Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа
Предмет исследования: зарождение, история и развитие института брака и семьи.
Задачи исследования:
1. проследить эволюцию семейно-брачных отношений
2.рассмотреть классификацию семей и брака;
3. изучить социальные функции семьи;
Введение
Теоретическая часть
Глава 1 Семья и брак
1.1.Семья и брак: этапы её развития ………………………стр. 5 -10
1.2. Классификация семьи……………………………………стр. 11 - 12
1.3. Исторические типы брака………………………………стр. 12
1.4. Брак в древности………………………………………..стр. 13 - 14
1.5. Европейский брак в средневековье и Возрождение…стр. 15 - 16
Глава 2 Семья и брак в процессе исторического развития – эволюция
семейно-брачных отношений.
2.1. Выбор партнеров…………………………………………стр. 17 - 20
2.2. Социальные функции семьи……………………………..стр. 21-23
Практическая часть – анкетирование……………………стр. 24 - 31
Заключение…………………………………………………….стр. 32-34
Список литературы…………………………………………… стр. 35
Конечно,
инстинкт размножения заложен в
природе всего живого, но человек
вкладывает в него гедонистический
смысл (наслаждение). Один шутник заметил,
что красота женщины - общественное
достояние. Общение с интересной,
обаятельной женщиной поднимает
у мужчины настроение, возможно,
и работоспособность, наверное, и
наоборот.Содержание брачных отношений
определяется степенью развитости общества.
Чем примитивней общественные отношения,
тем больше места в семейно-брачном союзе
занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические
моменты. К примеру, рассуждения на сей
счет Ж. Эзерта, автора "Общей социологии":
"Мужчина, от природы беспокойный умом
и телом, предпочитает действовать свободно,
следовательно, ему нужна помощь, которая
дала бы ему волю, освободив от забот домашнего
хозяйства. Женщина подчиняется этой участи
потому, что ее физиологические недостатки
и забота о ребенке, который является ее
уделом, вынуждают ее быть привязанной
к дому, нравится ей это или нет. Таким
образом, оба скрепляют сделку, не равную,
но верную, делающую сотрудничество предпочтительней,
чем жизнь врозь". Чем более развито
общество, тем большую роль в брачных отношениях
играют социально-психологические, этические,
эстетические и, конечно, сексуальные
моменты. Об этом можно судить по таким
показателям, как мотивы вступления молодых
людей в брак.
1.2. Классификация семьи
Существуют
различные основания для
- по социальной мобильности: реактивные семья, семьи средней активности и активные семьи;
- по степени кооперации совместной деятельности: коллективистские и индивидуалистические;
-
по состоянию психологического
здоровья: здоровая семья, невротическая
семья, виктимогенная семья.
1.3. Исторические типы брака
В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:
- групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин
(повсеместно
был распространен в
- полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)
- полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);
- моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).
Моногамия
встречается в двух формах: пожизненная
и допускающая развод, или легко
разводимая.
1.4. Брак в древности
Возникновение городской
В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.
Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья – управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.
История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая форма семьи, в ос История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того, что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род.
В
период матриархата наследование всегда
шло по женской линии, а в брачных
соглашениях собственность
Так Клеопатра (69 – 30 гг. до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем после его смерти, – супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.
В
период рабовладения в Древней Греции
было известно 4 типа женщин: 1) жрицы
– служительницы различных
Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.
Приведем слова Ф. Энгельса: «Ниспровержение материнского права было всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения».
С появлением частной собственности женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными хозяйственными обязанностями, она не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.
По
свидетельствам историков, женщина
могла делить с мужем ложе, но
не трапезу. В Древней Греции красивая
женщина стоила несколько голов
рогатого скота.
1.5. Европейский брак в средневековье и Возрождение
На
протяжении IV и V веков Европа постоянно
подвергалась нашествию северных племен
варваров, которые приносили свои
представления о браке, свои брачные
обряды. Например, в соответствии с
традициями германских племен брак был
моногамным, а супружеская неверность,
как мужа, так и жены строго каралась
моралью и законом. Французские
племена, напротив, одобряли полигамию
и разрешали куплю-продажу
Средние
века овеяны ореолом рыцарства. Однако
в брачной сфере ситуация выглядела
следующим образом: рыцари должны были
жениться на дамах своего круга. По
существу брак был социально-экономической
сделкой: с одной стороны девушка
«продавала» свою девственность, целомудрие,
с другой – мужчина брал на себя
обязательства содержать и
Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время как женатый мужчина пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.
К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.
Ренессанс,
по существу своему революционная эпоха,
стал «совершенно исключительным веком
пламенной чувственности». Вместе с идеалом
физической красоты, и как его следствие,
в идеал была возведена производительность,
плодовитость. Другими словами «Высшими
добродетелями считались вулканические
страсти у обоих полов. Иметь много детей
приносило славу и было обычным явлением,
не иметь их считалось наказанием за какой-нибудь
грех и встречалось сравнительно редко.
2.1. Выбор партнеров
Согласно обычаю заключения
неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Так называемый статусный брак предполагает преимущества выбора брачных партнеров для занимающих высшие ступеньки в социальной иерархии. Отсюда возникает понятие “неравный брак”. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы – рода, племени, сословия, касты.
Другим критерием
Практика покупного брака
В отличие от древних форм
покупного брака,
С тех пор можно говорить
о новой форме покупного брака
– выкупном браке. Церемония
бракосочетания намного
Сначала в эпоху племенных
объединений во главе с вождем,
а затем в период