Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социальная психология".
4. Социальные психологи
отрицали, что агрессия основывается
на врожденных инстинктах, подавляемых
социальными и культурными
5. Чаще признается
важность биологических
Противоположный взгляд
на агрессию содержит теория социального
научения. В ее основе лежит идея о том,
что агрессия в основном приобретается
посредством научения через непосредственный
опыт или наблюдения за действиями других.
Согласно когнитивным
теориям агрессии, агрессивное поведение
основывается на сложном взаимодействии
настроения, опыта, мыслей и воспоминаний.
Социальные причины
агрессии Обычно агрессия связана с
различными социальными факторами,
которые либо инициируют ее появление,
либо увеличивают ее интенсивность:
1) фрустрация –
возникновение агрессии при
2) прямая провокация
– агрессия порождает агрессию;
3) жестокость в
СМИ – влияние наблюдения за
агрессией;
4) повышенное возбуждение – эмоции, познание и агрессия.
10. Пути и средства
психологического воздействия
Психологическое воздействие
предполагает понимание предрасположенности
людей; знание их характерных черт и
непроизвольных выражений, способностей
и приобретенных навыков, особенностей
поведения.
Поскольку индивид
является членом той или иной социальной
группы, подход к нему строится на изучении
групповой специфики.
Общепринятая классификация
средств психологического воздействия:
1) стимулирование
тенденции к подражанию, вызывающей
сплочение единомышленников и
развитие энтузиазма, отметающих
колебания. Руководитель (внушающий)
не должен обнаруживать
2) внушаемость предопределяется
тем, что судьба индивида
3) крайняя степень
повышенной внушаемости –
4) энтузиазм, готовность
к самопожертвованию могут
В практической жизни
встречается и наивное
Психологи видят
во внушении установку на моторную
реакцию, вызов определенного действия.
Проблема состоит в соединении функций
подчинения с воспитанием инициативы,
необходимой для выполнения заданий.
Воспитание инициативы требует самостоятельности
и со-противления чужой воле. Его преодоление
пытаются осуществить воспитанием доверия
к руководителю, личной преданности, устранением
обстоятельств, вызывающих раздражение.
А Бандура считает
подражание родом социального научения.
Организм человека воспроизводит действия
модели, не всегда понимая их значение.
Американский психолог
Ф Скиннер, предлагая свой вариант
управления обществом, исходит из того,
что свобода и автономия
11. Понятие социализации,
этапы и механизмы ее
Социализация –
процесс и результат
Социализация непосредственно
связана с социальным контролем,
поскольку включает в себя усвоение
знаний, норм, ценностей общества.
Целенаправленные
процессы воздействия на личность реализуются
в воспитании и обучении. Спонтанное
влияние осуществляется через средства
массовой коммуникации, ситуации реальной
жизни и др. Двусторонность процесса
социализации проявляется в единстве
ее внутреннего и внешнего содержаний.
Внешний процесс – совокупность
всех социальных воздействий на человека.
Внутренний процесс – процесс
формирования целостной личности.
Современная социализация
обусловлена быстрыми темпами развития
науки и новых технологий, влияющих
на все сферы жизни человека.
К одной из наиболее
явных особенностей современной
социализации относится ее длительность.
Детство как первичный период
социализации по сравнению с предшествующими
эпохами значительно
Особая роль в
современной социализации принадлежит
образованию и приобретению профессии.
Творчество также
становится необходимым условием социализации
человека.
А В Петровский выделяет
три стадии развития личности: адаптацию,
индивидуализацию и интеграцию.
На стадии адаптации,
которая обычно совпадает с периодом
детства, человек выступает как
объект общественных отношений (воспитывается
родителями, воспитателями, учителями
и т. д.). Человек обучается быть
личностью. Это не так просто. Примером
тому являются феральные люди.
Феральные люди –
это те, кто по каким-то причинам
не прошел процесса социализации (выросли
в изоляции от людей и воспитывались
в сообществе животных).
На стадии индивидуализации
происходит некоторое обособление
индивида, вызванное потребностью персонализации.
Человек уже способен проявить себя
как уникальная индивидуальность. Стадия
проявления различий между людьми.
Интеграция предполагает
достижение определенного баланса
между человеком и обществом.
Таким образом, в
процессе социализации осуществляется
динамика пассивной и активной позиции
индивида.
