Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:14, шпаргалка
Объект и предмет экономической социологии.
Виды экономического поведения и их характеристика.
Дистрибутивное поведение. Модели дистрибутивного поведения.
Экономическая социология исследует закономерности экономической жизни с помощью систем социальных категорий, главная из которых социальный механизм, регулирующий экономические отношения и мышление, интересы, культуру и поведение.
Предмет – это экономическое поведение и социальные отношения различных индивидов, социальных групп и общностей в трудовой деятельности и в процессах производства, распределения, обмена и потребления, выражающих в себе их экономические потребности и интересы, и воздействие на их образ жизни экономических законов и социальных институтов.
Объект - это сложная, динамически развивающаяся система социально-экономических процессов, возникающих в пространстве взаимодействия экономики и социальной сферы, или, говоря иными словами, развитие экономики как социального процесса.
Экономическое поведение – это система социальных действий, которые:
1.связаны с использованием
2.ориентированы на получение выгоды от их обращения.
Можно выделить виды экономического поведения:
- дистрибутивное (распределительное),
-производственное,
-обменное
-потребительское.
Дистрибутивное (распределительное) поведение. Этот вид экономического поведения вытекает из понимания рынка как процесса перераспределения огромной массы экономических ресурсов. Дистрибутивное (распределительное) поведение отражает в своих основных компонентах функционально-нормативные предписания института собственности и, конституционно закрепленных правовых режимов, которые задают принципы и рамки его реализации. Дистрибутивное поведение обеспечивает соединение различных субъектов с экономическими ресурсами, определяет норму и меру присвоения полезных свойств этих ресурсов, а также механизмы и способы их перераспределения от одного пользователя к другому.
Производственное поведение связано, прежде всего, с накоплением, концентрацией материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их соединением и комбинированием с целью получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и прибыли (дохода) от их обращения на рынке.
Обменное поведение обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) на рынке на основе учета и сравнения их ценности. Мера дефицитности обращающихся товаров проявляется в ценах. Она управляет действиями множества субъектов, являющихся по отношению друг к другу продавцами и покупателями.
Потребительское поведение обеспечивает извлечение экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения многочисленных потребностей человека.
Дистрибутивное поведение – соединяет рыночные субъекты с экономическими ресурсами. Определяет норму и меру присвоения полезных свойств этих ресурсов и выгоды от их обращения, а также, механизмы и способы перераспределения их от 1 пользователя к др.
1.Cуверенно-дистрибутивная (хозяйственная) характеризует социальное поведение субъектов, обладающих абсолютным или преимущественным правом получения выгоды от использования ресурсов, которыми они владеют.Неск владельцев – акционерная собств-сть, холдинговая собств-сть, семейно-клановая форма собств-сти. Смешанная собств.: а) гос + частная; б) несколько компаньонов.
2. Комиссионная (агентская, управляющая) – модель поведения человека, кот управляет чужими ресурсами по поручению хозяина. Менеджер – тот чел-к, кот.имеет право на принятие стратегических решений. Осн проблема общения хозяина и менеджера – проблема контроля над действиями менеджера.
3.Функциональная модель (модель поведения любого наёмного работника) ему не принадлежит собственность, но он с ней работает. Работает по трудовому договору. Проблема воровства (использование рабочего ресурса в своих интересах).
4.Редистрибутивная модель (обеспечивает перераспределение ресурсов от 1 пользователя к др) (брокеры продают ценные бумаги).
Перечисленные модели не раскрывают
всего многообразия социального
поведения экономических
Россияне выступают активными
сторонниками уважения права собственности
по отношению ко всей собственности,
которой они хотя бы теоретически
могут владеть и которая
С одной стороны, значительная часть объектов бывшей “общенародной” собственности в настоящее время формально осталась закрепленной за государством, но в отсутствии эффективной системы управления реально не получила определенного статуса и нуждается в управляющих воздействиях, направленных на спецификацию прав собственности и достижение общегосударственных целей.
С другой стороны, неудачи экономических реформ в России обычно связываются с низкой управляемостью народного хозяйства. Стремление “усилить” роль государства в экономике часто понимается как усиление государственного регулирования, расширение масштабов прямого участия государства и аккумулируемых им ресурсов в процессах производства, распределения, обмена и потребления. При этом особая роль отводится институту государственной собственности, объекты которой считаются наиболее управляемыми в силу использования методов непосредственного административного воздействия.
Предпринимательство – инновационная модель экономического поведения, ориентированная на доход, не доступный другим стандартно действующим агентам рыночного процесса.
!Клиентоориентированность не развита в России.
