Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
СОЦИОЛОГИЯ
1.Возникновение
и развитие классической
Становление и развитее социологии имеет длительную историю. Т.к стремление осмыслить характер между взаимоотношений людей было свойственно в самом начале развития общества.
Наиболее древним напоминаем письменным о развитии общества Законы царя Хаммурати 27 в до н.э.(Шумерско Вавилонское царство)
Социальные устройства времени были зафиксированы в законах. Большая роль в управлении обществом в Китайской династии 5-1 до.н.э
Древняя Греция и Рим внесли свой вклад в социальное осмысление общества. (Платон и его труд- «Государство»), Аристотель- «Правителя»
В этих
работах прослеживается 2 направления
общественной жизни. По мнению Платона
«Всё и вся подчиняется
Аристотель обращает внимание на человека- «человек-общественное животное, но вместе с тем должен быть другом самому себе»
Индивидуальное отношение человека к государству способствовало к формированию социального самопознания и выявилось что социальное самопознание чрезвычайно разнообразное и обширная деятельность человека.
Также было выявлено что каждой эпохи свойственно иное, собственное воспроизводство понимания общественной жизни. На рубеже 4-5 вв. богослов и философ Августин Блаженный в трактате «О граде Божьем рассказывает, о самопонимании Богу. Конкуренция за благо земляное присутствует определенная благодать как определенная сфера внутри которую человек проживают свою жизнь »показывает сложность многомерность общественной жизни где на ряду с очередной долей внутри которой человек проживает жизнь бессмысленно. Только в 13 в н.э возникает форма институционализация светской жизни и социального самосознания людей-университеты..
Гейдинбергский -1765 первый институт.
Вместе с тем и в церковном знании утверждается новая культура. Культура властвования разума, действия здравого смысла.
В эпоху средневекового возрождения 16-17 н.э. Происходит изменение темы личности, упор на человека как творце социальной жизни на собственном, индивидуальном опыте.
В новое время (17-18вв) социальное самопознание преодолевает религиозную форму и обретает идеологию направления. Возникли 2 идеологических класса социализм и либерализм.
Эти 2 теории берут начало с работ двух философов. 1 работа Никола Макиавелли его труд «Государь», 2-Томас Гоббс - «Утопии».
В 18 в.,в веке Просвещения бурно развивается общественная мысль.
Во Франции- Вольтер, Жак Жан Руссо, Денни Дидро.
В Германии – Имануэль Кант, В Англии- Джон Локк, Адам Смит «О происхождении богатств народов»
По мнению Канта. Человек должен иметь мужество, опираясь на свой собственный разум.
После Французская революция (1879 г) продолжались разработки идеологических процессов в сфере экономики.
В Англии И.Бентан и Джон Миль обосновали экономические аспекты общественной жизни.
В 19 в в общественной жизни в социальном самопознании общества сформировался вызов, ответом которого стал переход от пред социологии к социологии собственно.
Социальные знания представляют собой новый этап в истории осмысления общественных явлений.
Обусловлено появление науки социологии:
1Реакция
на недовольство общество
Таким
образом революция
Революция
сделала равноправными
Социальные конфликты в условиях устремления людей к материальным ценностям. Конфликты материальные разрастаются, ведут к деструктивному хаосу, разрушению порядка.
В качестве
последней Французской
Тождество человеческого разума и устройство мира на рациональных началах.
Промышленные революции 18-19 вв. установило новый социальный порядок ,то стало причиной урбанизации, что изменило в корни жизненный уклад человечества.
С одной
стороны новое общество утверждало
свободу и права человека, духовную,
экономическую независимость
Большую роль оказали естественные науки (математика, химия, физика),т.к. Социологи используют методы этих наук ,также как эксперимент, наблюдение.
2.на развитие социологии влияние оказала социальная философия, все этапы развития.
3. конкретные
социологические исследования
Постепенно социология приобрела своеобразные науки, постепенно институционализировалась.
1.Выявились методы исследования. Объект и Предмет науки.
2.Созданы
специализированные
3.ВВедение научных дисциплин в учебные планы, учебных заведениях.
США и
в западной Европе все стадии институционализации
пройдены в 19 веке. В России в царское
время социология бурно развивалась,
в советское стала менее
2. Объект и предмет социологии, ее функции и значение в современном обществе.
Появление
социологии как самостоятельной
науки было вызвано развитием
общества и обществознания в конце
XVIII и начале XIX века. В это время
мир переживал глубокие социальные
перемены, связанные с переходом
от традиционного к современному
индустриальному обществу. Новые
формы экономической и
Социология
(по Ядову) - наука о законах становления,
функционирования, развития общества
в целом, социальных отношений и социальных
общества, механизмах взаимосвязей и взаимодействия
между этими общностями, а так же между
общностями и личностями.
Объект науки - то, на что направленно изучение (внешняя часть реальности) Объектом социологического познания является общество.
Подход
с позиции анализа общества как
целостности характерен также для
философии и истории. Однако для
философии это целостность
Целостность раскрывается в социологии как система социальных механизмов, вызывающих движение, развитие общества. Поэтому предметом социологии является общество как целостный организм, социальные механизмы его функционирования и развития.
Социология
отличается от других наук методами изучения.
В отличие от философии социология
изучает общество через призму человеческой
деятельности, она раскрывает потребности,
интересы, ценностные ориентации, деятельность
людей, их связи друг с другом, общество
рассматривается социально
Основными элементами социологии являются личность, социальная группа, социальная общность. Личность рассматривается не с точки зрения ее уникальных способностей, неповторимых черт, а в системе социальных связей как представитель социальной группы, определенного общества.
Человек всегда включен в сложную систему социально-классовых, поселенческих, профессиональных, демографических и иных групп, выражает их интересы, ориентации, овладевает их социальным опытом.
Общности анализируются с позиций их места в системе социальных связей, как элементы взаимодействия. Социология рассматривает сложную систему социальных связей: 1) личности и общности; 2) общностей друг с другом; 3) личности, общности и социального целого; 4) общества и природы. При этом анализируются разные уровни взаимосвязи: связи, взаимодействия, отношения.
Социальное взаимодействие - это процесс взаимного влияния и совместной деятельности. Взаимодействие приводит к становлению новых, более устойчивых и самостоятельных связей - социальных отношений. Как писал немецкий социолог М. Вебер, общество - это и есть социальное взаимодействие.
Сложное
взаимодействие социально целого, особенного
и единичного понимается как социальный
механизм. Это взаимодействие факторов,
вызывающих развитие. П. Сорокин считал,
что системы социального
Поскольку социология изучает социальное взаимодействие, можно определить социологию как науку о социальной активности и механизмах, ее обеспечивающих и регулирующих.
Иногда в толковании предмета социологии разграничиваются и даже противопоставляются две тенденции: макросоциологическая и микросоциологическая. Первая определяет социологию как науку, которая выражает целостность общества, раскрывает законы целостного развития. Вторая представляет социологию как науку о поведении. В действительности между этими толкованиями нет противоречия поскольку целостность общества раскрывается через анализ поведения. Э. Гидденс делает вывод, что «социология - наука, изучающая взаимосвязи микро- и макропроцессов через сферу повседневной жизни человека».
Таким образом, социологический подход к изучению общества, социологическое видение общества это всегда анализ явления, процесса в системе социальных связей, анализ с точки зрения его соотношения с социально целым.
Социологический
подход позволяет не только описывать
явления, процессы, но и объяснять
их, давать модель явлений и общества
в целом. Анализ процесса в динамике
позволяет улавливать тенденции
изменений и формулировать
Функции социологии: