Шпаргалка по "Экономической социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:14, шпаргалка

Описание

Объект и предмет экономической социологии.
Виды экономического поведения и их характеристика.
Дистрибутивное поведение. Модели дистрибутивного поведения.

Работа состоит из  1 файл

bilety_po_sots_ekonom_-_kopia.docx

— 224.72 Кб (Скачать документ)

Забастовка, саботаж, пикетирование (активные методы) — не единственные и в общем не главные формы борьбы исполнителей за свои интересы. Существуют десятки способов невидимого, но не менее эффективного давления на администрацию «снизу» — формально не организованного, но, если потребуется, достаточно сплоченного.

Практически любые группы работников всегда имеют в своем арсенале набор методов контроля за ситуацией и возможность, хотя бы в некоторых отношениях, поступить по-своему. Эти методы пассивного сопротивления применялись в течение столетий и во всех сообществах. К числу распространенных индивидуальных действий подобного рода относятся:

• абсентеизм, или невыход на работу по разным причинам;

• периодические отлучки с рабочего места;

• использование части рабочего дня для работы «на сторону», в  том числе, с применением материалов и оборудования фирмы;

• мелкое воровство (воруют на производстве практически повсеместно, хотя и в разных масштабах);

• сознательно допускаемая халатность, небрежное отношение к оборудованию при мнимом исполнении всех норм и  правил;

• мелкий обман руководства;

• «забывчивость» и несообщение  важной информации;

• «разыгрывание из себя дурака», непонимание простых задач или  переиначивание правил;

• невыполнение приказов при мнимой покорности начальству;

• отказ обучать принятых на работу «новичков»;

• торможение нововведений.

Пассивное сопротивление может  быть и коллективным. Хрестоматийным примером в данном отношении служит так называемый рестрикционизм. В отличие от забастовки (артикулированного отказа от выполнения основных производственных требований) и саботажа (невыполнения производственных требований при формальном осуществлении трудовых операций), рестрикционизм — наименее явная форма сопротивления. Это коллективное ограничение норм выработки при формальном соблюдении всех производственных требований. Оно достигается путем понижения интенсивности труда до уровня наименее производительных рабочих; уклонения от работы посредством затягивания перерывов и создания «вынужденных простоев». Здесь вырабатываются основы групповой солидарности, рассчитывается «нормальный», приемлемый для большинства уровень выработки, испытываются формы группового давления на тех, кто вырывается вперед или легко поддается увещеваниям администрации.

Трудовой компромисс. С социологической точки зрения трудовые отношения складываются как воспроизводство сложного компромисса, в котором обеим сторонам известны общие правила игры, и они, удерживаясь сами, пытаются удержать противоположную сторону в пределах этих правил. Такое поведение, кстати, становится одной из форм смягчения множества потенциальных и реальных конфликтов. Рядовым работникам позволяют «выпускать пар» и одновременно решать свои маленькие проблемы ценой некоторого снижения общей экономической эффективности. Такова «плата за гармонию» на производстве. Допущение определенных вольностей также помогает удерживать рабочую силу при весьма умеренном уровне оплаты труда. Это можно назвать «скрытым контрактом».

В трудовых отношениях, таким образом, наблюдается сложное переплетение конфликта и подчинения. При этом, помимо административных приказов, важная роль принадлежит разного рода неформальным переговорам. Требования «справедливой оплаты» могут облекаться, например, в такие формулы как: «Мы сделаем чуть больше, чем могли бы; а вы заплатите чуть больше, нежели должны».

Социальные основы действия работников. Каковы же мотивы, которые движут исполнителями в коллективных действиях?

Проявление коллективной солидарности рабочего класса. В действительности действия исполнителей определяются сложным комплексом факторов, включающим их экономические интересы и социальные ориентации.

Другим важным дифференцирующим признаком  выступают социальные и этнические корни.

 

11.   Занятость и рынок труда. Концепции гибкой занятости. Концепции сегментации рынка труда.

Занятость – поиск работы и рабочей силы (найм).

Элементы системы занятости: условия труда и содержания, порядок найма и увольнения, оплата и льготы, профессиональная мобильность, обучение и переподготовка кадров.

