Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: зарождение, история и развитие института брака и семьи.
Задачи исследования:
1. проследить эволюцию семейно-брачных отношений
2.рассмотреть классификацию семей и брака;
3. изучить социальные функции семьи;

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Глава 1 Семья и брак
1.1.Семья и брак: этапы её развития ………………………стр. 5 -10
1.2. Классификация семьи……………………………………стр. 11 - 12
1.3. Исторические типы брака………………………………стр. 12
1.4. Брак в древности………………………………………..стр. 13 - 14
1.5. Европейский брак в средневековье и Возрождение…стр. 15 - 16
Глава 2 Семья и брак в процессе исторического развития – эволюция
семейно-брачных отношений.
2.1. Выбор партнеров…………………………………………стр. 17 - 20
2.2. Социальные функции семьи……………………………..стр. 21-23
Практическая часть – анкетирование……………………стр. 24 - 31
Заключение…………………………………………………….стр. 32-34
Список литературы…………………………………………… стр. 35

Работа состоит из  1 файл

СМСМР.docx

— 166.85 Кб (Скачать документ)

            Покупной брак перестал быть  делом только брачующихся, превратившись  в часть родоплеменных мероприятий.  На мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака – калымный брак. Калым – выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее – родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Махар – брачный подарок жениха, который принадлежит только невесте. В отличие от него калым делится на две части: большая часть остается у родителей как их собственность, а меньшая передается невесте как “плата за девственность”. Стороне жениха вручался особый список, в котором сторона невесты указывает, что именно и в каком количестве она хотела бы получить в качестве калыма.

         Размер калыма – величина непостоянная. Так, например, чем выше образование  невесты, тем ниже калым. Это  объясняется тем, что мужчина  покупает не только красоту,  нежность, добронравие или ученость, но его интересует возраст  и работоспособность будущей  невесты.

         Согласно традиции, калым считается  знаком уважения к невесте  и ее родне. Но он воспринимается  и как составная часть рыночной  экономики и таким образом  формирует новое явление –  брачный рынок. Закономерности брачного рынка таковы: цены на самом маленьком рынке (внутриплеменном) – самые высокие, а цены на самом большом (конфессиональном) – самые низкие; чем выше степень эндогамии (запрещение инонациональных браков), тем больше размер калыма.

        Одним из предшественников брачного  рынка надо считать существовавший  в древнем Вавилоне обычай, именуемый  на современном языке брачным  аукционом. В отличие от калыма  здесь имело место перераспределение  денег, полученных за красавиц, в пользу девиц, обделенных  привлекательностью. Таким образам  все они оказывались замужними.

       Брак по расчету зародился  еще на заре человечества, когда  люди заключали браки, чтобы  обеспечить союзы между племенами  или с другими полезными целями. В дальнейшем правители древних  стран отдавали своих дочерей и родственниц в жены правителям других стран, чтобы получить, политические или дипломатические выгоды, укрепить межгосударственный союз, повысить свой статус и т. д. Со временем мотивы брака менялись, но его сущность оставалась прежней. В нем отсутствовала эмоциональная составляющая, чувство взаимной любви. Брак по расчету –противоположность браку по любви.

         В дореволюционной России высокий  уровень брачности среди основной части населения, крестьянства во многом объяснялся экономическим образом.

        Крестьянский парень до женитьбы  в деревне всерьез не воспринимался;  он не имел голоса в семье,  на крестьянском сходе; деревню  ему не разрешали покинуть  даже на короткий срок. Только  после свадьбы он становился  полноправным членом семьи и  “мира” – сельской общины, обладателем  прав и обязанностей полноценного  члена крестьянской общества. Аналогичным  было положение незамужних крестьянских  девушек. Таким образом, невозможность  холостой жизни земледельца объясняется  материальной необходимостью.

        Экономическая и морально-этическая  необходимость заставляла крестьян  жениться при первой же возможности,  делая безбрачие практически  невозможным. Именно это заставило  многих исследователей крестьянской  жизни сделать вывод, что такой  брак – хозяйственная сделка, а не взаимная склонность.  Характерным было стремление  женить детей как можно раньше: парней в 18 - 20 лет, девушек - в 16-20 лет.

       Другая причина брака по расчету  – желание избежать службы  в армии. Земские врачи считали,  что браки до 20 лет преждевременны  в силу неполной физической  и половой зрелости крестьянской  молодежи: в конце X1X в. около  8 - 10 новобранцев ежегодно получали  отсрочку по этим причинам. 

2.2.  Социальные функции семьи

     К началу XXI столетия социальные институты  все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).

     Будущее семьи как института, снимающего противоречие между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках, зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

     Исследователи едины в том, что функции семьи  отражают исторический характер связи  между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Так, некоторые семейные функции (производственная, охранительная, образовательная), укреплявшие ее в прошлом, видоизменились, но не утратили своего значения, и в этом смысле их можно назвать традиционными.

