Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
29.Трудовая деятельность как вид социальной деятельности.
Социальное действие - действие человека, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них.
Труд – целесообразное, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы.
Труд – целенаправленная деятельность, предполагающая преобразование среды, изготовление продуктов для удовлетворения собственных потребностей.
Труд включает в себя: 1)сам труд; 2)предмет, преобразуемый в процессе труда; 3)орудие, используемое в процессе трудовой деятельности (самый главный компонент);
Совершенное орудие труда совершенствовало человека (рабочую силу). Орудие труда и трудовые силы – это производительные силы.
По Марксу трудовой деятельности присущи опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники.
Организация труда – это
формы и способы его
30.Социальные институты.
Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:
экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;
политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;
институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;
институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;
институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.
Все социальные институты обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев - к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и проч.
Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.
Функции социальных институтов:
Условия успешного функционирования социальных институтов:
1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,
2) рациональное разделение труда
и его рациональная
3) деперсонализация действий,
4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.
Дисфункция социального
института – нарушение
Дисфункции:
31.Государство как социальный институт.
Наиболее крупным социальным институтом является государство. Государство возникает из определенных социальных потребностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление социальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социального института.
В государстве
уже четко разделяется
Главная функция государства состоит в формировании такой социальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собственников.
Другой не менее важной функцией государства является подавление сопротивления угнетенных классов, установление отношений господства и подчинения. Господство — это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осуществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.
Государству присуще все признаки и функции соц. институтов.
Функции Государства:
Структура Г.У.:
- ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ПОДСИСТЕМА
- КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА
- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОКАДРОВАЯ ПОДСИСТЕМА
- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОДСИСТЕМА
- НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА
31.Семья как социальный институт.
Семья — самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с точки зрения разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются:
Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.
33.Образование как социальный институт.
Социальные институты – это сложившаяся устойчивая форма связей, отношений и организаций, совместной деятельности людей в данном обществе, в которых реализуются различные общественные отношения.
Социальный институт – совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию. – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование интересов. – это приспособительные устройства общества, созданные для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемые сводом соц-ых норм.
Основные функции образования: передача знаний и навыков из поколения в поколение.
Группы и организации в образовании: школы, колледжи, университеты, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей и тп..
Ценности образования: академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость.
Роли в системе образования: преподаватель, студент, декан, профессор, директор, тренер.
Нормы образования: выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей.
34.Религия как социальный институт.
Имеет следующие особенности: 1 — Превращается в социальный ин.-т раньше, чем другие. 2 — Система отношений, складывающаяся в рез-те закрепления религиозных норм. 3 — Возникает после мифологического сознания.
Как известно религия существует не только как система представлений, восприятия и объяснения мира. Сила и значимость религии в жизни общества потому стол велика, что религия (религиозная практика) функционирует как важнейший социальный инсти-тут, обеспечивающий соответствующее поведение людей.
Основными элементами религии как институализированной системы являются:
• Религиозные символы, идеи, трактаты, догматы, учения, зафиксированные в Свя-щенном писании, Торе, Коране и т.д.
• Культ, эмоционально поддерживающий привязанность верующего к данной рели-гии, вырабатывающий в нем религиозные чувства: храмовые службы, молитвы, праздники, обряды, ритуалы;
• Организация взаимодействий людей по поводу религиозной практики – церковь. Последняя организует, координирует, контролирует религиозную деятельность всех приверженцев данной религии, проводя четкое статусно-ролевое размежевание между служителями культа. Священниками, отправляющими религиозно-культовую и идейно-релегиозную деятельность, и мирянами, т. е. простыми людьми.
Церковь объединяет сторонников одной религии в единую социальную группу, яв-ляется важной социальной организацией в любом обществе.
Религия как сакральная (священная)
форма смыслополагания
Функции религии
Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.
Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещу-щие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели. Вместо того чтобы чувствовать себя беспомощными существами, влачащими бессмысленное существование под ударами судьбы, верующие убеждены в том, что их жизни составляют часть единого божествен-ного замысла.