Шпаргалка по "Экономической социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:14, шпаргалка

Описание

Объект и предмет экономической социологии.
Виды экономического поведения и их характеристика.
Дистрибутивное поведение. Модели дистрибутивного поведения.

Работа состоит из  1 файл

bilety_po_sots_ekonom_-_kopia.docx

— 224.72 Кб (Скачать документ)
  1. Объект и предмет экономической социологии.

Экономическая социология исследует закономерности экономической жизни с помощью систем социальных категорий, главная из которых социальный механизм, регулирующий экономические отношения и мышление, интересы, культуру и поведение.

Предмет – это экономическое поведение и социальные отношения различных индивидов, социальных групп и общностей в трудовой деятельности и в процессах производства, распределения, обмена и потребления, выражающих в себе их экономические потребности и интересы, и воздействие на их образ жизни экономических законов и социальных институтов.

Объект - это сложная, динамически развивающаяся система социально-экономических процессов, возникающих в пространстве взаимодействия экономики и социальной сферы, или, говоря иными словами, развитие экономики как социального процесса.

 

  1. Виды экономического поведения и их характеристика.

Экономическое поведение – это система социальных действий, которые:

1.связаны с использованием разнообразных  ресурсов

2.ориентированы на получение  выгоды от их обращения.

Можно выделить виды экономического поведения:

- дистрибутивное (распределительное),

-производственное,

-обменное 

-потребительское.

Дистрибутивное (распределительное) поведение. Этот вид экономического поведения вытекает из понимания рынка как процесса перераспределения огромной массы экономических ресурсов. Дистрибутивное (распределительное) поведение отражает в своих основных компонентах функционально-нормативные предписания института собственности и, конституционно закрепленных правовых режимов, которые задают принципы и рамки его реализации. Дистрибутивное поведение обеспечивает соединение различных субъектов с экономическими ресурсами, определяет норму и меру присвоения полезных свойств этих ресурсов, а также механизмы и способы их перераспределения от одного пользователя к другому.

Производственное поведение связано, прежде всего, с накоплением, концентрацией материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их соединением и комбинированием с целью получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и прибыли (дохода) от их обращения на рынке.

Обменное поведение обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) на рынке на основе учета и сравнения их ценности. Мера дефицитности обращающихся товаров проявляется в ценах. Она управляет действиями множества субъектов, являющихся по отношению друг к другу продавцами и покупателями.

Потребительское поведение обеспечивает извлечение экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения многочисленных потребностей человека.

 

  1. Дистрибутивное поведение. Модели дистрибутивного поведения.

Дистрибутивное  поведение – соединяет рыночные субъекты с экономическими ресурсами. Определяет норму и меру присвоения полезных свойств этих ресурсов и выгоды от их обращения, а также, механизмы и способы перераспределения их от 1 пользователя к др.

1.Cуверенно-дистрибутивная (хозяйственная) характеризует социальное поведение субъектов, обладающих абсолютным или преимущественным правом получения выгоды от использования ресурсов, которыми они владеют.Неск владельцев – акционерная собств-сть, холдинговая собств-сть, семейно-клановая форма собств-сти. Смешанная собств.: а) гос + частная; б) несколько компаньонов.

2. Комиссионная (агентская, управляющая) – модель  поведения человека, кот управляет чужими ресурсами по поручению хозяина. Менеджер – тот чел-к, кот.имеет право на принятие стратегических решений. Осн проблема общения хозяина и менеджера – проблема контроля над действиями менеджера.

3.Функциональная  модель (модель поведения любого наёмного работника) ему не принадлежит собственность, но он с ней работает. Работает по трудовому договору. Проблема воровства (использование рабочего ресурса в своих интересах).

4.Редистрибутивная  модель (обеспечивает перераспределение ресурсов от 1 пользователя к др) (брокеры продают ценные бумаги).

Перечисленные модели не раскрывают всего многообразия социального  поведения экономических субъектов  в системе распределительного цикла. В действительности при развитых рыночных условиях существует масса  социальных инвариантов, отражающих «изменчивые  и весьма сложные «пучки правомочий», наиболее эффективные комбинации которых  для всех сфер еще не найдены»

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы собственности в постсоветской России.

Россияне выступают активными  сторонниками уважения права собственности  по отношению ко всей собственности, которой они хотя бы теоретически могут владеть и которая потенциально не может наносить серьезного ущерба интересам общества.

С одной стороны, значительная часть объектов бывшей “общенародной” собственности в настоящее время формально осталась закрепленной за государством, но в отсутствии эффективной системы управления реально не получила определенного статуса и нуждается в управляющих воздействиях, направленных на спецификацию прав собственности и достижение общегосударственных целей.

С другой стороны, неудачи экономических реформ в России обычно связываются с низкой управляемостью народного хозяйства. Стремление “усилить” роль государства в экономике часто понимается как усиление государственного регулирования, расширение масштабов прямого участия государства и аккумулируемых им ресурсов в процессах производства, распределения, обмена и потребления. При этом особая роль отводится институту государственной собственности, объекты которой считаются наиболее управляемыми в силу использования методов непосредственного административного воздействия.

 

  1. Предпринимательское поведение, сущность и особенности.  6. Социально-психологические особенности личности предпринимателя и социокультурные особенности предпринимательского поведения.

Предпринимательство – инновационная модель экономического поведения, ориентированная на доход, не доступный другим стандартно действующим агентам рыночного процесса.

