Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: зарождение, история и развитие института брака и семьи.
Задачи исследования:
1. проследить эволюцию семейно-брачных отношений
2.рассмотреть классификацию семей и брака;
3. изучить социальные функции семьи;

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Глава 1 Семья и брак
1.1.Семья и брак: этапы её развития ………………………стр. 5 -10
1.2. Классификация семьи……………………………………стр. 11 - 12
1.3. Исторические типы брака………………………………стр. 12
1.4. Брак в древности………………………………………..стр. 13 - 14
1.5. Европейский брак в средневековье и Возрождение…стр. 15 - 16
Глава 2 Семья и брак в процессе исторического развития – эволюция
семейно-брачных отношений.
2.1. Выбор партнеров…………………………………………стр. 17 - 20
2.2. Социальные функции семьи……………………………..стр. 21-23
Практическая часть – анкетирование……………………стр. 24 - 31
Заключение…………………………………………………….стр. 32-34
Список литературы…………………………………………… стр. 35

Работа состоит из  1 файл

СМСМР.docx

— 166.85 Кб (Скачать документ)

Главой  семьи, по мнению девушек, должны быть оба, так ответили 67% опрошенных, юноши  придерживаются другой точки зрения - они считают, что главой семьи  должен быть муж, так ответило 67%. Заметим, что никто из респондентов не считает, что главой семьи должна быть женщина.

Зарабатывать  деньги, по мнению девушек, должны оба, так считают 83%. Юноши (60%) придерживаются мнения, что деньги должен зарабатывать мужчина. Заметим, что никто из респондентов не считает, что деньги должна зарабатывать женщина.

К браку  в раннем возрасте молодежь относится  по-разному: 29% считают, что это нормально, 23% считают, что ранние браки не долгосрочны, 28% относятся отрицательно, остальные (20%) затруднились ответить.

Выводы

Главной задачей нашего исследования было выяснить причины, по которым молодежь вступает в брак в раннем возрасте. Из опрошенных респондентов большинство относятся  к браку со всей серьёзностью. В  заключение, хотелось бы  наметить, почему мы выбрали именно эту тему для исследования. Семья и брак - это вечная тема, также как и  тема взаимоотношений Мужчины и  Женщины, также как и тема Любви. Понятие семьи актуально во все  времена. Семья нужна. Для счастья, нравственного и физического  здоровья человека. С семьёй связаны  дорогие и близкие сердцу понятия, как Добро, Уют, Дом, Мать. Семья даёт опору чувствам, мечтам, надеждам, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни  в обществе, учит трудиться, творить, любить своё дело, доводить до конца  задуманное. Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающего поколения.

 Семья  – это самое главное в жизни  человека. Заботиться о ней, содержать  ее, не дать ей консолидироваться  – важнейшая задача  достойного  семьянина. От природы, в каждом  человеческом  существе заложена  потребность  в приобретении  семьи.  Также важно, чтоб его  выбор оказался правильным, брак - удачным, семья - счастливой.  Раз приобрели семью – цените ее, помогите ей сосуществовать. Беречь  семью – это долг каждого из супругов. 

Заключение

     В традиционном обществе, как правило, можно видеть консангвинальный тип семьи, чаще всего патриархальный. Кроме того, основными функциями семьи в традиционном обществе, помимо воспроизводства населения являются экономическая, хозяйственно-бытовая и социально-статусная. Институт брака является в традиционном обществе одним из основных каналов социальной мобильности. Обнищавший аристократ мог жениться на богатой мещанке, тем самым поправив свое финансовое положение, а семья невесты получала вход в высшие слои общества. Правители стран решали свои политические проблемы, прибегая к выгодному браку. Поскольку большинство браков в традиционном обществе совершается по расчету (а как показывает статистика, такие браки прочнее, чем браки по любви), и развод, как правило, осуждается обществом или недопустим в принципе, семейно-брачный институт в традиционном обществе является устойчивым образованием. В зависимости от экономической ситуации в регионе, преобладает тот или тип брака: моногамия или полигамия. Некоторые пережитки старой системы живы по сей день. И если многоженство встречается довольно часто, и отношение к этому вполне нормальное, то следы полиандрии можно найти только в Тибете и в некоторых районах Индии, где одна женщина вступает в брак с несколькими братьями. С позиции исторического материализма моногамия развилась под влиянием общественно-экономических изменений, но это лишь взгляд из настоящего в прошлое. Мы тогда не жили и точно знать ничего не можем, но ясно одно – люди пришли к моногамии по ряду разных причин, в числе которых и одна из основных – развитие частной собственности.

