Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:11, шпаргалка

Описание

1. Виды и формы кульуры.
Все содержание К оформлено или организ-но опред-м способом. Собственно организованность - основной принцип культуры. Организована она подобно тому, как организован сам ч/к, поскольку К - способ деятельного существ-я ч/ка. А способ сущ-я не может принципиально отличаться от того, кто существует. В фил-фии способ сущ-я наз-ся формой.След-но, как ч-к есть ед-во внешнего и внутр-го, так и К предст-ет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов. Внешний, или предметный, вид К организован по принципу матер-го сущ-я. Это означает, что ведущую роль в нем играют

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 334.50 Кб (Скачать документ)

Соц подход: позитивистский (Конт), понимающий (Вебер), материалистический (марксизм, неомарксизм). Соц-ия – это наука о законах развития общества, о механизмах проявления этих законов в человеческой деятельности, об отнош-х соц-х общ-ей, групп по поводу соц-го равенства и неравенства, а также процессы формир-я личности. Первым соц-гом давшим узкую трактовку соц-ой науки, был Э.Дюркгейм – франц-й соц-г и фил-ф, создатель так называемой “ франц-й соц-й школы “ С его именем связан переход соц-я от науки тождественной общ-ю к наук, связ-й с изуч-ем соц-х явл-й и соц-х отношений общ-й жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в  ряду других общ-х наук. Соц науки изучают тот или иной вид взаимод-я людей. А занимает в сиситеме общ-х и гуманитарных наук особое место. Это объясняется след-им. 1 явл-ся наукой об общ-ве, его явл-х и процессах; 2 она вкл в себя общую соц-ю теорию, или теорию общ-ва, кот выступает как теория и методология всех других общ-х и гуманитарных наук; 3 все общ-ые и гуманитарные науки  изуч-ие различ стороны жизнедействия общ0ва и ч0ка, всегда вкл0ют в себя соц0ый аспект, т. е. з/ны и з/номерности, кот исслед0ся в той или иной сфере общ0ой жизни, реализуются ч/з жизнедеятельность людей

техника и методика изуч-я ч-ка и его деятельность, м/ды соц/го измерения и т. д.  разрабатываемые соц-й необходимы и исп-ся всеми другими общ-ми и гуманитарными науками.

15.Общяя характеристика соц-го исслед-я: структура, функции, типы Соц-ое исслед-е – это сист логически послед-х методологических, методических и организа-ционнотехнических процедур, связ-х единой целью – получить достоверные данные об изученном явл-ии для их практического применения. Последо-вательные этапы: подготовка исслед-я, сбор первичной соц инфо, подготовка собранной инфо к обработке, обработка инфо на ЭВМ, анализ обработанной инфо, подготовка отчета, выдача рекомендаций. А также: выбор социально-значимой проблемы, сбор статисти-ческой инфо; первичная инфо– до того, как она подверглась обработке; шифровка и кодировка анкет; анализ специалистов. Виды соц-их исслед-й: 1)Разведывательный, пилотажный, зондажный (проверка готовности людей к исслед-ию); 2)Описательный (описываются структурные Эл-ты изучаемого объекта, соц-й портрет); 3)Аналит-ий (выявление причин возникн-ия того или иного соц-го процесса. Прикладная соц – это сов-ть теор-их моделей, методологических принципов, методов и процедур исслед-я, а также соц-х технологий, конкретных программ и реко-мендаций, ориентир-х на практическое применение и достиж-е реального соц  эф-та. Прикладные соц исслед-я - сист логически последоват-х методологических, методич-х и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получить достовер-ные данные об изученном явлении для их практического применения. Главная причина обращ-я к соц-ским исслед-м - это потребность в обширной и актуальной инфо, отражающей те стороны жизнедеят-ти общ-ва, кот скрыты от «внешнего глаза», но кот треб-ся учитывать в практике соц-го упр-я. М/ды: 1)Опрос (анкетирование, интервьюирование)2)Наблюдение; 3)Анализ документа; 4)Соц эксперимент. Анкетирование – составленная анкета и растиражированная. Интервью-ирование – интервью (сущ-ет психол-ое давление на интервьюированного). Док-ты – архивные, дневники, кино, фотоматериалы. Контент-анализ – изуч-е прессы

16.Опросы(обслед-я)

