Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:10, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

лекции по общей социологии.docx

— 200.92 Кб (Скачать документ)

Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле су-ществования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным. Индивид знает, что другие сочувствуют ему, и на-ходит утешение в знакомых и четко установленных ритуалах.

Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения и отправления  объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и пре-следующих одни и те же цели (“мы, иудеи”, “мы, христиане”, “мы, мусульмане”). Рели-гиозные ритуалы, сопровождающие, к примеру, церемонию бракосочетания, связывают невесту и жениха с более крупным сообществом людей, желающих молодым добра. То же относится и к прочим религиозным обрядам, например крещению младенца или отпеванию покойника.

Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения не вполне абстрак-ция. Они также применимы к повседневной жизни людей. К примеру, четыре из Десяти Заповедей, проповеданных Моисеем израильтянам, имеют отношение к Богу, зато в шести прочих содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе ка-сающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.

Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для  повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религиозной общине. Примером этого положения являются религиозные наставления, вошедшие в состав уголовного законодательства. Так, в России богохульство и прелюбодеяние когда-то являлись уголовными преступлениями, за которые людей судили и наказывали по всей строгости закона. Законы, запрещающие продажу спиртных напитков до 12 часов дня по воскресеньям – или даже продажу в воскресные дни “товаров, не являющихся предметом первой необходимости”, представляют собой еще одну иллюстрацию этого пункта.

Адаптационная функция. Религия  способна помочь людям адаптироваться к новой среде. Например, иммигрантам  не так легко приспособиться к  представляющимся им странными обычаям  новой страны. Сохраняя родной язык, знакомые ритуалы и веро-учения, религия обеспечивает неразрывную  связь иммигрантов с их культурным про-шлым.

Охранительная функция. Большинство  религий оказывает поддержку  правительст-ву и сопротивляется любым изменениям в социальной ситуации, направляя свой са-кральный авторитет против сил, требующих нарушить статус-кво, революционеров, осу-ждает попытки государственных переворотов. Церковь охраняет и поддерживает суще-ствующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее кон-фессиям.

Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую настолько  тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает  сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе.

Социальные формы организации  религии 

• Религиозная община

• Универсальная церковь  – религиозная структура, в какой-то мере способствующая интеграции общества и в то же время посредством  содержащихся в ней верований  и представлений удовлетворяющая  большинство личностных запросов индивидов  на всех социальных уровнях. Для нее  характерно систематическое и эффективное  сочетание качеств как церкви, так и секты. Ее универсальность проявляется в том, что она охватывает всех членов общества, и в том, что в ней существует тесная взаи-мосвязь между двумя основными функциями религии. В гетерогенных обществах подобное равновесие достигается с большим трудом и не может сохраняться очень долго: недостаточная завершенность системы, настойчивое стремление правящих групп к поддержанию приемлемого для них порядка без изменений, неизбежных в изменчивом обществе, различия индивидуальных запросов – все это стимулирует схизматические тенденции, столь типичные для религий сложных обществ.

• Экклесия. Подобно универсальной  церкви, экклесия (от греч. ekklesia – церковь) охватывает все общество. Различие в том, что в ней слабее выражены сектантские тенденции. Она так  хорошо приспосабливается к запросам и нуждам господствую-щих социальных элементов, что потребности низших классов фрустрируются. Эккле-сии лучше удается усиливать воздействие существующих паттернов социальной ин-теграции, нежели выполнять многие функции религии, обращенные к личности. Ее можно определить как универсальную церковь в состоянии окостенения.

• Беккер так описывает  экклесию: “Социальная структура, известная  как “экклесия”, представляет собой  преимущественно консервативное образование, не вступающее в открытый конфликт с секулярными моментами общественной жизни, открыто универсальное в  своих целях... В своем полном развитии экклесия пытается слиться с государством и с господствующими классами и стремится установить контроль над личностью каждого индивида. Члены экклесии принадлежат к  ней от рождения, им не нужно вступать в нее. Однако это социальная структура, в чем-то родственная нации или  государству, ни в коем смысле не выбираемая... Экклесия по своей природе придает  огромное значение молитвам, которые  она отправляет, системе вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением богослужений и образованием со стороны духовной иерархии. Экклесия как внутрисоциальная структура тесно слита с национальными  и экономическими интересами; поскольку  это паттерн большинства, сама ее сущность вынуждает ее подгонять  свою этику под этику секулярного  мира; она должна представлять мораль респектабельного большинства”

• Деноминация. Этот тип религиозной  организации не обладает такой универсаль-ностью, как экклесия, поскольку ограничен классовыми, национальными, расовыми и иногда региональными рамками. С известной натяжкой деноминацию можно назвать и церковью, поскольку она находится в относительной, но не совершенной гармонии с секулярной властной структурой. Церковь “чистого” типа содержит в себе сектантские элементы, а члены ее представляют все имеющиеся в обществе социальные и классовые уровни. Многие деноминации начинали свое существование как секты и еще не окончательно оторвались от своих истоков.