Диспропорция: высшее образование  у кандидатов, а вакансии для среднего; есть одни профессии, а нужны другие.

Концепция гибкой занятости:

1.численная гибкость - при увольнении  людей решаются проблемы.

2.финансовая гибкость – сокращение  зарплат.

3.функциональная занятость –  перевод персонала на другие  позиции.

Но выгодней сохранить персонал, чем обучать людей.

Сегментация рынка труда  – разделение рынка на определённые части, сегменты по каким-либо признакам. Критерии:

1.уровень оплаты

2.доступность привилегий

Факторы:

1.этнические

2.религиозные

3.возраст

4.образовательные и профессиональные

5.гендерные

6.место жительства

 

12.   Концепции человеческого капитала Г. Беккера и социальных связей М. Грановеттера.

Теория человеческого капитала  изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

1) выделение «капитальных», инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;

2) переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки);

3) признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.

Важный вывод состоял в том, что общепринятые оценки экономического неравенства, основанные на измерении текущих, а не пожизненных доходов, являются преувеличенными.

Г.Беккера: человек пытается максимизировать доходы за жизненный цикл.

Человеческий капитал - Способности +возможности - Образование - Производительность труда - Высокая заработная плата

Концепция вызвала критику из-за пункта: Образование   -   Производительность труда

Квалификация:

1.общепрофессиональная подготовка (успешная карьера во многих  позициях)

2.специальная подготовка (только  на конкретном месте)

 

Грановеттер: Согласно Грановеттеру, слабые связи, являясь наиболее значимым источником информации, способствуют продвижению субъекта (работника по карьерной лестнице, компании на рынке), тем самым, становясь мощным механизмом социальной мобильности. В отличие от слабых, сильные и тесные межличностные связи являются каналом информации, менее всего отличающейся от той, которой располагает сам субъект.

М.Грановеттер: Источник информации влияет больше, чем сама позиция. Люди, получая официальную информацию, пропускают её через неформальные сети. Неформальные сети:

1.сильные связи (родственники, друзья)

2.слабые связи (если претендуете  на высокую позицию)

 

 

 

13.   Коммерческое поведение, его функции.

Коммерческое поведение - это экономический обмен между продавцами и покупателями различных благ и услуг с целью получения выгоды (прибыли, вознаграждения).   

 Торговый обмен на рынке  может осуществляться различными  экономическими акторами: производителями,  посредниками, потребителями.  

 Коммерческий обмен характеризуется, во-первых, громадным разнообразием интересов, потребностей людей и обращающихся благ, которые их удовлетворяют. Во-вторых - ситуаций, в которых этот процесс происходит, решений, которые принимаются для достижения своих преимуществ. Он предоставляет каждому S-ту обмена возможность искать и выбирать наилучшие альтернативы.  

 Функции коммерческого поведения:

1. Коммуникативно-поисковая (обеспечение поиска, координации и коммуникации производителей и потребителей, а также включение новых благ и услуг в рыночный оборот).

2. Регулитивно-информационная  (установление необходимых пропорций производства и потребления путем распределения ценовой информации между производителями и потребителями благ).

3. Конструктивная (формирование инфраструктуры рыночного обмена, его специализации и сегментации).

4. Стимулирующая (стимулирование производства и потребления различных благ и услуг на основе предоставления конкретной ценовой информации об относительной редкости этих благ в различных местах).

5. Посредническо-спекулятивная (экономия средств и ресурсов производителей и потребителей в процессе взаимоприспособления их экономических интересов).

6. Консервационная (обеспечение сохранения потребительских свойств экономических ресурсов в процессе их передачи).

7. Распределительная  (осуществление передачи прав собственности на те или иные блага в процессе их перемещения по каналам рынка).

8. Защитно-страховая  (предоставление гарантий и страхование рисков в процессе движения товаров).

 

14.   Деньги, их социальные функции. Концепции множественности денег.

Деньги – универсальный измеритель, то, что выполняет функции денег.

Функции: экономические 1.мера стоимости

2.средство обмена

3.средство платежа

4.средство накопления

5.мировые деньги.

