Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социальная психология".
Надежда Мельникова Социальная психология
1. Предмет социальной
психологии и этапы
Возникнув на стыке
наук психологии и социологии, социальная
психология до сих пор сохраняет
особый статус. Такая неоднозначность
положения дисциплины имеет много
причин. Одна из них – существование
класса фактов общественной жизни, которые
могут быть исследованы лишь с
помощью объединенных усилий двух наук:
психологии и социологии.
Это создает трудности
как в определении предмета социальной
психологии, так и в выявлении круга ее
проблем.
Потребности практики
общественного развития диктуют
необходимость исследования пограничных
проблем. Запросы на социально-психологические
исследования следуют из области
промышленного производства, различных
сфер воспитания, системы массовой
информации, области демографической
политики, спорта, сферы обслуживания
и т. д.
Специфику социальной
психологии условно можно обозначить
как изучение закономерностей поведения
и деятельности людей, обусловленных
включением их в социальные группы,
а также психологических
Социальная психология
как самостоятельная отрасль
научного знания начала формироваться
в конце XIX в.
Исследование социально-
Основные этапы
развития социальной психологии как
науки рассмотренны ниже.
Первый этап –
становление социальной психологии
как науки (с середины XIX в. по 1908 г.).
Определяются предмет изучения и
основные проблемы. Большинство работ
по социальной психологии было издано
в первый период развития данной науки.
Второй этап (до середины
40-х гг. XX в.) характеризуется появлением
научных социально-
Третий этап (с
середины 1940-х гг. до наших дней) связан
с решением практических задач, работой
на социальный заказ. Разрабатываются
так называемые малые теории, имеющие
конкретное прикладное значение: социально-психологические
особенности руководства
2. Направления, задачи
и методология социальной
Существуют несколько
точек зрения на то, что является
предметом исследования социальной
психологии.
Личность изучается
в группе, социуме, обществе. С этой
точки зрения предметом исследования
является человек среди людей.
Социальная психология
изучает социальные группы в обществе.
Социальная группа рассматривается
как функциональная единица, имеющая
интегральные психологические
Социальная психология
изучает социальную психику, или
массовидные явления психики. Выделяются
различные явления, соответствующие
этому понятию: психология классов,
социальных слоев, массовых настроений,
стереотипов и установок. Изучается
социально-психологический
В рамках социальной
психологии можно выделить несколько
психологических школ.
Функционализм (или
функциональная психология), главной
социально-психологической
Бихевиоризм (позднее
необихевиоризм) – поведенческая
психология, изучающая проблемы закономерностей
поведения человека и животного
(И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон,Б.
Скиннер и др.). Центральная проблема бихевиоризма
– проблема научения, т. е. приобретения
индивидуального опыта посредством проб
и ошибок. Психоаналитическое направление
связано с именем З. Фрейда.
Социально-психологические
проблема направления – столкновение
влечений человека с социальными
запретами
Гуманистическая психология
(Г. Оллпорт, А. Мас-лоу, К. Роджерс и
др.) исследовала человека как полноценно
развивающуюся личность, которая
стремится реализовать свои потенциальные
возможности.
Когнитивизм делает
акцент на процессе познания человеком
мира посредством основных когнитивных
психических процессов (памяти, внимания
и т. д.). Проблема когнитивизма –
принятие решений человеком.
Интеракционизм (позднее
символический интеракцио-низм), основная
идея которого заключается в следующем:
личность всегда социальна и не может
формироваться вне общества. Особое значение
придавалось коммуникации как обмену
символами и выработке единых значений
и смыслов.
Весь набор методов
социально-психологического исследования
подразделяется на методы исследования
и методы воздействия.
Среди методов исследования
различают методы сбора информации
и методы ее обработки.
Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).
3. Понятие и структура
личности
Личность – это
сознательный и активный человек, имеющий
возможность выбирать тот или
иной образ жизни.
Социально-психологические
особенности лич-ности
В процессе взаимодействия
и общения происходит взаимовлияние
личностей друг на друга, вследствие
чего формируется общность во взглядах,
социальных установках и других видах
отношений.
Личность – это
конкретный человек, являющийся представителем
определенного государства, общества
и группы, осознающий свое отношение
к окружающим его людям и социальной
действительности, включенный во все
отношения этой действительности, занимающийся
своеобразным видом деятельности и
наделенный специфическими индивидуальными
и социально-психологическими особенностями.