!Клиентоориентированность  не  развита в России.

Модель предпринимательского поведения:

1.модель личностной самореализации

2.модель стратификационная (достижение  престижного статуса)

3.традиционная

4.транзитная (цель-накопление ресурсов, богатство в простейшей форме)

5.авантюрно-игровая (кто не рискует,  тот не пьёт шампанское)

6.нормативно-традиционная (действуют  вдумчиво и рационально)

7.диструктивная (с нарушением  закона, за гранью закона).

Компоненты предпринимательского поведения:

1.уникальные личностные качества  и способности

2.соответствующая рыночная среда,  которая является полем предпринимательского  выбора

3.наличе предпринимательской культуры

Факторы успеха предпринимателя:

1.в нужном месте в нужное  время

2.найти свою нишу

3.везение

4.поиск наиболее благоприятных  факторов

5.расчёт возможных действий  и альтернатив

6.наличие уникальных способностей

7.поиск и включение в оборот  ценного ресурса

Специфические свойства и  качества предпринимателя:

1.мотивация достижений: «Я хочу  достичь большего»

2.склонность к риску проявляется  в ситуации возрастания ценности  результата

3.способность к нестандартному  решению задач в условиях дефицита  времени  (конвергентность -возможность  решения задач несколькими способами)

4.волевые ресурсы и энергетические

5.креативность, способность к творческому  мышлению

6.расширить диапазон свободы

Система ценностей:

1.Терминальные (ценности цели) –  что хочу?

2.Инструментальные – ценности  получения результата

Ценности:

1.доход, прибыль

2.накопление экономических ресурсов, богатства

3.власть, возможность влиять на  других людей

4.социальный статус

5.свобода выбора и риска

Идеальные ценности:

1.творческо-познавательные: мне интересно  попробовать, самореализоваться

2.альтруистические: работаю для  людей

3.патриотические: за державу обидно

По сфере деятельности:

1.инвестиционная

2.организационная

3.посредническая (торговля – 40-45%)

4.коммерческая

5.консалтинговая (профессиональная поддержка других участников рынка)

Сама эта группа достаточно дифференцирована – по видам экономической деятельности, количеству занятых работников на том или ином предприятии (мелкие, средние, крупные владельцы капиталов), по финансовому обороту и некоторым другим показателям.

По данным исследования, доля мужчин здесь преобладает почти в 2 раза. Среди возрастных когорт наиболее представительны 25-45- летние; их в общей совокупности 63,7%. Наименее представительна группа старшего возраста, особенно после 60-ти лет. Таким образом, в предприниматели «идут» прежде всего зрелые люди, наиболее активные, профессионально подготовленные, имеющие среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование специалисты: таких оказалось 63,5%.

ПЛЮСЫ: Небольшой стартовый капитал, высокая   эффективность, быстрое достижение «потолка» роста, прочная ниша на «своем» рынке, легкость проникновения, самостоятельность, творческая самореализация

МИНУСЫ: Ограниченный (локально) рынок, рост до уровня «большого» бизнеса, ограниченные    перспективы роста, высокая зависимость от превратностей конъюнктуры.

 

7.Социально-экономические функции предпринимательства. Роль малого и среднего бизнеса в экономике и обществе в целом.

Функции:

1.Организационная функция — внедрение новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы и их оптимальное объединение с традиционными, рациональное объединение форм единичного разделения труда, основных элементов системы продуктивных сил и контроль за их выполнением. 
2.Хозяйственная функция — наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов. 
3.Социальная функция — изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, соответственно главной цели, требованиям действия основного экономического закона. 
 4.Личностная функция — самореализация собственной цели предпринимателя, получение удовлетворения от своей работы.

А также благотворительная деятельность.

Малый бизнес является важнейшим сектором экономики. В нем создается до 50% валового национального продукта. Малое предпринимательство — дело не только новое, но и многотрудное, сопряженное с многочисленными опасностями. Однако именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг и др.). Он стал основным рамочным законом для этого сектора. Главным критерием малых предприятий по-прежнему остается численность занятых:

• в промышленности, строительстве  и на транспорте — до 100 чел.;

• в сельском хозяйстве и науке  — до 60 чел.;

• в оптовой торговле и легкой промышленности — до 50 чел.;

• в розничной торговле и услугах  для населения — до 30 чел.

Существенный вклад вносит малый и средний бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Малый и средний бизнес воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования. В то же время, на мелких и средних предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.

 

8.      Основные черты хозяйственной организации. Виды фирм по российскому законодательству.

Хозяйственные организации - организации, создаваемые для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.

Хозяйственные организации:

  1. функциональный подход: организация рассматривается как адаптивная социальная система. Организация зависима от внешней среды.
  2. Конфликтный подход: организация описывается как структура власти и господства

Признаки:

1.цель, которая не является не  суммой целей участников организации

2.имеет формальную структуру,  иерархию участников

3.имеет систему норм, правил  и образцов поведения

5.система ресурсов и способы  их защиты

6.стремление к закрытости

7. стремление к монополизму

8.подчинение индивидов коллективным  интересам

9.превращение вознаграждений в  привилегии

Основные правовые формы хозяйственных организаций

Общество с  ограниченной ответственностью (ООО) - объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный капитал образуется только из вкладов (паев) учредителей. ООО создается и действует на основании учредительного договора и устава; если общество создано одним лицом, - только устава.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической социологии"