Шпаргалка по "Социология управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:15, шпаргалка

Описание

39.Организационное развитие: предпосылки возникновения, основные принципы.
Организационное развитие (ОР) – это совокупность теоретических концепций и
практических приемов, направленных на то, чтобы помочь организации приобрести
большую гибкость и адаптироваться к переменам, а менеджерам – освоить
необходимые для этого навыки.

Работа состоит из  1 файл

651578.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

В каждой организации  формируются коммуникационные каналы и сети Линия связи между двумя индивидами или организациями называется коммуникационным каналом. Коммуникационные сети формируются тогда, когда несколько объектов связываются вместе несколькими каналами.

Каждая компания должна периодически оценивать рациональность своих коммуникационных сетей. При этом внимание обращается на следующие вопросы:

все ли работники  включены в сеть (если кто-то не включен, то он лишен возможности получения  управленческой информации);

не перегружены  ли каналы и не следует ли увеличить  их количество (перегрузка каналов информацией ведет к нарушению очередности работы с информацией, возникновению ошибок, устранение которых может стать невозможным);

экономичны ли сети (наличие большого количества адресатов ведет к удлинению  процессов коммуникаций, выбор неэффективных каналов способствует искажениям и удорожанию сетей);

не является ли скорость передачи сообщений слишком  медленной (медленная скорость ведет  к увеличению запасов на складах, колебаниям в выпуске продукции  и пр.).

Формальные каналы позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки, поэтому сотрудники, получающие информацию исключительно от своих руководителей или подчиненных, будут действовать, не имея полной картины происходящих в организации событий.

Проблема  межличностных преград в коммуникациях

Основная проблема коммуникаций обусловлена наличием преград, или барьеров, мешающих обмену информацией. Эффективная коммуникация предполагает, что получатель понял  все, что намеревался сообщить ему  отправитель, однако это происходит достаточно редко, так как адресат интерпретирует получаемую информацию со своей точки зрения. Никто не может быть уверен, что отправленное сообщение тождественно полученному, так как на пути информации в каждом звене цепочки коммуникации встречаются микро- и макробарьеры.

В межличностных  коммуникациях возникают преграды, называемые микробарьерами. Их идентификация  позволяет повысить эффективность  обмена информацией. Разные авторы дают свои классификации межличностных  преград, на наш взгляд, можно воспользоваться группировкой, согласно которой преграды вызваны:

содержанием сообщения  отправителя,

предвзятостью взглядов отправителя и получателя относительно друг друга,

выбором неэффективного носителя сообщения,

наличием помех,

неумением слушать.

 

22. коммуникационные барьеры: понятие и виды.

Чаще всего разногласия  и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением  или нежеланием почувствовать другого  человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над человеком, группой).

Коммуникативные барьеры  делятся на (рис.П.1):

1.                 Технические барьеры;

2.                 Социально-культурные барьеры;

3.                 Психологические барьеры;

4.                 Барьеры понимания.

 

 

2.1 Барьер  «авторитет»

 

Разделив всех людей  на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.

Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов:

1. социального положения (статуса), 2. привлекательного внешнего 3. доброжелательного отношения к адресату воздействия 4. компетентности;

5. искренности,.

2.2 Барьер  «избегание»

Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с  собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы  не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов). 

2.3 Барьер  «непонимание»

Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем).

Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический (фонема — звук), семантический (семантика  — смысловое значение слов), стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания), логический.

 

 

2.3.1 Фонетический  барьер

Фонетический барьер непонимания возникает в следующих  случаях:

1.                 когда говорят на иностранном языке;

2.                 используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;

3.                 когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.

 

 

2.3.2 Семантический  барьер

Семантический барьер непонимания  возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:

1.                 любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;

2.                 «смысловые» поля у разных людей разные;

3.                 зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например, смысл слов «перо», «капуста» и др. на воровском жаргоне существенно отличается от истинного значения). 

2.3.3 Стилистический  барьер

Стилистический барьер непонимания возникает, когда человек  обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.

2.3.4 Логический  барьер

Барьер логического  непонимания возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит  или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его  слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна — правильная, т.е. наша.

 

23. способы  оптимизации коммуникации в организации.

