Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:10, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

лекции по общей социологии.docx

— 200.92 Кб (Скачать документ)

Массовая культура (феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.

Субкультуры

Части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с  определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает  форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.

 

38.Культура как фактор социальных изменений.

 

Исследуя культуру, социология исходит  из того, что назначение ее

многообразно. Поэтому социологией  культуры рассматриваются также  и каналы,

удовлетворяющие потребности людей  в приобщении к эстетическим ценностям,

оценивается, как формируются вкусы, предпочтения, как осуществляется

эстетическое восприятие окружающей действительности.

 

   Каждый элемент культуры  функционально необходим для  удовлетворения

определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются  с

т.з. их места в целостной культурной системе. Система культуры -

характеристика социальной системы. "Нормальное" состояние соц. систем -

самодостаточность, равновесие, гармоническое  единство. Именно с т.з. этого

"нормального" состояния и  оценивается функциональность элементов  культуры.

 

   Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения

человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)

 

   Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических

механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и

преобразующую деятельность людей.

 

39.Социальное действие.

 

Социальное действие - осознанное, рациональное действие, сориентированное на поведение других людей, воздействует на них и испытывает обратное влияние.

 

1. Социальное  действие  как  основная  социологическая  категория

    Общество  неоднородно,  и  имеет  свое  внутреннее  строение  и  состав,  включающие  большое число разнопорядковых и разнохарактерных  социальных  явлений и процессов. Составными элементами  общества  являются  люди  социальные  связи и действия, социальные  взаимодействия  и отношения социальные  институты и организации, социальные  группы, общности, социальные  нормы и ценности  и др. Общество  представляет  собой тесное  сплетение, сгусток разнообразных социальных  связей  и взаимодействий, а его исходной  первоосновой  выступает социальное  действие. Как показал еще М.  Вебер не  всякое  действие  людей, обычно вызываемое  их  потребностями, представляет  собой социальное  действие. Человеческое  действие  только  тогда приобретает черты социального действия , когда оно осознанно ( рационально )  и находится в связи с действиями  другого или других, когда оно сориентировано на   поведение других ,  когда оно воздействует  на  других  и в свою  очередь испытывает  воздействие поведения других  людей.  Когда люди  влияют друг  на  друга, на  действия  и поведение друг  друга, тогда складывается  их  социальная  взаимосвязь и взаимодействие, лежащее в основе  всех  социальных  явлений и процессов, всей  социальной  жизни . Вне совместной

связи  и  взаимодействия  действия  людей  носят  индивидуальный, личностный  характер.

    Характеризуя  анатомию  социального  действия,  социологи - функционалисты  выделяют  такие  основные  его

  элементы:

1)  действующий  ( или  бездействующий )  индивид  или  группа  людей  с  их  потребностями  и определяемыми  ими  интересами  и  целями ;

2)  конкретная  среда,  в  которой  осуществляется  действие (  “ситуация”  ) ;

3)  ориентация  объекта   действия  на  конкретные  условия   среды, на  “ситуацию”, позволяющая  определить  конкретные  пути  достижения  поставленной  цели ;

4)  ориентация  субъекта  действия  на  действия  других , на  их  реакцию на  его действия, учет которой не  менее важен для достижения  избранной цели, чем ориентация  на  условия среды.

 

2. Сущность  социального  действия

    Впервые  в   социологии  понятие  “социальное   действие”  было  введено   и  научно  обоснованно  Максом  Вебером . Социальным  действием он  называл “ действие  человека  ( независимо от того , носит ли  оно внешний или внутренний  характер , сводится  ли  к невмешательству или терпеливому принятию ), которое по  предполагаемому действующим лицом или действующими лицами   смыслу  соотносится с действием других  людей или ориентируется на  него”.