Развитие личности
обусловлено разными факторами:
своеобразием физиологии высшей нервной
деятельности, анатомо-физиологическими
особенностями, окружающей средой и
обществом, сферой деятельности.
Важнейшими факторами
формирования личности выступают природно-
Макросреда –
общество в совокупности всех его
проявлений. Микросреда – группа, микрогруппа,
семья ит.д.
Общественно полезная
деятельность формирует важнейшие
качества человека.
Социально-психологическая
характеристика личности имеет внутреннюю
структуру, включающую определенные стороны.
Психологическая сторона
личности отражает специфику функционирования
ее психических процессов.
Психические процессы–
психические явления, обеспечивающие
первичное отражение и осознание личностью
воздействий окружающей действительности.
Мировоззренческая
сторона отражает общественно значимые
ее качества, позволяющие занимать
достойное место в обществе.
Социально-психологическая
сторона отражает основные качества
и характеристики, позволяющие личности
играть определенные роли в обществе.
Широкое распространение
получило представление о послойной
структуре личности (И. Хофман, Д. Браун
и др.): внешним слоем являются
идеалы, внутренним – инстинктивные
влечения. Л. Клягесом предложена система:
1) материя;
2) структура;
3) движущие силы.
Л. Рубинштейн рассматривает
личность в трех планах, таких как:
1) направленность (установки,
интересы, потребности);
2) способности;
3) темперамент и
характер.
Вслед за Дж. Мидом
интеракционисты выделяют три основных
компонента в структуре личности:
I, me, self.
Их интерпретация:
1) I (дословно –
«я») – это импульсивное, активное,
творческое, движущее начало личности;
2) mе (дословно – «меня»,
т. е. каким меня должны видеть другие)
– это рефлексивное нормативное «я»;
3) self(«самость» человека,
личность, личностное «я») –
4. Классификация
типов личности и уровней ее
развития
Существуют три
социально-психологических типа личности.
Пикники адаптируются
к социальной среде, отстаивают свои
интересы, не входя в конфликт.
Атлетики общительны
и социально активны.
Астеники чувствительны
к изменению своего статуса, страдают
клаустрофобией.
Типы высшей нервной
деятельности.
Сангвиники отличаются
приподнятым настроением, быстрым
мышлением.
Флегматики –
спокойные, удовлетворенные люди. Действия
холериков отличаются резкостью, у
них ослаблен инстинкт самосохранения.
Меланхоликов отличают
колебания и осторожность в решениях.
Холерики – наиболее
конфликтные личности.
Характеристики личности
дополняются ее экстра-вертивностью
или интровертивностью. Экстраверсия
отличается сосредоточенностью на внешнем
мире, принижением личной значимости.
Интроверсия характеризуется
Истинкты – генетически
фиксированная программа
Движущие силы психического
развития – это противоречия между
потребностями личности и внешними
обстоятельствами.
Факторы психического
развития – то, что определяет жизнедеятельность
личности. Факторы психического развития
могут быть внешними и внутренними.
Внешними выступают
окружающая среда и общество, внутренними
– биогенетические и физиологические
особенности человека и его психики.
Предпосылки психического
развития – внешние и внутренние
обстоятельства, от которых зависит
уровень психического развития индивида.
Внешние предпосылки
– особенности воспитания человека,
внутренние – желание совершенствоваться.
Уровень психического
развития – степень и показатели
психического развития человека в процессе
формирования его личности.
Уровень актуального
развития личности – показатель, характеризующий
способности человека (навыки и умения
личности).
Уровень ближайшего
развития личности – показатель того,
с чем человек справляется
при небольшой помощи.
Основные социально-
1) содержанием и
психологической сущностью
2) степенью целостности
и противоречивости
3) степенью осознанности
своего места в обществе;
4) характером потребностей
и интересов;
5) спецификой соотношения различных личностных качеств.
5. Общее понятие
социального развития личности
В психологии понятие
социального развития человека означает
развитие его личности и психики
в процессе установления многообразных
социальных отношений. Под развитием
личности понимается формирование социального
качества индивида в результате его
социализации и воспитания. Развитие
психики определяется как закономерное
изменение психических