Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:15, шпаргалка
39.Организационное развитие: предпосылки возникновения, основные принципы.
Организационное развитие (ОР) – это совокупность теоретических концепций и
практических приемов, направленных на то, чтобы помочь организации приобрести
большую гибкость и адаптироваться к переменам, а менеджерам – освоить
необходимые для этого навыки.
В узком смысле –специфческая
соц подсистема, регулирующая поведение
членов организации, наличие которой
и позволяет рассматривать
Быват формальные и неформальные.
Формальные- совокупность функциональных положений, воплощаемых в соц статусах и ролях, распределение отношений власти и подчинения, нормативное регулирование поведения, отношений между членами организации.основной функцией формальной организации явл достижение конкретной цели путем повышения упорядоченности и эффективности действий ее членов.
Для неформальных-наличие межличностных связей, возникающих на основе интереса членов организации друг другу, независимо от их функционального положения и функциональных потребностей.
Впроцессе функционирования соц организац возникают с одной стороны требования организации по отношению к каждому индивиду, входящему в ее состав, с другой стороны требования индивида к этой организации.Впервом случае требуется активная и эффективная деятельность индивида по достижению организац целей и соблюдение им норм организац поведения.
Требование индивида
к организации выражаются в обеспечении
устойчивого соц положения
28. Коллектив:понятие, признаки, функции.
Коллектив- группа людей, деятельность которых направлена на достижение поставленных целей.Члены коллектива взаимосвязаны в процессе трудовой деятельности.
Хаар-ки коллектива: наличие общеорганизованных целей и задач, совместная деятельность, организация,относительная устойчивлсть и длительность функционирования.
Важнейшим элементом
явл- демографическое, профессионально-
В коллективе всегда присутствует: лидер( лидерская группа), ядро(носители коллективного сознания, его норм и ценностей), периферийная часть.
Сой анализ позволяет выделить следующий вид структуры:
Формальные-администартивная и технологическая стурктура взаимодействия, а так же отражают производственные функции
Неформальные-образуются из субьективых симпатий антипатий членов коллектива, обьединяют несколько малых групп
Основ функции:
Выполнение совместной работы
Социализация личности
Саморазвитие личности
Информационное обеспечение личности
Главной функцией управления должно быть конструирование трудового коллектива. Действия руководства по формированию коллектива должны включать след элементы: кадровую политику, повышение квалификации сотрудников, систему мотивации и стимулирования, эффективную систему коммуникаций и управление конфликтами.
33. Лидер : понятие, виды, типы.
Лидер- авторитетный член коллектива, обладающий юридической или фактической властью в группе. В организации выделяют след вид лидера:
Формальный- наделен официальными полномочиями
Неформальный-располагает только морально- психологическими инстурментами воздействия.
Амер психологи выделили
:рациональный(ожидают
34. стили руководства: понятие, классификация.
Эффективность руководства в значительной степени зависит его стиля.
В практике управления под стилем руководства принято понимать индивидуальную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным.
Исследования К. Левина
в рамках психологических поведенческих
концепций позволии выделить след стили
руководства :автократический,
С распространением ситуационного
подхода происходит отказ от поиска
универсального и оптимального стиля руководства.Начиная
с работ Р.Стогдилла использование конкретного
стиля руководства определялось не набором
личностных качеств, а храрктеристиками
конкретной ситуации. Ученые выделяли
разный набор факторов ,определяющих поведение
руководителя.В концепции Ф.Фидлера таких
факторов три: структура решаемых задач,
отношение руководителя с членами коллектива
и его должностное положение.В модели,
разработанной П. Херши и К. Бланшаром,
основанием для выделения стилей руководства
явл. Уровень развития группы, что предполагает
четыре различных стиля поведения руководителя.Помимо
соц-психологич критериев в рамках системного
подхода были выделены и непсихологические
основания, позволяющие оценивать эффективность
руководства, к которым относятся:действенность,
экономичность, качественность, производительность,
37. Организационная культура:понятие, компоненты, характеристики.
Термин культура- возделывание, воспитание. Образование.в социологии –специфический способ организации и развития человеческой жинедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда,в системе соц норм и учреждений,духовнйх ценностей, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.Термин организационная культура трактуется либо как система символических посредников, влияющих на активность членов организации, либо как совокупность основных представлений, разделяемых большиством членов организации или ее активным ядром.
Компоненты организ культуры
Убеждения-позволяют определять отношения члена организации к действительности и собственным поступкам.
Ценности-обеспечивают знание о том. Что считать важным в организации.