    Таким  образом,  в  понимании  М. Вебера  социальное  действие  имеет   по  крайней  мере  две особенности,  во-первых, оно  должно  быть  рациональным ,  осознанным,  и,  во-вторых , оно должно  быть  с необходимостью  ориентировано на  поведение других  людей.  Эти другие  могут быть  знакомыми, сослуживцами, отдельными  лицами или неопределенным  множеством .

    Исходя  из  такого  понимания  социального   действия , нельзя   называть социальными действия поступки  людей,  связанные с ориентацией на  несоциальные, вещевые объекты .

    Всякому  социальному   действию  предшествует  социальные  контакты , однако  в отличие от них социальное  действие  -  достаточно  сложное явление .

    Любое  социальное  действие  должно  включать  в   себя  :

1)  действующее  лицо ;

2) потребность  в   активизации  поведения ;

3) цель  действия ;

4) метод  действия ;

5) другое  действующее   лицо , на  которое направлено  действие ;

6) результат  действия .

    Перечень  элементов,  составляющих  отдельное  социальное  действие, не  будет полным , если  не  уделить внимание  внешнему  окружению действующего  лица, или ситуации. Известно, что любой действующий индивид не  находится в изоляции . Его окружает  материальный, вещественный  мир, социальная  среда ( выражающаяся  в групповом взаимодействии ),  культурная  среда выражающаяся  в окружающих  индивида  нормах  и ценностях . Совокупность 

вещественных,  социальных  и  культурных  условий  создает  ситуацию,  которая  находит  выражение  в  условиях  действия  и  средствах  действия.

 

3. Механизм  совершения  социального  действия

    Социальное  действия, о  котором  идет  речь, в  отличие  от  рефлексивных, импульсивных  действий  никогда  не  совершаются  мгновенно.  До  их  совершения  в сознании  любого  действующего  индивида  должно  возникнуть  достаточно  устойчивое  побуждение  к активности. Такое побуждение  к совершению  действия  называется  мотивацией .

    Мотивация - это совокупность  факторов , механизмов  и процессов, обеспечивающих  возникновение побуждения  к достижению  необходимых для индивида   целей. Другими словами, мотивация это сила, толкающая индивида  к совершению  определенного действия . Механизм  совершения  социального действия  содержит  потребность,  мотивацию и само  действие.

Любое  социальное  действие,  начиная  с  возникновения  потребности  у  индивида, которая  придает  ему  определенное   направление : это  могут  быть,  например, потребности  физические ( в еде, питье, сне  и  т. д. ),   потребности  в  общении  и  т. д . Потребность соотносится индивидом с объектами внешней среды, актуализируя  строго  определенные  мотивы . Социальный  объект  в соединении  с актуализируемым мотивом вызывает  интерес . Постепенное развитие интереса  ведет к появлению у индивида  цели  в отношении конкретных  социальных  объектов . Момент  появления цели  означает  осознание индивидом   ситуации  и возможность дальнейшего развития  субъективной  активности, которая далее приводит  к формированию  мотивационной установки, означающей  потенциальную готовность  к совершению  социального действия .

 

 

40.Феномен массовой культуры.

 

Массовая культура возникает  с 20-х годов ХХ века в связи  с обезличиванием и утратой в  обществе чувства ответственности. Главная ее функция – развлекательная, еще с древности известно, что  плебс требует хлеба и зрелищ. Часто массовая культура имеет в  своей основе социальный заказ конкретных групп населения, которым выгодно  оболванивание людей, формирование ширпотреба в культурной области.

Массовая  культура – это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована  самой широкой аудитории, потребление  ее продуктов не требует специальной  подготовки. 
   Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки:

прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий)

индустриализация и связанная  с ней урбанизация (увеличивается  плотность контактов)

прогрессирующее развитие средств  коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха)

 

41.Молодежная субкультура и контркультура.

 

Прежде чем приступить к рассмотрению рок-культуры, необходимо остановиться на более масштабном феномене, основой формирования которого она, рок-культура, и является. Речь идет о молодежной субкультуре.

