мужей, ребят, места и роли дамы в домашней жизни.

Семья - небольшая  соц категория сообщества, базирующаяся на брачном союзе и схожих взаимосвязях (благоверный и благоверная, опекуны  и детки, иные родственники), на общем  ведении единого хозяйства и  обоюдной нравственной ответственности.

Жизнь семьи  характеризуется материальными  и духовными действиями. Через  семью заменяются поколения жителей  нашей планеты, в ней человек  появляется, через нее длится семейство. Семья, ее формы и функции напрямую находятся в зависимости от социальных взаимоотношений в общем, и еще от значения культурного становления сообщества. Природно, нежели вше культура сообщества, а значит, тем повыше культура семьи.

Понятие семья  не стоит перепутывать с понятием брак. Семья являет из себя наиболее трудоемкую систему взаимоотношений, нежели брак, так как она соединяет не столько мужей, но и их ребят, иных членов семьи.

Сегодня в РФ насчитывается 40 миллионов семей. Приблизительно Неприятнейшему состоят из мужей с ребятами. За период меж переписями с 1970 по 1979 грам. в СССР было заключено приблизительно 23 миллионов браков и оформлено в пределах 7 миллионов разводов. В 80-х гг. раз в год содержалось 2,7 миллионов и в тот момент расторгалось 900 тысячи брачных союзов. Раз в год в отсутствии основателя остается приблизительно 300 тысяч ребят. Идет отметить очередную необыкновенность русских семей: когда в 1959 грам. 10% всех семей были национально-смешанные, то в 1979 грам. их стало теснее 15% .

Суть семьи  отражается в ее функциях, в текстуре и в ролевом поведении ее членов.

Главнейшими функциями  семьи считаются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и реставрационная.

Репродуктивная  функция содержит воспроизводство  в детях количества опекунов, то есть участвует в количественном и высококачественном воспроизводстве народонаселения. Возможно заявить, собственно наверное актуальная функция. Так как, рассуждая логически, чтоб через 24-30 лет общественность нашей державы было не менее, нежели на данный момент, нужно было, чтоб ребят в семье было не менее нежели опекунов. Желанно в том числе и более, так как порой двое деток по каким-нибудь первопричинам порой воссоздают личных опекунов. В общем 1000 человек народонаселения, состоящего из многодетных семей, через 25-30 лет утрачивают тридцать процентов собственной количеству и статистика утверждает для воспроизводства народонаселения РФ надобно, чтоб приблизительно 50 % семей имели 3 ребят. Именно в данный момент, из-за преобладания городского стиля жизни, повышения занятости дам, тяжелейшего финансового положения рождаемость падает. Естественно, надо заметить и взаимосвязь совместного численности разводов и абортов. Следовательно, имеет возможность оказаться, собственно на 2 людей пенсионного возраста станет приходиться 1 труженик. С данной позиции правительство заинтересовано в повышении многодетных семей, существе им явных льгот. Хотя, глядя на данное по-другому, например с позиций направленности роста рождения в многодетных семьях ребят с патологиями, перенаселения в связи невсеобъемлемости ресурсов, роста неработающего народонаселения и прочих моментов, не трудно догадаться, собственно на этом шаге повышение деторождаемости и многодетных семей не есть положительная сторона.

В настоящий  момент центральная семья в РФ состоит из 3,2 жителя нашей планеты. Данный признак значимо различается исходя из района былого СССР. Величайший признак имеет общественность Таджикистана и Азербайджана (центральная количество ребят сочиняет 5—6 человек), а меньший признак — народонаселение государств Прибалтики, Белоруссии. Тут веский удельный авторитет занимает семья с одним ребенком. Присутствие единственного малыша отличительно для основной массы городских семей.

Несмотря на то что в 80-х гг. число этих семей  снизилось, в том числе и обычное  воспроизводство присутствует под опасностью. Покуда данный процесс не заторможен, сберегается полностью настоящая вероятность депопуляции народонаселения в ряде ареалов державы.

На репродуктивную функцию семьи отрицательно оказывают  большое влияние разводы, потому сообщество не имеет возможности безучастно относиться к данному действу. Грандиозное значение придается самочувствию мужей, их возможности к воспроизводству самих себя. Как говорит статистика, до 15% семей мучаются бесплодием, при этом 40% из их из-за бесплодия супруга. Вмести с этим повышение двух-, трехдетных семей удерживается не совсем только личностными устремлениями мужей, ведь и финансовыми критериями и правовыми положениями. Непосредственно заключительные причины и появились предпосылкой того, собственно в 1997 грам. смертность превысила рождаемость в РФ.