Виды методик улучшения коммуникации в организации 2. Характеристика методик улучшения коммуникации в организации 1. Менеджерам, стремящимся стать эффективными коммуникаторами, следует выполнять две задачи: • улучшать свои сообщения - информацию, которую они хотят передать, т. е. лучше кодировать; • улучшать собственное понимание того, что другие люди стараются сообщить им, т. е. декодировать сообщения. Таким образом, менеджеры должны стремиться не только к тому, чтобы быть понятыми, но и к тому, чтобы понять. Существуют следующие методики облегчения выполнения этих задач: • разъяснение истинного смысла информации; • регулируемый информационный поток; • использование обратной связи; • сопереживание; • повторение; • поощрение взаимного доверия; • эффективное распределение времени; • упрощенный язык; • эффективное слушание. 2. Разъяснение истинного смысла информации. Иногда получатели информации неправильно ее интерпретируют. Данная методика включает допущение, что если вы неправильно поняты, то по возможности вам следует донести истинный смысл информации до получателя. Регулируемый информационный поток. Регулируемое общение может обеспечить оптимальный поток информации к менеджерам, устраняя барьер «перегрузки общения». Общение может регулироваться как качественно, так и количественно. Это означает, что только существенная информация должна привлекать внимание вышестоящих руководителей. Официальное общение должно происходить только для решения вышестоящими руководителями важных вопросов, а не ради общения (бывает, что некоторые сотрудники, клиенты не ценят время руководителя и желают не только решить вопросы, но и просто «пообщаться»). Использование обратной связи. Обратная связь является важным элементом эффективного двустороннего общения. Она дает возможность коммуникатору (чаще всего руководителю) определить, получено ли его сообщение и вызвало ли оно ожидаемый ответ. Сопереживание - это способность ощутить себя на месте другого человека (чаще всего получателя, чем коммуникатора) и понять его точку зрения и эмоции. Сопереживание требует, чтобы коммуникаторы вообразили себя на месте получателя, ожидая, как сообщение должно быть декодировано. Повторение является общепринятым принципом обучения. Повторение или избыток в общении (особенно технической природы) гарантирует, что если одна часть сообщения не понята, то другие его части несут то же сообщение. Поощрение взаимного доверия. Давление времени часто означает, что менеджеры не могут доводить до конца общение и поощрять обратную связь или восходящее общение во время всего общения. При этих обстоятельствах атмосфера взаимного понимания и доверия между менеджерами и их подчиненными может облегчить общение. Менеджеры, создавшие климат доверия, считают, что поскольку они добились значительного доверия к сообщению со стороны подчиненных, последующая проверка каждого сообщения не сопряжена с утратой взаимопонимания. Эффективное распределение времени. Люди ежедневно получают тысячи сообщений. Ввиду невозможности вникнуть во все сообщения многие из них никогда не декодируются и не доходят до получателя. Менеджеры должны представлять, что в то время, пока они общаются с получателем, одновременно поступают другие сообщения. Следовательно, сообщение менеджера может быть «не услышано». Сообщения, которые не конкурируют с другими сообщениями, вероятнее всего будут поняты. На основе ежедневного опыта эффективное общение может быть облегчено путем рационального использования времени. Барьеры общения могут возникнуть из-за плохого расчета времени, что в результате ведет к разрыву и оценочным суждениям. Упрощенный язык. Сложный язык - значительный барьер для эффективного общения. Менеджеры должны помнить, что эффективное общение подразумевает передачу не только информации, но и ее понимания. При отсутствии понимания общение не происходит. Менеджеры должны кодировать сообщения и слова, которые были бы понятны получателям. Эффективное слушание. Для улучшения общения менеджеры должны стремиться не только к тому, чтобы быть понятыми, но и чтобы понять, т. е. к слушанию. Однако недостаточно только лишь слушать - необходимо слушать, понимая сообщение. Менеджеру следует развивать искусство слушания. По эффективному слушанию в организационных делах дается масса советов. Например, Кейт приводит «Десять рекомендаций для хорошего слушания»: • не перебивать говорящего; • создать говорящему обстановку, облегчающую процесс высказывания; • показать говорящему, что вы хотите слушать; • устранить все отвлекающее; • сопереживать с говорящим; • быть внимательным; • сдерживать свой нрав; • легко воспринимать аргументы и критику; • задавать вопросы; • не перебивать говорящего (это первая и последняя заповедь слушающего, «альфа» и «омега» эффективного слушания).

 

24. Личность: понятие, структура.

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

мотивацию и социальные установки. Психологическая структура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных  структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Направленность личности. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).

Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Психические познавательные процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такого сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.

Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.

Различные черты и  свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.

Все эти подструктуры тесно связаны между собой  и проявляются в виде единого  целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.

Структура личности Леонтьева. Внутренняя позиция личности или  ее направленность. Ведущая сфера  – аффективно-потребностно-мотивационная.

 

25. Группа: понятие,  критерии, свойства.

Группа  — это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы

достичь конкретные цели. Группы могут быть формальными или неформальными.

Формальные  группы — это те, которые предусмотрены  в структуре организации

для выполнения конкретных задач. Среди формальных групп можно выделить

группы, функционирующие на относительно постоянной основе, например

менеджер  и те, кто ему непосредственно  подчиняются, и временные группы,

сформированные  на время

•выполнения тех или иных задач. Примером временной  группы может служить

группа  студентов, объединившихся для совместной работы на время подготовки

коллективного доклада и его презентации.

  Неформальные  группы создаются для удовлетворения  социальных потребностей

и общения  людей, например группа сотрудников, окончивших одно и то же

учебное заведение, группа коллег, объединившихся для совместного проведения

отпуска, для участия в спортивных соревнованиях  и т.п. Такого рода группы

нельзя  недооценивать, так как они оказывают  существенное влияние на

поведение людей в организации и эффективность ее работы, подчас не менее

важное, чем группы, формально предусмотренные  в организационной структуре.

  1.Почему  люди объединяются в группы? Наиболее  частыми причинами, которые

заставляют  людей объединяться в группы, являются следующие их потребности:

Информация о работе Шпаргалка по "Социология управления"