 

Понятие «молодежная субкультура»

 

Этот термин используется учеными и журналистами при обращении  к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде. Разные исследователи  неодинаково подходят к содержанию, пытаясь интерпретировать термин в  зависимости от контекста. Но даже такое  разнообразие в подходах позволяет  увидеть некоторую общность взглядов применительно к отдельным элементам  данного феномена.

 

Согласно выводам специалиста  по молодежной культуре С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется  следующими чертами:

 

- молодежная субкультура  представляет собой социальную  общность, каждый представитель  которой сам причисляет себя  к ней; члены такой общности  могут формировать как группы  непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;

 

- вхождение молодого человека  в ту или иную молодежную  субкультуру означает принятие  им и разделение ее норм, ценностей,  мировосприятия, манер, стиля жизни,  а также внешних атрибутов  принадлежности к данной субкультуре  (прическа, одежда, украшения, жаргон);

 

- как правило, молодежные  субкультуры возникают вокруг  какого-либо «центра», выразителя  тех или иных пристрастий к  музыкальным стилям, образу жизни,  отношения к определенным социальным  явлениям;

 

- значимые для той или  иной молодежной субкультуры  идеи и ценности получают внешнее  выражение в обязательной для  ее членов символике и атрибутике  группы.

 

Молодежная субкультура  – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная  молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых  людей в общество; это – частичная  культурная подсистема внутри системы  «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей [19:32 – 35].

 

Социально-исторические предпосылки  появления молодежной субкультуры

 

Молодежная субкультура  отражает перемены, происшедшие во второй половине ХХ века. Ее появление  и оформление как социального  феномена было подготовлено развитием  индустриальных обществ и произошло  в начале перехода индустриально  развитых обществ к постиндустриализму.

 

Стремительное, непрерывное  ускорение и обновление стали  ведущими характеристиками жизни современных  индустриальных обществ. Разворачиванием  научно-технической революции был  положен конец естественно-природной  сфере, началась эра искусственно-технологическая. Появилась возможность практически  все фабриковать, то есть создавать  по заранее заданным параметрам и  свойствам. С появлением возможности  фабрикации в прошлое ушли уникальность, индивидуальность: сначала в предметах, а затем и в людях. Их место  заняли шаблонность, стереотипность, массовость, универсальность, нивелирование.

 

Наблюдались два взаимосвязанных  процесса: люди, желая соответствовать  индустриально развитому обществу, принимали его правила игры, вовлекались  в создаваемые им индустрии труда, развлечений, потребления, то есть в  массовое общество, а общество с  той же целью использовало социальные технологии. К числу таких технологий можно отнести: 1) усиленное «промывание мозгов» различными средствами массовой информации, 2) навязывание посредством рекламы, моды, эталонов престижности жизненных стандартов, стереотипов, шаблонов, 3) внедрение посредством поточно-конвейерной индустрии досуга массовой культуры, для которой характерны примитивность, развлекательность, натуралистичность, общедоступность.

 

Формирование массового  общества совпало с началом НТР  и пришлось на 50-е годы XX века. В  это же время началось и оформление молодежной субкультуры.

 

С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном  стремлении привлечь к себе внимание оборачивается симбиозом эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры. Эти формы предоставляют  возможность молодежной субкультуре  исполнять роль своеобразного компенсаторного  механизма, решающего задачу противовеса  мощному нивелирующему давлению массовой культуры.

 

Возникновение молодежной субкультуры  практически совпадает по времени  с началом эпохи постиндустриализма и с зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном  развитии общества. Основными чертами  постмодернизма являются плюрализм, множественность, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти же черты характерны и для молодежной субкультуры. Она  тоже:

 

1) плюралистична, поскольку  вбирает в себя и панков, и  хиппи, и готов, и многих  других;

 

2) множественна, поскольку у молодежной субкультуры нет стержневого единства;

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"