• Деноминации бывают очень  разнообразными, например, в США  они варьируются от конгрегационализма, которому присущи стойкие сектантские  тенденции, и до лютеранства, прекрасно  адаптировавшегося к секулярным властным структурам. В целом же деноминациям, как правило, свойственно  идти по пути компромисса. От-части  это связано с тем, что в  современном обществе, по контрасту  с относительным религиозным  единством средних веков, сектантские элементы больше склонны к образованию собственных институтов, нежели к интеграции с универсальной цер-ковью.

• Устойчивая секта –  небольшие, не склонные к компромиссу  с государством и цер-ковью религиозные группы. Секты нестабильны в силу самой своей природы. Либо группа распадается и исчезает, когда умирает ее лидер и другие члены, либо она включается в состав более формальной структуры, обладающей способностью при-нять новых членов и обеспечить удовлетворение их общих интересов. Профессио-нальные религиозные лидеры появляются тогда, когда снижается энтузиазм перво-го поколения сектантов, определявший демократизм движения, спадает напряжен-ность непосредственного противостояния установленному социальному порядку. И тем не менее окончательного перехода в лоно национальной церкви может и не произойти.

• Культ. Термин “культ”  используется различным образом. Во-первых, этим поняти-ем обозначают небольшую  религиозную группу, объединяющую людей, стремя-щихся к собственному мистическому опыту, с неразвитой организационной структу-рой, имеющую харизматического лидера. Эта группа во многом напоминает секту, но ее характеризует более глубокий разрыв с доминирующей в обществе религиоз-ной традицией. Во-вторых, под культом понимается такой тип религиозной органи-зации, который дальше всего отстоит от типа “универсальной церкви”. Это неболь-шая, недолговечная, часто локальная, обычно строящаяся вокруг властного лидера организация (сравните с тенденцией к широкому участию в религиозной практике рядовых членов секты).

 

35.Социальные организации

 

Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является классификация на основе  типа членства людей в какой-либо организации. В соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные, принудительные или тоталитарные и утилитарные.

В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для  материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с государственными, правительственными структурами, они  образуются для преследования общих  интересов их членов. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.

Отличительной чертой  тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия, монастыри и проч.

В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.

В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных  организаций, как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.

По степени рациональности в достижении целей и степени  эффективности выделяют традиционные и рациональные организации.

 

Цели организации являются ее основополагающим элементом. Цель - это желаемый результат или условия, которых стремятся достичь члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Выделяют три основных вида целей:

1) цели задания: планы, поручения,  задаваемые извне организацией  более высокого ранга,

2) цели ориентации: общие интересы  участников, реализуемые через организацию,

3) цели системы: стремление сохранить  равновесие, стабильность, организации  как самостоятельного целого.

Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей заданий  и целей ориентаций. Цели системы  должны вписываться в цели задания  и цели ориентации.

Каждая организация должна адаптироваться к влиянию окружающей внешней  среды. На деятельность социальной организации  влияют:

- государство и политическая  система,

- конкуренты и рынок труда,  экономика,

- социальные и культурные  факторы

 

36.Социологическое понимание культуры. Функции культуры в обществе

 

В социологии сложилось несколько  подходов к трактовке социологии культуры.

Этот  научный термин появился в Древнем  Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование.

Культура – это некоторое  сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности  и привычки, приобретаемые и достигаемые  человеком как членом общества.

Предметом соц-го изучения культуры может быть: 1)вся система  культуры как единое целое или  любой из ее видов, взятый во взаимодействии с другими общественными системами; 2)каждый из элементов культуры, взятый в соотношении с другими элементами или другими системами общества;

Основные принципы изучения культуры: 1)Культура - качество духовной жизни общества, т.е. соотношение  понятий общество и культура надо рассматривать не как соотношение  целого и части, а как соотношение  целого и его качества; 2)Культура связана с творческой деятельностью  и является неотъемлемой характеристикой  человеческого разума, свидетельствует  о его преобразующей силе; 3)Культуру важно рассматривать как совокупность материальных и духовных ценностей; 4)эстетический компонент культуры - специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сфере деятельности людей;

 

37Структура культуры.

 

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей. Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).

Понятие "культура" может  фиксировать способ жизнедеятельности  отдельного индивида.

Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.

Культурные универсалии и многообразие культурных форм

Культурные универсалии

(Дж. Мердок) - общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят: совместный труд; спорт; образование; наличие ритуалов; системы родства; правила взаимодействия полов; язык; и т.д. Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры.

Этноцентризм и релятивизм - крайние т.з. в исследовании многообразия культурных форм.

Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм. Этноцентризм: "Моя культура - лучшая, а остальные - так себе".

Элитарная культура Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию.

Народная культура Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"