     Рассмотрим  более подробно функции семьи. Хозяйственно-экономическая функция связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. Данная функция изменяет свое содержание с изменением и развитием способов производства благ. С развитием цивилизации хозяйственно-экономическая функция претерпевает наибольшую трансформацию. Понятно, что крестьянское, фермерское хозяйство на основе труда членов семьи, семейный магазин, личное подсобное хозяйство и современная городская семья реализуют разные по типу хозяйственно-экономические функции. Различаются они также в зависимости от соотношения в семье организации производства и потребления, потребления материальных и духовных благ, наконец в зависимости от структуры и типа семьи.

     Одной из основных исследователи называют репродуктивную функцию семьи, существующую издревле и обосновывающую существование института семьи как такового. Другими словами, воспроизводство человеческого вида, продолжение рода – это главное, ради чего создавалась и существовала семья и ради чего она в первую очередь существует сегодня. Потребность в детях реализовывается с выполнением данной функции.

     Для роста населения необходимо, чтобы  в семье было минимум трое детей – двое воспроизводят родителей, третий увеличивает численность. Традиционно крестьянские семьи в России отличались многодетностью, это было необходимо для выполнения многочисленной работы по хозяйству: уход за скотом, работа в поле и т.п. Рождение детей также поощрялось церковью – сколько Бог дал, столько и должно родиться. Естественно, что о прерывании беременности не могло быть и речи. Большое количество детей к тому же гарантировало продолжение и распространение рода.

     Урбанизация, сложные экономические условия  не способствуют росту рождаемости, поэтому в настоящее время большинство родителей вынуждены ограничиваться рождением одного, максимум двоих детей. Теперь рождение ребенка согласуется со способностью родителей обеспечить ему достойную жизнь.

     В рамках репродуктивной функции следует  указать и на описываемую некоторыми авторами автономно семейную функцию удовлетворения сексуальных потребностей супругов, которая, несомненно, играет большую роль в стабильности супружеских отношений.

     С репродуктивной тесно связанна воспитательная функция. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление это требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.

     Воспитание  имеет тесную связь с образованием, обучением и реализуется в  процессе творческого овладения  всеми доступными для человечества достижениями культуры, характерными для данного социально-исторического  контекста. Воспитание может быть представлено как способ выработки в индивиде определенных человеческих качеств и усвоение им нравственной, научно-познавательной и художественной культуры, что закономерно ориентирует личность на определенные ценности: отношение к добру, истине, красоте. Цели, содержание и организация воспитания зависят от традиций и норм соответствующей культуры.

     Претерпевает  трансформацию и такая функция  семьи, как забота о престарелых родителях. Известно, что еще в начале XX в. у некоторых народов Сибири и Крайнего Севера, например у чукчей, существовал обычай умерщвлять престарелых, когда они уже не могут быть помощниками в семье. Сдавать беспомощных стариков взрослыми детьми в дома для престарелых ради освобождения жилой площади разве менее дико и безнравственно?

     Семейные  отношения строятся на основе взаимопомощи и взаимозависимости разных поколений. Бабушки и дедушки пестуют  младенцев, рассказывают внукам о своих  молодых годах, играх, о службе или работе, встречах и общении с интересными людьми, делятся жизненным опытом. Дети в свою очередь заботятся о престарелых родителях, отдавая свой сыновий и дочерний долг.

     Регенеративная  функция связана с наследованием статуса фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных «драгоценностей», реликвий. Наиболее актуально эта функция проявлялась в периоды феодализма, когда продолжение рода, династии было необходимым.

     Рекреативная  функция семьи – это обеспечение отдыха, организация досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи. 

Анкетирование 

Уважаемый респондент, Вам предлагается заполнить  анкету на тему «Семья и брак». 

1.* Ваш пол

мужской

женский

2. * Ваш возраст  

3. * Ваше образование

Среднее (школьное) образование 

Среднее профессиональное образование 

Высшее профессиональное образование 

4. * Ваш основной вид деятельности

Я работаю 

Я работаю и параллельно учусь 

Я учусь 

Я учусь и параллельно подрабатываю

5. * Ваше семейное положение

Не женат \ не замужем 

Женат \ замужем 

В разводе 

Вдовец \ вдова 

6. * В каких жилищных условиях Вы проживаете?

Живу в собственной квартире (в  квартире жены \ мужа)

Живу вместе со своими родителями

Живу вместе с родителями жены \ мужа

Снимаю жилье 

7. * Есть ли у вас дети?

Нет

Да, у меня один ребенок 

Да, у меня двое детей 

Да, у меня трое (или более) детей 

8. * Вы считаете семью и брак первоочередной ценностью для человека?

Да 

Нет

Затрудняюсь ответить

9. * Хотите ли Вы создать семью?

Да 

Нет

Еще не думал об этом

У меня уже есть семья 

10. * В каком возрасте, по Вашему мнению, предпочтительнее создавать семью?

16 – 20 лет 

20 - 25 лет 

25 – 30 лет  

Информация о работе Семья как социальный институт