На поведении  молодых людей отражаются познания про всех гранях домашней жизни. Как  проявляют социологические изыскания, уровень культуры половых отношений  меж мужьями, в большинстве случаев, слишком невысокий. В то же время составление верных установок молодых людей в интимной сфере считается одной из весомых сочиняющих их воспитания (И.С. Кон).

Сейчас веская часть молодых людей либо абсолютно  не получает информацию о семье, про  эту трудной стороне взаимоотношений, либо получает ее чрезвычайно мало, собственно негативно сказывается и на работоспособности семьи, и на устойчивости браков. Как ни прискорбно, подготовка к браку сводится только к теоретическим изложениям неких догм домашней жизни. Впрочем данный курс просит и психологической, эмоциональной готовности, культуры межличностных взаимоотношений, которую должна закладывать семья. Таковая чувственная подготовленность — база мастерства предпочитать, аккуратно, тщательно, бдительно относиться к ближнему, усердствовать сознавать иных и верно расценивать свое поведение.

Реструктуризировать процесс самоопределения молодых  людей в области собственной  жизни одна семья, конечно, не могут. Данное цель, которую призвана улаживать вся система воспитания, включая и умение, и групповую информацию, и социальное воззрение, и публичные организации.

Относительно  хозяйственно-потребительской функции  семьи, то она обхватывает эти  стороны домашних взаимоотношений, как ведение хозяйственного хозяйства, общего бюджета. Посреди разных качеств данной функции возможно наиболее выделить делему «домашней власти» и социализации малыша при его подготовке к грядущей самостоятельной жизни.

Направленность  к установлению равенства в семье  позитивна по собственной сущности. В этот момент перекос в сторону феминизации домашнего управления по вопросу возросшей финансовой самодостаточностью барышни, ее характеризующей ролью в воспитании деток ведет к нарушению эмоционального уюта.

Семья как изначальная  ячейка считается воспитательной колыбелью населения земли. В семье основным образом воспитываются ребята. В семье младенец получает 1-ые трудовые умения. У него развивается мастерство предпочитать и почитать труд жителей нашей планеты, там он покупает навык хлопоты о опекунах, родимых и ближайших, обучается осмысленному пользованию всевозможных материальных удобств, скапливает навык общения с средствами.

Гораздо лучший образчик - данное образчик опекунов. Как  правило ребята считаются отблеском  опекунов. Конечно, воспитательная функция  на данном не исчерпывается. Может идти речь и о самовоспитании в семье.

Раз заявлять о  ребенке, то в семье он получает 1-ые трудовые умения: занимается самообслуживанием, делает поддержка по жилищу, покупает навык хлопоты о опекунах, братьях  и сестрах, а основное, обучается осмысленному пользованию материальных и духовных удобств.

Отдача домашнего  воспитания находится в зависимости, вроде как, от социально-экономического потенциала семьи, с иной — от нравственно-психологического климата.

Семья делает действие на всю жизнь жителя нашей планеты, хотя более веска ее роль на заре жизненного пути, как скоро закладываются высоконравственные, психологические, чувственные базы персоны. Лучше общественная категория, семья владеет несчетным спектром воспитательного действия. Данное необыкновенно доверительная нравственно-эмоциональная воздух меж ее членами, приятный образчик опекунов в исполнении публичных и фамильных прямых обязанностей, общий труд, разговоры с детками на интересующие их темы, в конце концов, авторитет опекунов в решении ряда трудоемких и существенных для малыша и школьника заморочек и так далее

Семья проще  и успешнее всего исполняет личный расклад к человеку, своевременно подмечает просчеты в воспитательной работы, энергично провоцирует проявляющиеся (иногда довольно рано) лестные свойства и сражается с отрицательными чертами нрава. При всем этом коль скоро учесть, собственно на 1-ые годы жизни малыша приходится ряд весомых «сенситивных пиков» становления (чувств, познавательной активности, нрава), то значение домашнего воспитания как оказалось почти что непременным компонентом из числа иных общественных ВУЗов. Вот отчего, упуская полномочия действия на малыша в дошкольные годы, семья нередко лишается их в общем.

Информация о работе Семья как система. Социальная работа с семьей