Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: зарождение, история и развитие института брака и семьи.
Задачи исследования:
1. проследить эволюцию семейно-брачных отношений
2.рассмотреть классификацию семей и брака;
3. изучить социальные функции семьи;

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Глава 1 Семья и брак
1.1.Семья и брак: этапы её развития ………………………стр. 5 -10
1.2. Классификация семьи……………………………………стр. 11 - 12
1.3. Исторические типы брака………………………………стр. 12
1.4. Брак в древности………………………………………..стр. 13 - 14
1.5. Европейский брак в средневековье и Возрождение…стр. 15 - 16
Глава 2 Семья и брак в процессе исторического развития – эволюция
семейно-брачных отношений.
2.1. Выбор партнеров…………………………………………стр. 17 - 20
2.2. Социальные функции семьи……………………………..стр. 21-23
Практическая часть – анкетирование……………………стр. 24 - 31
Заключение…………………………………………………….стр. 32-34
Список литературы…………………………………………… стр. 35

Работа состоит из  1 файл

СМСМР.docx

— 166.85 Кб (Скачать документ)

Конечно, инстинкт размножения заложен в  природе всего живого, но человек  вкладывает в него гедонистический  смысл (наслаждение). Один шутник заметил, что красота женщины - общественное достояние. Общение с интересной, обаятельной женщиной поднимает  у мужчины настроение, возможно, и работоспособность, наверное, и  наоборот.Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. К примеру, рассуждения на сей счет Ж. Эзерта, автора "Общей социологии": "Мужчина, от природы беспокойный умом и телом, предпочитает действовать свободно, следовательно, ему нужна помощь, которая дала бы ему волю, освободив от забот домашнего хозяйства. Женщина подчиняется этой участи потому, что ее физиологические недостатки и забота о ребенке, который является ее уделом, вынуждают ее быть привязанной к дому, нравится ей это или нет. Таким образом, оба скрепляют сделку, не равную, но верную, делающую сотрудничество предпочтительней, чем жизнь врозь". Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты. Об этом можно судить по таким показателям, как мотивы вступления молодых людей в брак. 
 

     1.2. Классификация семьи

     Существуют  различные основания для классификации  современных семей.

  1. по количеству детей: бездетная семья, однодетная, малодетная, многодетная;
  2. по составу: неполная семья, отдельная или нуклеарная семья, сложная (семья из нескольких поколений), материнская семья, семья повторного брака;
  3. по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с матерью) отцом) и с детьми;
  4. по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;
  5. по семейному быту: семья – «отдушина», семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба, семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
  6. по однородности социального состава: социально однородные (гомогенные) и неоднородные (гетерогенные) семьи;
  7. по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
  8. по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная и устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
  9. по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);
  10. по типу потребительского поведения: семьи с физиологическим типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью), семьи с интеллектуальным типом потребления (т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д.), семьи с промежуточным типом потребления;
  11. по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, дистантная, внебрачная;
  12. по характеру проведения досуга: открытые или закрытые:

     - по социальной мобильности: реактивные семья, семьи средней активности и активные семьи;

     - по степени кооперации совместной деятельности: коллективистские и индивидуалистические;

     - по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья. 
 
 

1.3. Исторические типы  брака

     В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:

- групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин

(повсеместно  был распространен в первобытном  обществе);

- полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)

- полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);

- моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).

     Моногамия встречается в двух формах: пожизненная  и допускающая развод, или легко  разводимая.  
 
 

1.4.  Брак в древности

       Возникновение городской цивилизации,  развитие навыков письма и  чтения привели к первым письменным  законам о браке, появившемся  в Древнем Вавилоне. Брак в  те времена являлся и экономической  сделкой: будущий муж должен  был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак- соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

     В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые  семьей государственные посты.

     Первая  историческая форма моногамии –  патриархальная семья – управляется  отцом, включает его потомков, их жен  и детей, а также домашних рабов.

     История знает и эпоху матриархата, когда  в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая форма семьи, в ос История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того, что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род.

     В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных  соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи  с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.

     Так Клеопатра (69 – 30 гг. до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем после его смерти, – супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.