Пассивная позиция
– когда индивид усваивает
нормы и служит объектом социальных
отношений; активная позиция – когда
индивид воспроизводит
12. Механизмы и
институты социализации
Социализация человека
происходит посредством механизмов
социализации – способов сознательного
или бессознательного усвоения и
воспроизводства социального
Выделяют механизм
полоролевой идентификации (половой
идентификации) или полоролевой
типизации. Его сущность состоит
в усвоении субъектом психологических
черт, особенностей поведения, характерных
для людей определенного пола.
Механизм социальной
оценки желаемого поведения
Социальная фасилитация
предполагает стимулирующее влияние одних
людей на поведение других. Социальная
ингибиция проявляется в тормозящем влиянии
одного человека на другого.
Наиболее распространенным
механизмом социализации является конформность.
Понятие конформности связано с
термином «социальный конформизм»
т. е. некритическое принятие и следование
господствующим в обществе стандартам,
авторитетами идеологии. Посредством
группового давления и распространения
стереотипов массового сознания
формируется тип обезличенного
обывателя, лишенного самобытности
и оригинальности.
Мера развития конформности
может быть разной. Есть внешняя
конформность, которая проявляется
лишь во внешнем согласии. При внутренней
индивид действительно преобразует внутренние
установки в зависимости от мнения окружающих.
Негативизм –
это конформизм наоборот, стремление
во что бы то ни стало поступать вопреки
позиции большинства и любой ценой утверждать
свою точку зрения.
Определены и другие
явления, рассматриваемые как механизмы
социализации: внушение, групповые
экспектации, ролевое научение и
др.
Социальное становление
человека происходит в течение всей
жизни и в разных социальных группах.
Группы, задающие систему внешней
регуляции поведения индивида, называются
институтами социализации. Наиболее
влиятельные институты
13. Отклонения социального
поведения
Используются три
термина, близких по значению: деструктивное,
отклоняющееся или девиантное поведение.
Такое поведение обычно объясняется
сочетанием результатов неправильного
развития личности, неблагоприятной
ситуации и недостатками воспитания.
Такое поведение
является опасным, когда оно задерживает
развитие личности или делает ее крайне
односторонней, хотя внешне оно не находится
в противоречии с правовыми, морально-этическими
и культурными нормами.
Ц. П. Короленко и
Т. А. Донских выделили семь вариантов
отклоняющегося поведения: аддиктивное,
антисоциальное, суицидное, конформистское,
нар-циссическое, фанатическое, аутистическое.
Многие варианты отклонений имеют в
своей основе акцентуации характера.
Демонстративность при чрезмерном развитии
приводит к нарциссическому поведению;
застревание – к фанатическому; гипертимность
в сочетании с возбудимостью – к антисоциальному
и т. д. Сущность аддиктивного поведения
состоит в стремлении человека уйти от
реальности, изменяя свое психическое
состояние с помощью приема некоторых
веществ (алкоголя, наркотиков) или постоянной
фиксации внимания на определенных предметах
или видах деятельности, что сопровождается
развитием интенсивных положительных
эмоций.
Виктимогенность –
наличие условий, которые способствуют
процессу превращения человека в
жертву социализации, сам процесс
и результат такого превращения
– виктимизация.
Социальные факторы
виктимизации связаны с внешними
воздействиями (низкий уровень жизни,
безработица), феноменологические условия
– с теми внутренними изменениями
в человеке, которые происходят под
влиянием неблагоприятных факторов
воспитания и социализации.
Ученые-демографы
выделяют три преобладающих фактора
виктимизации в современной жизни:
загрязнение окружающей среды, снижение
адаптации людей к быстро меняющимся
условиям жизни, психологические стрессы.
Специфические виктимогенные
факторы обусловлены
Антисоциальное поведение
проявляется в ущемлении прав
других людей, отсутствии чувства ответственности
и долга.
К факторам виктимизации человека можно отнести все факторы социализации: микрофакторы – семья, группы сверстников и субкультура, микросоциум, религиозные организации; мезофакторы – этнокультурные условия, региональные условия, средства массовой коммуникации; макрофакторы – космос, планета, мир, страна, общество, государство (классификация А. В. Мудрика).
14. Понятие и характеристика
социальной роли
Социальная роль
– фиксация определенного положения,
которое занимает тот или иной
индивид в системе общественных
отношений.