Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:14, шпаргалка
Объект и предмет экономической социологии.
Виды экономического поведения и их характеристика.
Дистрибутивное поведение. Модели дистрибутивного поведения.
18. Потребительская культура, её особенности в России.
В.Д. Симоненко и Т.А. Степченко определяют потребительскую культуру как «совокупность исторически сложившегося уровня потребностей человека, умение и возможность разумно удовлетворять эти потребности, степень развития законодательства и институтов защиты прав потребителей».
Полагаем, что под потребительской культурой следует понимать совокупность материальных и духовных ценностей, знаний, образцов и норм потребительского поведения, функционально полезных и закрепившихся в общественной практике.
Потребительскую культуру можно классифицировать по критерию субъекта. Тогда следует различать: потребительскую культуру индивидуума, потребительскую культуру социальной группы или общности, потребительскую культуру общества.
По критерию этапов (фаз) потребительского поведения потребительскую культуру составляют: культура принятия потребительских решений, покупательская культура, культура потребления товаров и услуг, включая избавление от них или их остатков после использования.
Потребительскую культуру можно рассматривать также с точки зрения принадлежности индивида к социальной общности. Тогда можно говорить о городской и сельской потребительская субкультуре; в зависимости от возраста — детской, молодежной, взрослой (потребительской субкультуре лиц среднего возраста, пожилых и т. д.); по полу — мужской и женской потребительской субкультуре.
Потребительскую культуру следует рассматривать в семи аспектах — не только с точки зрения экономики и права, а также с позиций экологии, валеологии (здорового образа жизни, здравостроительства), этики, эстетики и философии.
В России неограниченное стремление к материальному богатству и деньгам традиционно осуждалось, считалось страстью, а не целью жизни и свидетельством успеха, как сегодня.
Культурный потребитель — это потребитель:
• принимающий рациональные потребительские решения;
• знающий свои права и умеющий их защитить;
• этически, эстетически и экологически воспитанная личность;
• ведущий здоровый и осмысленный образ жизни, нацеленный на творчество.
Сегодня в России происходит процесс ассимиляции ценностей западной культуры вместо традиционных национальных. Утрачивается отношение к труду как добродетели; интенсифицируются развлекательные процессы. Индивидуализм и эгоизм вытесняют коллективизм и взаимопомощь. Гедонистический тип потребительской культуры с его установкой на получение максимума удовольствия, материальное богатство, деньги вытесняет традиционный для России аскетический тип, нацеливающий на постоянное самосовершенствование, приоритет духовного над материальным.
Путь России в области развития потребительской культуры должен быть в соответствии с многовековой традицией - путь не гедонизма, а благоразумного аскетизма.
По учению преп. И. Кассиана, подавление страсти чревоугодия состоит в том, чтобы человек сознательно принимал пищу не столько для удовольствия, для приятности, сколько уступая непреодолимой потребности тела.
Таким образом, неограниченное стремление к материальному богатству и деньгам традиционно осуждалось, считалось страстью, а не целью жизни и свидетельством успеха, как сегодня. И гедонизм, и аскетизм считают материальные потребности и материальную жизнь самостоятельной целью (одно воззрение эту цель признает, другое — отрицает). Булгаков же богатство и материальную жизнь признает не как самоцель, а как средство для служения высшей, абсолютной цели.