     В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1) жрицы  – служительницы различных культов, «мистические» женщины. 2) матроны  – респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называли на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры – образованные и одаренные  женщины (так называемые «женщины для  наслаждения»).

     Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей  женой любому мужчине, который его  об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный  ею ребенок от постороннего мужчины  также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

     Приведем  слова Ф. Энгельса: «Ниспровержение  материнского права было всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а  жена была лишена своего почетного  положения, закабалена, превращена в  рабу его желаний, в простое орудие деторождения».

     С появлением частной собственности  женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными  хозяйственными обязанностями, она  не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а  в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.

     По  свидетельствам историков, женщина  могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов  рогатого скота. 

1.5.  Европейский брак  в средневековье  и Возрождение

     На  протяжении IV и V веков Европа постоянно  подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные  обряды. Например, в соответствии с  традициями германских племен брак был  моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские  племена, напротив, одобряли полигамию  и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.                                                                                    С переходом от племенной к  национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди  постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право, принимать решение о браках своих  вассалов и смердов.

     Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела  следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической  сделкой: с одной стороны девушка  «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой – мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние  и могущество. То же самое отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и среди купечества.

     Представления о серенадах требуют уточнения  в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих  жен. Но в то время как женатый мужчина пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.

     К эпохе Возрождения  и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

     Ренессанс, по существу своему революционная эпоха, стал «совершенно исключительным веком пламенной чувственности». Вместе с идеалом физической красоты, и как его следствие, в идеал была возведена производительность, плодовитость. Другими словами «Высшими добродетелями считались вулканические страсти у обоих полов. Иметь много детей приносило славу и было обычным явлением, не иметь их считалось наказанием за какой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1.  Выбор партнеров

          Согласно обычаю заключения браков  они делятся на эндогамные и экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой группе.  Одним из критериев типологии семьи выступает

неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному  положению, возрасту, доходу. Так называемый статусный брак предполагает преимущества выбора брачных партнеров для занимающих высшие ступеньки в социальной иерархии. Отсюда возникает понятие “неравный брак”. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы – рода, племени, сословия, касты.

            Другим критерием классификации  выступает плата за брак. Институт  покупного брака возник на  заре истории одновременно и  внутри группового брака, когда  женщина была вовлечена в обменный  процесс в качестве товара. Две  группы обменивались “подарками” которым могла служить женщина. Родственники женщины “дарили” родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной.

           Практика покупного брака повлекла  за собой оживление таких обычаев,  как похищение невест, нередко  чисто символическое, на белом  скакуне, с гиканьем и свистом.  В Южной Америке похищенную  невесту даже завертывали в  ковер или мешок, подчеркивая  якобы ее несогласие вступать  в брак. При похищении невесты  у разных народов практиковались  разные обычаи. Например, у древних галлов этим занимались женщины – родственницы жениха.

          В отличие от древних форм  покупного брака, осуществлявшихся  в виде отличие от древних  форм покупного брака, осуществлявшихся  в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись в форме неравного дарообмена. Господствующий пол, т. е. мужчина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, - соответственно своему привилегированному положению, размеру богатства и политической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает покупной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в объект купли – продажи. Утверждение частной собственности превратило брак в коммерческую сделку. Размеры прав мужа на обладание женой делаются прямо пропорциональными величине выкупа, уплаченного за нее. У нубийских арабов число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верность мужу, зависела от числа голов скота, уплаченного за нее.

           С тех пор можно говорить  о новой форме покупного брака  – выкупном браке. Церемония  бракосочетания намного усложнилась,  она стала формализованной. Устной  договоренности молодых людей  или их родителей было уже  недостаточно. В формализованном  браке требовались свидетели,  а церемония бракосочетания проходила  публично.

           Сначала в эпоху племенных  объединений во главе с вождем, а затем в период раннеклассовых  государств принципы неравного дарообмена, на которых базировался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли действия, составляющие процедуру бракосочетания:  принятие решения о необходимости либо желательности вступления в брак;  выбор брачного партнера, заключение брачного контракта, исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы.

Информация о работе Семья как социальный институт