Нормы-
Ненаписанные правила регулирования поведения членов организации на основе представления о должном, одобряемом, желанном.
Поведение- действия, совершаемые членами организации в процессе работы при взаимодействии с другими членами организации
Психологический климат- устойчивая система внутренних взаимосвязей членов группы, подразделения, организации, выражается в эмоциональном настрое,общественном мнении и результатах деятельности.
Ф. Харрис выделяет 10 составляющих культуры:
Идентификация сотрудников с организацией
Корпоративные ценности
Время и осознание времени
Коммуникации и язык
Одежда и внешний вид
Пища и обычаи подачи
Взаимоотношение и различие возрастов и полов
Убеждения и отношения
Ментальные привычки и обучение
Особенности и методы работы
Функции организац культры
На общие, к которым относятся:
Функции регулирования, обеспечивающие адаптивно-приспособительные и интегративные задачи деятельности организации
Функции воспроизводства,
обеспечивающие выполнение репродуктивных,
стандартизирующих и
Специфические, к котроым относятся:
Охранная
Интегрирующая
Регулирующая
Заменяющая
Образовательная, воспитательная,развивающая
Различают сильную и
слабую организац культурыСильная-
Слабая организ культура-отсутс
38. типология организационной культуры.
Организац структура не сущ сама по себе. Она включена в культурный контекст конкретной организации,общества и отражает реалии времени.
Типология Г. Хофштеде.Учитывал
полувозрастные и профессиональные
индикаторы.(стаж работы,профессия)1.
2Дистанция власти-уровень
демократизации стиля
3Стремление к избежанию
неопределенности,параметр,
4Мужественность\женственость
отражает мотивационную
Типолпогия Т.Е. Дейла, и А,А, Кеннеди.
1 культура высокого
риска и быстрой обратной
2 культура низкого
рискаи быстрой обратной связи
распространена в организациях,
3 культура высокого
риска и медленной обратной
связи характерна для нефтяных
компаний,архитектурных фирм.
4 культура низкого
риска и медленной обратной
связи характерна для
40.конфликт: понятие, предпосылки возникновения, основные принципы.
Конфликт-в соц понимается как процесс развития и разрешение противоречивости целей,отношений и действий людей , детерминированный обьективными и субьективнымипричинами и протекающий в двух диалектически взаимосвязанных формах –противоречивых психологический состояний и открытых противоречивых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях.
Конфлик в организации опнимается как тип организационного повидения , основанный на столкновении и борьбе активно взаимодействующих субьектов,для которых характерно отсутствие взаимного согасия или несовпадение интересов,ю целей.
Признаки конфликта:ситуация воспринимается какконфликтная, неделимость обьекта конфликта, для достижения своей цели субьекты конфликта готовы продолжать конфликное взаимодействие.к источникам принято относить:конкуренцию, соперничество,враждебность, антогонистические интересы, противоречивые намерения, социальную дифференцию.
Субьекты конфликта –это участники конфликтного взаимодействия (индивиды, группы,структур подразделения), действующие о своего лица.Обьект конфликта –предмет спора,т.е. то,на что претендует каждая из конфликтующих сторон и что вызывает их противодействие.
41. Классификация конфликтов.
Источники и причины возникновения (обьективный, субьективный типы конфликтов)
непосредственные
причины возникновения (
форма и степень столкновения(
коммуникативная направленность(горизонтальный, вертикальный, смешанный)
маштабы и продолжительность(общий, локальный)
тип участников(внутриличностный, межличностный,межгрупповой, между личностью и группой)
способы урегулирования(
функциональная
соц конфликт имеет сложную внутр структуру:
1.Закрытая стадия –
2Предконфликтная-осознание
субьектами возникновения
3Непосредственый конфликт-открытое столкновение.
4.Развитие конфликта-
5 завершение конфликта-
42. Методы разрешение конфликта
Эффективность методов зависит от конкретных условий , типа и этапа протекания конфликта.:
Переговорный-позволяет
Постановки спуперординарных целей-используется при наличии общих целей, решение котроых недостижимо без сотрудничества конфликтующих сторон
Избегания конфликта- приносит
положительный результат в
Сглаживание конфликта- основан на
одновременном подчеркивании
Компромисса-используется, когда субьекты конфликта заинтересованы в положительном результате и обладают рвными ресурсами.
Авторитарного разрешения конфликта-позволяет руководителю решить ситуацию по своему усмотрению, заставляя подчиненных принять это решение, но зачастую причина конфликта остается не устраненной
Изменение человеческого фактора- направлен на устранение причин конфликта и изменеие отношения к нему субьектами конфликта.