Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: зарождение, история и развитие института брака и семьи.
Задачи исследования:
1. проследить эволюцию семейно-брачных отношений
2.рассмотреть классификацию семей и брака;
3. изучить социальные функции семьи;

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Глава 1 Семья и брак
1.1.Семья и брак: этапы её развития ………………………стр. 5 -10
1.2. Классификация семьи……………………………………стр. 11 - 12
1.3. Исторические типы брака………………………………стр. 12
1.4. Брак в древности………………………………………..стр. 13 - 14
1.5. Европейский брак в средневековье и Возрождение…стр. 15 - 16
Глава 2 Семья и брак в процессе исторического развития – эволюция
семейно-брачных отношений.
2.1. Выбор партнеров…………………………………………стр. 17 - 20
2.2. Социальные функции семьи……………………………..стр. 21-23
Практическая часть – анкетирование……………………стр. 24 - 31
Заключение…………………………………………………….стр. 32-34
Список литературы…………………………………………… стр. 35

Работа состоит из  1 файл

СМСМР.docx

— 166.85 Кб (Скачать документ)

Содержание

.

Введение 

Теоретическая часть

Глава 1  Семья и брак

1.1.Семья и  брак: этапы её развития   ………………………стр. 5 -10

1.2. Классификация семьи……………………………………стр. 11 -  12

1.3. Исторические  типы брака………………………………стр. 12

1.4. Брак в древности………………………………………..стр. 13 - 14

1.5. Европейский  брак в средневековье и Возрождение…стр. 15 - 16

Глава 2 Семья и брак в процессе исторического развития – эволюция

семейно-брачных  отношений.

2.1. Выбор партнеров…………………………………………стр. 17 - 20

2.2. Социальные функции семьи……………………………..стр. 21-23

Практическая  часть – анкетирование……………………стр. 24 - 31

Заключение…………………………………………………….стр. 32-34

Список литературы…………………………………………… стр. 35 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Семья - ближайшее и самое дорогое  для человека. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой протекали бы основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом.

        Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи  включает множество более частных  институтов, а именно институт  брака, институт родства, институт  материнства и отцовства, институт  собственности, институт социальной  защиты детства и опеки и  другие.

        Брак – институт, регулирующий  отношения между полами. В обществе  сексуальные отношения регулируются  комплексом культурных норм. Конечно,  половые отношения могут происходить  вне, брака, а сам брак может  существовать и без них. Однако  именно брак в человеческом  обществе считается единственно  приемлемой, социально одобренной  и закрепленным законом формой, не только разрешенных, но обязательных  сексуальных отношений супругов. В ходе культурно-исторического  развития изменялась не только  форма семейно-брачных отношений,  но и само содержание этих  отношений, в частности, между  мужем и женой. С возникновением  моногамии это изменение в  большей степени носило качественный  характер. Рассмотрение причин возникновения  тех или иных форм брака  представляет интерес для культурно  - исторического анализа, рассмотрения  причин кризиса семьи в настоящее  время. Таким образом, цель  исследования можно представить  как изучение типов брака и  семьи в традиционном обществе, эволюции семейно-брачного института.

Актуальность проблемы исследования.  Данная проблема представляет собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Объект  исследования: социальный институт семьи и брака.

Предмет исследования: зарождение, история и развитие института брака и семьи.

Задачи  исследования:

1. проследить эволюцию семейно-брачных отношений

2.рассмотреть классификацию семей и брака;

3. изучить социальные функции семьи; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1.Семья  и брак: этапы ее  развития 

     Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

     Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются  многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось  бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья  представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что  по отношению к семье не так  легко предпринять объективное  научное исследование. Как отметил  американский социолог Гуд: "Мы знаем  о семье слишком много, чтобы  исследовать ее объективно".

     На  первых этапах развития человеческого  сообщества семьи, в нашем понимании, не существовало, имели место беспорядочные  связи. Первой социальной санкцией в  интимных отношениях мужчины и женщины  стало исключение из полового общения  родителей и их детей. Это та историческая граница, с которой добрачное  состояние первобытного общества переходит  в социально регулируемые отношения.

     Первой  исторической формой семьи можно  считать материнскую семью в  составе рода в эпоху матриархата; иногда ее называют тотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых четырех - пяти поколениях. В семье такого типа существует групповой брак, отец детей не всегда может быть установлен, и потому происхождение определялось по материнской линии.

     Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов  и дожила до наших дней (Южная  Индия, Тибет). Она отличается совместным проживанием нескольких поколений  в одном большом доме. В зависимости  от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин, членов общины, живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (то есть многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линии.

     Моногамная  патриархальная семья - это семья, в  которой главой семьи и собственником  имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи  считается появление частной  собственности и связанного с  нею вопроса о наследовании.

     Индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья - самая распространенная форма семьи в современном мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта - бракосочетания гражданского или церковного либо того и другого. Надо отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья - муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой - брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.