Модель предпринимательского поведения:
1.модель личностной
2.модель стратификационная (
3.традиционная
4.транзитная (цель-накопление ресурсов, богатство в простейшей форме)
5.авантюрно-игровая (кто не
6.нормативно-традиционная (действуют вдумчиво и рационально)
7.диструктивная (с нарушением закона, за гранью закона).
Компоненты
1.уникальные личностные
2.соответствующая рыночная
3.наличе предпринимательской
Факторы успеха предпринимателя:
1.в нужном месте в нужное время
2.найти свою нишу
3.везение
4.поиск наиболее
5.расчёт возможных действий и альтернатив
6.наличие уникальных
7.поиск и включение в оборот ценного ресурса
Специфические свойства и качества предпринимателя:
1.мотивация достижений: «Я хочу достичь большего»
2.склонность к риску
3.способность к
4.волевые ресурсы и
5.креативность, способность к творческому мышлению
6.расширить диапазон свободы
Система ценностей:
1.Терминальные (ценности цели) – что хочу?
2.Инструментальные – ценности получения результата
Ценности:
1.доход, прибыль
2.накопление экономических
3.власть, возможность влиять на других людей
4.социальный статус
5.свобода выбора и риска
Идеальные ценности:
1.творческо-познавательные: мне интересно попробовать, самореализоваться
2.альтруистические: работаю для людей
3.патриотические: за державу обидно
По сфере деятельности:
1.инвестиционная
2.организационная
3.посредническая (торговля – 40-45%)
4.коммерческая
5.консалтинговая (профессиональная поддержка других участников рынка)
Сама эта группа достаточно дифференцирована – по видам экономической деятельности, количеству занятых работников на том или ином предприятии (мелкие, средние, крупные владельцы капиталов), по финансовому обороту и некоторым другим показателям.
По данным исследования, доля мужчин здесь преобладает почти в 2 раза. Среди возрастных когорт наиболее представительны 25-45- летние; их в общей совокупности 63,7%. Наименее представительна группа старшего возраста, особенно после 60-ти лет. Таким образом, в предприниматели «идут» прежде всего зрелые люди, наиболее активные, профессионально подготовленные, имеющие среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование специалисты: таких оказалось 63,5%.
ПЛЮСЫ: Небольшой стартовый капитал, высокая эффективность, быстрое достижение «потолка» роста, прочная ниша на «своем» рынке, легкость проникновения, самостоятельность, творческая самореализация
МИНУСЫ: Ограниченный (локально) рынок, рост до уровня «большого» бизнеса, ограниченные перспективы роста, высокая зависимость от превратностей конъюнктуры.
7.Социально-экономические функции предпринимательства. Роль малого и среднего бизнеса в экономике и обществе в целом.
Функции:
1.Организационная функция — внедрение новых форм и методов организации
производства, новых форм заработной платы
и их оптимальное объединение с традиционными,
рациональное объединение форм единичного
разделения труда, основных элементов
системы продуктивных сил и контроль за
их выполнением.
2.Хозяйственная функция
— наиболее эффективное использование
трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных
и информационных ресурсов.
3.Социальная функция —
изготовление товаров и услуг, необходимых
обществу, соответственно главной цели,
требованиям действия основного экономического
закона.
4.Личностная функция —
самореализация собственной цели предпринимателя, получение удовлетворения
от своей работы.
А также благотворительная деятельность.
Малый бизнес является важнейшим сектором экономики. В нем создается до 50% валового национального продукта. Малое предпринимательство — дело не только новое, но и многотрудное, сопряженное с многочисленными опасностями. Однако именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг и др.). Он стал основным рамочным законом для этого сектора. Главным критерием малых предприятий по-прежнему остается численность занятых:
• в промышленности, строительстве и на транспорте — до 100 чел.;
• в сельском хозяйстве и науке — до 60 чел.;
• в оптовой торговле и легкой промышленности — до 50 чел.;
• в розничной торговле и услугах для населения — до 30 чел.
Существенный вклад вносит малый и средний бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Малый и средний бизнес воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования. В то же время, на мелких и средних предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.
8. Основные черты хозяйственной организации. Виды фирм по российскому законодательству.
Хозяйственные организации - организации, создаваемые для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.
Хозяйственные организации:
Признаки:
1.цель, которая не является не
суммой целей участников
2.имеет формальную структуру, иерархию участников
3.имеет систему норм, правил и образцов поведения
5.система ресурсов и способы их защиты
6.стремление к закрытости
7. стремление к монополизму
8.подчинение индивидов
9.превращение вознаграждений
Основные правовые
формы хозяйственных
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный капитал образуется только из вкладов (паев) учредителей. ООО создается и действует на основании учредительного договора и устава; если общество создано одним лицом, - только устава.