Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:15, шпаргалка
39.Организационное развитие: предпосылки возникновения, основные принципы.
Организационное развитие (ОР) – это совокупность теоретических концепций и
практических приемов, направленных на то, чтобы помочь организации приобрести
большую гибкость и адаптироваться к переменам, а менеджерам – освоить
необходимые для этого навыки.
Предмет социологии
управления составляет изучение
Вычленение объекта и предмета социологии управления даёт возможность более полно представить специфику этой отрасли социологического знания.
Она изучает
многообразную деятельность органов
управления, государственных и
1. весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;
2. отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными имсотрудниками и организационными структурами;
3. исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;
4. анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий;
5. изучение и
совершенствование социальных
Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными теоретиками и практиками управленческой деятельности принципах научного управления социальными и промышленными организациями.
Общенацчные (важнейшим являются диалектика, рассматривающая процессы и явления в их взаимосвязи и развитии,анализ и синтез, системный аналаз)
Социологическте(структурно-
Специфические(организационно-
Социологические методы
играют важную роль в управлении персоналом,
они позволяют установить назначение
и место сотрудников в
3.Основные задачи социологии управления.
Изучение реальных факторов управленческой деятельности ,
Выделение наиболее важных,
типичных факторов управленческой деятельности,что
позволит выявить тенденции развития
и изменения процессов управлен
Обьяснение появления
новшеств в системе и структуре
управленческой деятельности,а так
же причин возникновения новых
Прогнозирование наиболее
вероятных направлений и
Формулирование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы упарвления.
5 социальная
сущность и принципы управления
Основные принципы:
Системность –рассмотрение объекта исследования как системы
Комплексность-обьект исследования рассматривается с учетом тенденций развития и взаимодействия с внешней средой
Обьективность- реальное
отображение обьекта
Конкретность- учет конкретного окружения при анализе обьекта исследования
Историзм-рассмотрение обьекта исследования в динамике его развития
Единство теории и практики- доказательство теоритических постулатов практикой.
Сущноть социологического подхода к упрвалению выражается в выявлении и изучении заимосвязанных между собой направлений , социология управления
Рассматривает органы управления как социальные системы, что позволяет комплексно изучать подбор, расстановку, воспитание управленческих кадров и отношения ,возникающие в процессе выполнение людьми управленческих функций,
Изучает постановку и реализацию социальных целей управления сквозь призму соц критериев , соц последствия принимаемых управленческих решений.
Занимается проблемами целенаправленного воздействия управляющей подсистемы на управляемые и определенные отношения (дисциплина, исполнительность), котрые возникают в процессе управления.
Соц управления изучает проблемы внутригруппового регулирования и соц организации процессе производства.
Социология рассматривает управление как постоянно осуществляющиеся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему.Для достижения организационных целей разрабатывается стратегия управления.Эффективная деятельность организации возможна лишь при учете соц фактора.
6 Классическая
школа организации и
В рамках классической школы выработаны первые научные предстваления о содержании процесса управления организацией, не потерявшие своего значения и в наше время.
Школа научног управления-
На отдельном предприятии ФУ Тейлор предлагал внедрить следующ рациональные методы :расчленение производственных операций на составные элементы,управление – активный фактор производства, разделение труда в сфере управления, планирование как особую функцию управления, принцип принудительной централизации орудий труда, технологических процессов,условий и методов труда, введение карт интсрукций, научно обоснованных норм труда, оплаты труда, стимулирующий рост выработки,строгое иерархическое подчинение,сотрудничество администрации и рабочих.
Харрингтон Эмерсон
акцентировал внимание на: четкой
постановке целей для каждого
уровня управления,
Г.Форд внедрял :организацию
массового поточного
Административное управление, представители : А. Файоль,Л. Урвик,Д.Муни,А. Рейли.Занимались формированием рациональной системы мер как производства, так и управления, введение впрактику функций управления.
А.Файоль предложил 14 принципов.1Структурные принципы : разделение труда, единство цели и руководства, соотношение централизации и децентрализации, власть и ответственность, скалярная цепь управления.
2. Принципы процесса :справедливость, вознаграждение, дисциплина, единство команды, подчинение личного интереса интересам организации.
3. Принципы конечного результата:порядок , стабильность,инициатива, корпоративный дух.
Основные положения: соответствие людей структуре организации, создание спец штаба, сопоставимость прав и ответственности диапазон контроля.
Бюрократическая теория М.Вебера.