Социальные:

1.статусная

2.дисциплинарная

3.политическая

4.эстетическая

5.сакральная

Подходы:

1.эволюционный: деньги как элемент  экономической системы в ходе  развития

2.институциональный: в связи  с развитием государства

Концепции множественности  денег:

1.выпуск разных денежных единиц

2.кредитные деньги

3.использование денежных суррогатов (к примеру, денежные бумаги)

4.целевое распределение денег

Множественность способов использования денег:

1.восприятие в зависимости от  источников получения

2.в зависимости от того, кем  они используются

3.в зависимости от целевого  назначения.

 

15.   Проблема среднего класса: критерии его выделения.

Один можно условно назвать экономико-математическим, второй - социально-психологическим. При первом подходе к "среднему классу" причисляются лица, чей доход можно считать средним в данных социально-экономических условиях страны, региона, города. При втором - речь идет не о цифрах реального дохода, а о "самочувствии" респондентов, самооценке его положения в обществе. При этом подходе молчаливо предполагается, что "среднее" располагается между "крайними" полюсами. И ещё один подход: Сторонники исходят из представления о профессиональном составе среднего класса в западном обществе, которое накладывается на профессиональную структуру российского общества и выделенный таким образом слой считается средним классом

!!!Это положение может быть описано на основании следующих критериев:

1) самоидентификация (59-60%, что явно не соответствует реальному положению вещей);

2) доход (им в основном хватает средств на жизнь, и только для покупки дорогостоящих предметов нужно

брать в долг);

3) уровень образованиия(имеющие среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование). Дополнительным критерием являетсядоминантная стратегия повседневного поведения.

 

16.   Положение рабочего класса в современной России.

Особенно резко снизилась удовлетворенность материальным положением и работой. Важнейшими факторами, влияющими на социальное самочувствие рабочих, его показателями, являются удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью в целом.

Оказалось, что имеется прямая связь  между соотношением удовлетворенности  работой на предприятии и удовлетворенности  жизнью – с одной стороны, а  с другой – с оценками соответствия работы профессиональным знаниям и  умениям, материального положения, одежды, состояния здоровья, величины свободного времени, жилищных условий, возрастом, оценкой денежных доходов, а также оценками условий труда  в целом, питания, принадлежности к  определенной группе населения по уровню доходов, признанием в качестве важнейших  жизненных ценностей здоровья, работы и отдыха.

Наибольшее влияние на соотношение  удовлетворенности работой на предприятии  и удовлетворенности жизнью в  целом оказывает идентификация с предприятием.

Уровень идентификации с предприятием определялся как низкий, если рабочие не удовлетворены работой и собираются уйти с предприятия; как средний, если рабочие выбрали промежуточную позицию на шкале удовлетворенности работой («частично удовлетворяет, частично нет»), но собираются остаться на предприятии; как высокий, если удовлетворены работой на предприятии и хотят на нем остаться.

В России существенное влияние на идентификацию с предприятием рабочих оказывают размер заработка, соотношение ожиданий, и наличия интересной работы и высокого заработка, оценки различных сторон труда, тяжести работы, взаимоотношений между администрацией и работниками, между коллегами по работе.

 

17.   Потребительское поведение, его структура.

В советской экономической  и социологической литературе слово «потребитель» имело негативную окраску, так как ассоциировалось с осуждаемыми «потребительством» и «вещизмом». Поэтому чаще всего использовался термин «культура потребления», а не «культура потребителя».

В широком смысле слова под культурой потребления понималась совокупность достижений общества в области организации потребления населения, обеспечения его разумных пределов. В узком смысле слова культура потребления рассматривалась как нравственное отношение общества и отдельных членов к потреблению, умение его рационализировать, экономно и бережно относиться к потребительским товарам.

В 90-е гг. в условиях перехода к рынку в России слово «потребитель» перестало быть ругательным. Открылся его новый смысл — «потребитель — король». Кроме того, принятие в 1992 г. Закона РФ «О защите прав потребителей» породило необходимость его популяризации и осознания россиянами своих прав как потребителей, подчеркнуло важность проблемы их адаптации к рыночным условиям.

Потребительское поведение - процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов. Так же это совокупность признаков и показателей, которые характеризуют действия потребителей, включая их спрос на товары и услуги, потребительские предпочтения и структуру потребления.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической социологии"