     Институт  семьи, как можно видеть выполняет  весьма значительные функции в жизни  общества. Различия форм брака в  разных странах, обусловлены прежде всего социально-экономическим положением в этих регионах, а также особенностями вероисповедания и культурно-историческими традициями.

     Вступление  в брак, в основном рассматривалось  как некая форма экономической  сделки (или политического соглашения), в которой все заранее продумано  и определено, и уклониться от существующих обычаев не могли себе позволить  даже представители высших слоев  общества.

     В обществе преобладал матриархат, в  то время когда женщина выполняла  важнейшие экономические функции, была добытчицей в обществе. Позднее, с переходом к иным формам хозяйствования, когда собирательство перестало  являться главным источником существования, лидирующие позиции в обществе заняли мужчины. Женщины стали бесправными  и превратились объект купли- продажи. В период средневековья брак уже  становится важнейшим каналом социальной мобильности, и остается таковым  на долгое время. Следует также отметить, что в языческое время женщина  обладала большей свободой в браке, с переходом к христианству женщина  утрачивает многие свои права, и становится покорной мужу. Кроме того, христианство резко ограничивает свободу вступления в брак, предоставляя родителям право  распоряжаться судьбой своих  детей. Кроме того “священные браки” приобретают массовое явление, и  многие мужчины и женщины уходят в монастыри. Позднее, семейно- брачные  отношения приобретают несколько  другой оттенок и регулируются церковными предписаниями.

     Во  все времена к замужним женщинам и женатым мужчинам оказывалось  большее почтение, чем к холостым. Отношение к разводам также всегда было предосудительным, порой они  были практически невозможными. Практически  во всех традиционных обществах, существовала традиция поддерживать вдов, брат умершего мужа должен был жениться на вдове. Однако если вдовы оставались без  поддержки, то были еще более бесправными, чем до замужества.

     Человечество  стремится упорядочить свою жизнедеятельность, нормировать межличностные отношения, дабы из хаоса создать порядок, поддерживать стабильность. Так и семейно-брачные  отношения определяются и нормируются, при помощи религии, морали, общественного  мнения. Эпоха сменяла эпоху, менялась культура, менялось мировоззрение и  ценностные ориентиры. Вместе с ними изменялись и отношения между      мужем и женой, положение женщины, отношение родителей к детям (что в большей степени относится к отцам, ведь мать всегда любит свое дитя), а детей к родителям. Семейная иерархия из строго вертикального постепенно приняла горизонтальное положение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

1. Берн  Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

2. Гитин  В. Г. Эта покорная тварь  – женщина. – М.: Изд-во АСТ, 2002.

3. Голод  С. И. Семья и брак: историко-социологический  анализ. – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 2005г.

4. Голод  С. И. Семья и брак: историко-социологический  анализ. – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 2003г.

5. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2007г. т. 3.

6. Земская  М. Семья и личность. – М.: Прогресс,2008г.

7. Кравченко  А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 479 с.

8. Мифологический словарь/ Гл. ред. Мелетинский Е. М. – М., 2002г.

9. Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под ред. Проф. В. Н. Лавритенко. – М.: ЮНИТИ, 2000г.

10. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. – М.: Наука, 2000г. – 586 с.

11. Энгельс  Ф. Происхождение семьи, частной  собственности и государства.  – М.: Прогресс, 1994г.

Информация о работе Семья как социальный институт