Использовал данный термин для обозначения идеального образа эффектиного управления соц структурами и членами организац. Бюрократию рассматривал как необходимый элемент капиталистич отношений и сравнивал ее с машиной, иные формы организации , по его мнению соответствуют немеханизированным методам производства.Бюрократия по Веберу представляет собой коненую стадию деперсонализации.Это служит формированию опред позиции чиновника :бюрократич должность –профессия.. соц статус чиновника гарантирован табалем о рангах. Назначенный чиновник работает зачастую более точно с технической точки зрения, так как его карьерный рост будет определять его функциональные особенности. Жизненная установка чиновника-работа на всю жизнь, зарплата фиксирована и не зависит от отношения к выполненной работе.ориентация на карьеру внутри иерархического порядка.
Представители: Э Мэйо, Ф, Ротлисбергер, У. Диксон, ,Д. Мак-грегор, Р. Лайкерт, А. Маслоу
В основе концепции Э.Мэйо –человек –животное социальное , ориентированное на групповое поведение, жесткая сисиетма иерархического подчинения и бюрократическая организация не соответствуют природе человека и его стремлению свободе, для обеспечения стабильности в обществе и удовлетворении работниками своим трудом руководитель должен в боьшей степени быть ориентирован на людей, чем на производство.
Главн результат Хортонского эксперимента – разработка процедуры оптимизации неформальных отношений среди рабочих, взаимоотношения между рабочими и администрацией.В ходе оторского эксперимента были опровергнуты представления классической школы управления о неоспоримой значимости в повышении производительности труда всесторонне разработанных трудовых операций и экономического стимулирования и выявлена сложная структура челов мотивации.В рамках школы разрабатывались содержательные модели мотивации.в которых была принята попытка сочетать логику внешнего стимулирования мотивации с представлениями о сложной иерархической структуре потребностей человека как источника мотивации.
Абрахам Маслоу определил мотивацию как узучение предельных целей человека и сформулировал три основных допущения теории потребностей: ряд человеч потребностей никогда не могут быть удовлетворены , наличие частичной или полной неудовлетворенной потребности побуждает человека к действию, сущ иерархия потербностей : потребности низшего(физиологич ) и высшего(соц связи) уровня.Причем актуальность высших потребностей возникает по мере удовлетворения низших потребностей.
8 Системный подход.
Представители: Д Марч, Г. Саймон,А. Этциони.
В рамках школы акцентировалось внимание :
На анализе частей
системы (к которым относили :индивидов,
группы,групповые отношения,
Анализе жизнедеятельности организации.
Трактовке организации как открытой системы, что обеспечило изучение проблемы внутреннего равновесия баланса с внешней средой.
Соотношении формальной и неформальной системы организации
Изучении механизмов принятия управленческих решений
Проблеме идентификации работника с организацией, механизмах развития и освоения организационной культуры
Природе организационного конфликта и механизмах его разрешения.
В целом системный
подход позволил взглянуть на организацию
как на соц систему, в которой
наличествуют как минимум 2 обязательные
взаимосвязанные и
9. Ситуационный подход.
Сложился в США в конце 60гг.
Представители : Ф. Филлер, Роберт Дж Хаус, Террас Р., Митчелл акцентировали внимание на проблеме стилей руководства в организации. Отказ от поиска универсального стиля управления, должного обеспечивать эффективность деятельности организации в любых ситуациях и времени, позволил подойти выявлению условий применимости разных стилей.
Ф.Филлером были выявлены след факторы, определяющие поведение руководителя :отношение руководителя к подчиненным, структура решаемых задач, должностное положение.Выявилась зависимость стиля руководства от типа ситуации и сложной комбинации этих факторов.
Следовательно, ситуационный подход позволяет руководителю использовать способы, обеспечивающие эффективное достижение основной цели организации в конретных условиях, а так же понимание и учет факторов, являющ значимыми в данной ситуации.Методология ситуац подхода может быть представлена как 4 шаговый процесс:
Знание средств
Предвидение вероятных, как +, так и – последствий применения конкретной методики или концепции.
Правильная интепритация ситуации , те определение наиболее значимых факторов для конктретной ситуации, возможный эффект от их применения.
Соединение конкретных приемов, дающих минимальный отрицательный эффект.
14. организация: понятие. Признаки,виды.
Организация- сложный организм, в котором переплетаются индивидуальные и групповые интересы, стимулы и ограничения, имеющий свой облик, традиции, культуру, репутацию.
Существуют различные трактовки термина организация, которые можно сгруппировать по след напралениям:
Организация как процесс представляет совокупность действий, направленных на образование и совершенствование взаимосвязей между частями целого .
Организация как частная управленческая функция –как стандартный элемент управленческой деятельности .
Организация как соц обьект и коллективный субьект деятельности, что обеспечивает ее понимание как источника организационного воздействия и место его применения.
Признаки:
Совместная деятельность двух и более людей, единая цель, организационная структура, взаимодействие с внешней средой, наличие ресурсов ,соц средства регламентации.
15. социальная
организация.:понятие, признаки
Под соц организац понимаются любые организационные челов сообщества или совокупность взаимосвязанных соц групп.