Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социальная психология".

Работа состоит из  1 файл

Социальная психология.docx

— 107.80 Кб (Скачать документ)

Надежда Мельникова Социальная психология

1. Предмет социальной  психологии и этапы становления  этой науки  

Возникнув на стыке  наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет  особый статус. Такая неоднозначность  положения дисциплины имеет много  причин. Одна из них – существование  класса фактов общественной жизни, которые  могут быть исследованы лишь с  помощью объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. 

Это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем. 

Потребности практики общественного развития диктуют  необходимость исследования пограничных  проблем. Запросы на социально-психологические  исследования следуют из области  промышленного производства, различных  сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической  политики, спорта, сферы обслуживания и т. д. 

Специфику социальной психологии условно можно обозначить как изучение закономерностей поведения  и деятельности людей, обусловленных  включением их в социальные группы, а также психологических характеристик  самих этих групп. 

Социальная психология как самостоятельная отрасль  научного знания начала формироваться  в конце XIX в. 

Исследование социально-психологических  научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали  анализировать психологические  феномены больших социальных групп  и особенности психических процессов  и поведения человека в зависимости  от влияния окружающих людей. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует  психику человека, а социология –  общество. 

Основные этапы  развития социальной психологии как  науки рассмотренны ниже. 

Первый этап –  становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и  основные проблемы. Большинство работ  по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки. 

Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических  школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и  на прикладные аспекты исследования. 

Третий этап (с  середины 1940-х гг. до наших дней) связан с решением практических задач, работой  на социальный заказ. Разрабатываются  так называемые малые теории, имеющие  конкретное прикладное значение: социально-психологические  особенности руководства детской  группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного  мнения и др.

2. Направления, задачи  и методология социальной психологии  

Существуют несколько  точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии. 

Личность изучается  в группе, социуме, обществе. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. 

Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Социальная группа рассматривается  как функциональная единица, имеющая  интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая  воля, групповое решение и др. 

Социальная психология изучает социальную психику, или  массовидные явления психики. Выделяются различные явления, соответствующие  этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок. Изучается  социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т. д. 

В рамках социальной психологии можно выделить несколько  психологических школ. 

Функционализм (или  функциональная психология), главной  социально-психологической проблемой которого является проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни. 

Бихевиоризм (позднее  необихевиоризм) – поведенческая  психология, изучающая проблемы закономерностей  поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон,Б. Скиннер и др.). Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда. 

Социально-психологические  проблема направления – столкновение влечений человека с социальными  запретами 

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Мас-лоу, К. Роджерс и  др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая  стремится реализовать свои потенциальные  возможности. 

Когнитивизм делает акцент на процессе познания человеком  мира посредством основных когнитивных  психических процессов (памяти, внимания и т. д.). Проблема когнитивизма –  принятие решений человеком. 

Интеракционизм (позднее  символический интеракцио-низм), основная идея которого заключается в следующем: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов. 

Весь набор методов  социально-психологического исследования подразделяется на методы исследования и методы воздействия. 

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки. 

Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

3. Понятие и структура  личности  

Личность – это  сознательный и активный человек, имеющий  возможность выбирать тот или  иной образ жизни. 

Социально-психологические  особенности лич-ности 

В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние  личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах  отношений. 

Личность – это  конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы, осознающий свое отношение  к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все  отношения этой действительности, занимающийся своеобразным видом деятельности и  наделенный специфическими индивидуальными  и социально-психологическими особенностями. 

Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной  деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и  обществом, сферой деятельности. 

Важнейшими факторами  формирования личности выступают природно-географическая среда и общество. 

Макросреда –  общество в совокупности всех его  проявлений. Микросреда – группа, микрогруппа, семья ит.д. 

Общественно полезная деятельность формирует важнейшие  качества человека. 

Социально-психологическая  характеристика личности имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны. 

Психологическая сторона  личности отражает специфику функционирования ее психических процессов. 

Психические процессы– психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. 

Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества, позволяющие занимать достойное место в обществе. 

Социально-психологическая  сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе. 

Широкое распространение  получило представление о послойной  структуре личности (И. Хофман, Д. Браун  и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним – инстинктивные  влечения. Л. Клягесом предложена система: 

1) материя; 

2) структура; 

3) движущие силы. 

Л. Рубинштейн рассматривает  личность в трех планах, таких как: 

1) направленность (установки,  интересы, потребности); 

2) способности; 

3) темперамент и  характер. 

Вслед за Дж. Мидом  интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, me, self. 

Их интерпретация: 

1) I (дословно –  «я») – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности; 

2) mе (дословно – «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) – это рефлексивное нормативное «я»; 

3) self(«самость» человека, личность, личностное «я») – совокупность  импульсивного и рефлексивного  «я», их активное взаимодействие.

4. Классификация  типов личности и уровней ее  развития  

Существуют три  социально-психологических типа личности. 

Пикники адаптируются к социальной среде, отстаивают свои интересы, не входя в конфликт. 

Атлетики общительны и социально активны. 

Астеники чувствительны  к изменению своего статуса, страдают клаустрофобией. 

Типы высшей нервной  деятельности. 

Сангвиники отличаются приподнятым настроением, быстрым  мышлением. 

Флегматики –  спокойные, удовлетворенные люди. Действия холериков отличаются резкостью, у  них ослаблен инстинкт самосохранения. 

Меланхоликов отличают колебания и осторожность в решениях. 

Холерики – наиболее конфликтные личности. 

Характеристики личности дополняются ее экстра-вертивностью или интровертивностью. Экстраверсия отличается сосредоточенностью на внешнем  мире, принижением личной значимости. Интроверсия характеризуется фиксацией  на внутреннем мире. 

Истинкты – генетически  фиксированная программа приспособления, самосохранения и продолжения рода. Типы людей по доминированию инстинкта следующие: эгофильный тип (инстинкт самосохранения); генофильный тип (инстинкт продолжения рода); альтруистический тип; исследовательский тип; доминантный тип; либертофильный тип (инстинкт свободы); дигнитофильный тип (инстинкт сохранения достоинства). 

Движущие силы психического развития – это противоречия между  потребностями личности и внешними обстоятельствами. 

Факторы психического развития – то, что определяет жизнедеятельность  личности. Факторы психического развития могут быть внешними и внутренними. 

Внешними выступают окружающая среда и общество, внутренними – биогенетические и физиологические особенности человека и его психики. 

Предпосылки психического развития – внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависит  уровень психического развития индивида. 

Внешние предпосылки  – особенности воспитания человека, внутренние – желание совершенствоваться. 

Уровень психического развития – степень и показатели психического развития человека в процессе формирования его личности. 

Уровень актуального  развития личности – показатель, характеризующий  способности человека (навыки и умения личности). 

Уровень ближайшего развития личности – показатель того, с чем человек справляется  при небольшой помощи. 

Основные социально-психологические  особенности личности определяются: 

1) содержанием и  психологической сущностью мировоззрения; 

2) степенью целостности  и противоречивости мировоззрения  и убеждений; 

3) степенью осознанности  своего места в обществе; 

4) характером потребностей  и интересов; 

5) спецификой соотношения  различных личностных качеств.

5. Общее понятие  социального развития личности  

В психологии понятие  социального развития человека означает развитие его личности и психики  в процессе установления многообразных  социальных отношений. Под развитием  личности понимается формирование социального  качества индивида в результате его  социализации и воспитания. Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов  во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"