Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:10, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

лекции по общей социологии.docx

— 200.92 Кб (Скачать документ)

 

 

29.Трудовая деятельность  как вид социальной деятельности.

 

Социальное действие - действие человека, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них.

Труд – целесообразное, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы.

Труд – целенаправленная деятельность, предполагающая преобразование среды, изготовление продуктов для  удовлетворения собственных потребностей.

Труд включает в себя: 1)сам труд; 2)предмет, преобразуемый  в процессе труда; 3)орудие, используемое в процессе трудовой деятельности (самый  главный компонент);

Совершенное орудие труда  совершенствовало человека (рабочую  силу). Орудие труда и трудовые силы – это производительные силы.

По Марксу трудовой деятельности присущи опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники.

Организация труда – это  формы и способы его осуществления. Содержание труда – это технико-функциональная сторона.

 

30.Социальные институты.

 

Социальные  институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:

экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;

политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

институты культуры (музеи,  клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

Все социальные институты  обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К  примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Социальные институты  помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают  к помощи института брака и  семьи, а заболев - к институтам здравоохранения  и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как  государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и проч.

Институты одновременно выступают  и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Функции социальных институтов:

    1. воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);
    2. социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);
    3. производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля – органы власти);
    4. функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний);

 

Условия успешного функционирования социальных институтов:

1) четкое определение цели и  круга выполняемых действий,

2) рациональное разделение труда  и его рациональная организация,

3) деперсонализация действий,

4) бесконфликтное включение в  глобальную систему институтов.

 

Дисфункция социального  института – нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой (общество).

 

Дисфункции:

  1. персонализация социального института (меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц);
  2. существования “теневой экономики”.

 

31.Государство как социальный институт.

 

Наиболее  крупным социальным институтом является государство. Государство возникает из определенных социальных потребностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление социальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социального института.

В государстве  уже четко разделяется управляющая  и управляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества ) принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат — это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти.

Главная функция государства состоит  в формировании такой социальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собственников.

Другой  не менее важной функцией государства  является подавление сопротивления угнетенных классов, установление отношений господства и подчинения. Господство — это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осуществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.

Государству присуще все признаки и функции соц. институтов.

Функции Государства:

  1. Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности;
  2. Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод;
  3. Обеспечение условий для развития общественной жизни;
  4. Регулирование общественных отношений на основе прав;
  5. Координация интересов на основе компромисса;
  6. Контроль с целью повышения эффективности управления;
  7. Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе.

Структура Г.У.:

- ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА

- НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ПОДСИСТЕМА

- КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА

- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОКАДРОВАЯ  ПОДСИСТЕМА

- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ  ПОДСИСТЕМА

- НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА

 

31.Семья как социальный институт.

 

Семья — самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями  регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование  семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака  налагало определенные обязанности  не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько  определений с точки зрения разных наук и подходов. Ее типичными и  важнейшими чертами являются:

  • малая группа людей,
  • объединяет этих людей — отношения брака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры),
  • семья, как социальный институт выполняет определенные общественные функции (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей), и общество поэтому наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. Такое средство, например, — институт брака, и возникший позже институт развода.

Структуру семьи составляет совокупность отношений между  ее членами, которая включает: структуру  родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.

Для понимания семьи как  социального института большое  значение имеет анализ ролевых отношений  в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

 

33.Образование как социальный институт.

 

 

Социальные институты  – это сложившаяся устойчивая форма связей, отношений и организаций, совместной деятельности людей в  данном обществе, в которых реализуются  различные общественные отношения.

Социальный институт –  совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию. – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование интересов. – это приспособительные устройства общества, созданные для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемые сводом соц-ых норм.

Основные функции образования: передача знаний и навыков из поколения  в поколение.

Группы и организации  в образовании: школы, колледжи, университеты, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей и тп..

Ценности образования: академическая  честность, хорошая успеваемость, терпимость.

Роли в системе образования: преподаватель, студент, декан, профессор, директор, тренер.

Нормы образования: выполнять  домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей.

 

34.Религия как социальный институт.

 

Имеет следующие особенности: 1 — Превращается в социальный ин.-т раньше, чем другие. 2 — Система отношений, складывающаяся в рез-те закрепления религиозных норм. 3 — Возникает после мифологического сознания.

Как известно религия существует не только как система представлений, восприятия и объяснения мира. Сила и значимость религии в жизни  общества потому стол велика, что религия (религиозная практика) функционирует  как важнейший социальный инсти-тут, обеспечивающий соответствующее поведение людей.

Основными элементами религии  как институализированной системы  являются:

• Религиозные символы, идеи, трактаты, догматы, учения, зафиксированные  в Свя-щенном писании, Торе, Коране и  т.д.

• Культ, эмоционально поддерживающий привязанность верующего к данной рели-гии, вырабатывающий в нем религиозные чувства: храмовые службы, молитвы, праздники, обряды, ритуалы;

• Организация взаимодействий людей по поводу религиозной практики – церковь. Последняя организует, координирует, контролирует религиозную деятельность всех приверженцев данной религии, проводя четкое статусно-ролевое размежевание между служителями культа. Священниками, отправляющими религиозно-культовую и идейно-релегиозную деятельность, и мирянами, т. е. простыми людьми.

Церковь объединяет сторонников  одной религии в единую социальную группу, яв-ляется важной социальной организацией в любом обществе.

Религия как сакральная (священная) форма смыслополагания деятельности людей, трансцендентного (т. е. выходящего за пределы будничного мира) обоснования  челове-ческого бытия, выполняла и выполняет многообразную роль в жизни общества и чело-века

Функции религии 

Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие  функции.

Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещу-щие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели. Вместо того чтобы чувствовать себя беспомощными существами, влачащими бессмысленное существование под ударами судьбы, верующие убеждены в том, что их жизни составляют часть единого божествен-ного замысла.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"