     В настоящее время в России 66,3 млн. семей. Ежегодно заключается примерно 250-300 тыс. браков, расторгается примерно половина от этого количества. В  крупных городах соотношение  между браками и разводами 2:1. В сельской местности ситуация совсем иная. Из общего количества распадающихся  браков 38 процентов приходится на семьи, просуществовавшие менее четырех  лет. Быстро увеличивается число  внебрачных детей. В настоящее время  каждый пятый родившийся - внебрачный ребенок.

     Процесс снижения уровня брачности начался в России еще в 70-е годы. Либерализация норм матримониального поведения, активное распространение более свободных форм брака и моделей семьи ускорили развитие этого процесса. Примерно с 1987 г. началось обвальное падение рождаемости. За пять лет число родившихся сократилось с 2,5 млн. до 1,6 млн., коэффициент рождаемости, то есть число родившихся на каждую тысячу населения, сократился на 38 процентов. В 1992 г. впервые за весь послевоенный период зафиксировано явление депопуляции, то есть когда число умерших стало превышать число родившихся и начался процесс естественного снижения численности населения. Если такие тенденции сохранятся, то через пятьдесят лет население России сократится вдвое. Происходящая в России депопуляция является результатом не только обвального падения рождаемости, но и увеличения числа умерших. К началу 80-х гг. Россия по уровню продолжительности жизни ушла на уровень таких стран-аутсайдеров, как Вьетнам и Таиланд. От Японии, которая является мировым лидером по продолжительности жизни (для мужчин - 73,4, для женщин - 78,3 года), наша страна отстает соответственно на 12 и 5 лет.

     Для России характерна высокая смертность мужского населения. В нашей стране сформировалась сложная и не типичная ни для одной страны структура  причин смертности, в которой патология  традиционного и современного типов  соседствуют друг с другом. Особая специфика ситуации заключается  в необычайно высокой смертности от несчастных случаев, отравлений и  травм. Сверхсмертность от травматизма в России - сугубо мужская проблема, женская смертность от этих причин не выходит за мировые рамки.

     Изменения в формировании, развитии и стабильности семьи в России и в их демографическом  поведении порождены не столько  кризисными явлениями последнего десятилетия, а представляют собой накопленный  результат демографических изменений, происходящих в стране на протяжении долгих лет.

     Значение  семьи в жизни общества и человека в отечественной науке долгое время недооценивалось. Представления  об отмирании института семьи  в социалистическом обществе, присущие 20-м годам, поддерживавшиеся официальными идеологией и пропагандой, оказались  весьма живучими. Основывались они  на негативном отношении к старой семье, которое постепенно распространялось на этот институт вообще и укоренилось  в общественном сознании. При этом идеологически ориентированная  пропаганда рассматривала семью  как нечто сугубо "личное", противостоящее интересам общества. Термин "домашняя хозяйка" имеет пренебрежительный  оттенок до настоящего времени. В  демографическом же отношении чрезмерная занятость женщин способствовала стремлению семьи ограничить деторождение, это  стало важным фактором снижения уровня рождаемости.

     Ориентация  на "минидетную семью" способствовала изменению в укладе жизни людей, формированию нового социального положения женщины. По мнению Л. Е. Дарского, в современной семье на первый план вышли такие потребности, как желание иметь объект заботы и опеки, потребность в самовыражении, в передаче жизненного и культурного опыта и т. д. А для удовлетворения этих потребностей семье много детей не нужно.

В России трудности переустройства общества, пережитые не одним поколением россиян, вызвали у родителей стремление обеспечить детям более высокий  уровень жизни, чем собственный. Это стало важным мотивом к  ограничению супругами числа  детей в семье. Семья в современном  обществе претерпела значительные изменения, которые будут нами рассмотрены.

Существует  специфическая категория брачно-семейных отношений, как раздельное жительство супругов. Хотя доля их относительно невелика, но это факт значительно отражает специфику современного развития семейно-брачных  отношений.

     Изменения, происходящие с семьей в России на протяжении всего ХХ века, не случайны. Сегодня в России семья такая, какая есть. Поэтому ностальгия по традиционной семье не имеет смысла: семья уже не сможет стать другой, возврат к прошлому невозможен, как бы мы этого ни хотели. Для семьи прошлого в современном обществе нет ни социальной, ни экономической базы. Кризис же, если он и существует, касается скорее традиционной семьи, которая постепенно уступает место семье современного типа.

     Для определения сущности семьи необходимо рассмотреть ее функции, структуру, ролевое поведение ее членов. Наряду с социологией эти проблемы изучают  экономика, демография, этнография, психология, педагогика и т. п. Под браком мы понимаем исторически обусловленную форму  отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает  их отношения как в правовом, так и морально-этическом плане. Правда, одна студентка на экзамене дала такое определение "Брак - это правовая форма, через которую общество упорядочивает и закрепляет права женщины и обязанности мужчины". Заметим, что она не так уж далека от истины.

     Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п.

Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем, что от состояния  брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего  поколения, а значит, и будущее  самого общества и государства.

Информация о работе Семья как социальный институт