При интерпретации рез-тов полевых иссл-й обычно сталкиваются с проблемой обобщения.  при опросах (обслед-х), есть свои недостатки. При опросах списки вопросов либо рассылаются, либо вручаются непосредственно при интервью выбранной группе людей, кот иногда может насчитывать неск-ко тысяч ч-к. Полевая работа более подходит для углубленных иссл-й соц жизни; опросы, как правило,дают инфо менее детализированную, но в том, что она верна для широкой обл-ти, мы можем быть уверены. При опросах исп-ся два вида опросников. Один из них подразумевает стандартизированный набор вопросов, на кот возможны только фиксированные ответы. Либо сам респондент, либо исслед-ль отмечают варианты ответов на зад-е вопросы, напр “Да/Нет/Не знаю” или “Весьма вероятно/Возможно/ Маловероятно/Практически невозможно”. Опросы с фиксиро-ванными наборами ответов имеют то преимущ-во, что в них ответы легко сопоставить и свести в таблицу, поскольку возм-но лишь небольшое кол-во вариантов. С другой стороны, в связи с тем, что они не дают возм-ти зафиксировать оттенки мнений и не допускают вербального выражения этих мнений, инфо, кот получают с их help, будет, вероятно, огранич-й. Опросники др-го типа явл-ся открытыми, они дают возм-ть респондентам выражать свои взгляды собств-ми словами, а не просто тыкать в заранее выбр-е ответы. Открытые опросники более гибкие, они дают более богатую инфо, чем стандартизированные. Иссл-ль может развить свои вопросы, чтобы глубже разобраться в том, что думает респондент. С др стороны, отсутствие унификации означает, что ответы будет трудно сравнивать. Чтобы получить стоящие рез-ты, вопросы для интервью такого рода следует строить очень тщательно. Напр, вопрос типа “Что вы думаете о правительстве?” будет бесполезным, поскольку он слишком неопред-й. Дело в том, что респонденты, не зная, что именно имеется в виду, интерпретировали бы вопрос по-разному. Иссл-ль должен также остерегаться наводящих вопросов, то есть вопросов, зад-х т.о., чтобы вызвать опред-й ответ. Вопрос, кот начин-ся со слов “Вы согласны, что...”, явл наводящим, поскольку он провоцирует согласие респондента. Более нейтральный вопрос должен был бы начаться так: “Каково ваше мнение о...” Сущ-ет и мн-во других источ-в искажений и неопред-тей при формулир-ии вопросов. Напр, вопрос может ставить респондента перед двойным выбором: “Ваше здоровье лучше или хуже сейчас, чем год назад?” Двойной выбор здесь –м/у “лучше—хуже” и “сейчас-тогда”. Более ясной формули-ровкой была бы такая: “Сейчас ваше здоровье лучше, чем год назад?” Респонденты могли бы ответить “да” или “нет” на оба вопроса. Чтобы избежать неопред-ти в ответах, вопросы должны быть наст-ко простыми, наск-ко это возможно. Все пункты опросника обычно располаг-ся так, чтобы интервьюеры могли задавать вопросы в одном и том же заранее установл-м порядке и одинаковым образом записывать ответы. Все пункты должны быть понятными как для интервьюеров, так и для интервьюируемых. В больших общенац-х обследованиях, регулярно проводимых правительственными агентствами и исслед-ими орг-ми, интервью проводятся одновр-но множеством интервьюеров по всей стране. Те, кто проводит интервью, и те, кто анализирует результаты, не смогут выполнять свою работу, если им понадобится постоянно связываться др с др, чтобы устранять неопред-ти в вопросах или ответах. План обслед-я должен быть тщательно увязан с характер-ми респондентов. Увидят ли они проблему, кот имеет в виду исслед-ль, когда задает данный вопрос? Имеют ли они достаточно инфо для полноценного ответа? Захотят ли они отвечать? Термины, с кот-ми работает иссл-ль, могут быть незнакомы респондентам, напр, вопрос “Каков ваш брачный статус?” может быть воспринят с некоторым смятением. Было бы более правильно спросить: “Вы одиноки, состоите в браке или разведены?” Больш-ву обследований предшествуют предварительные (“пилотажные”} исследования, призванные выявить проблемы, не замеч-е иссл-лем. Пилотажное иссл-е — это пробный опрос, при кот опросник заполняют всего неск-ко ч-к. Все обнаруж-е в его ходе трудности могут быть устранены до того, как начнется основной опрос.

 

17.Осн-е подходыСтруктурированное общ-во может быть представлено как совокупн-ть взаимосвязанных и взаимо-обусловленных областей соц-ой жизни: экономич-й, полит-й, дух-й, общ-ой, в кот иногда выделяют семейно-бытовую сферу. В каждой из указанных сфер соц-й жизни имеет место собственное соц-е расслоение, собств-я структура. Соц-ные различия м-у людьми опред-ют соц-ую структуру. В ней проявл-ся в первую очередь эконом-я структура общ-ва. Осн Эл-ты этой структуры - классы, соц-ые и профессион-е группы, страты. Самое крупное соц-но-стратификац-ное образование общ-ва-класс. Не следует забывать тезис К. Маркса о фундаментальном знач-и общ-ных классов в истории чел-го общ-ва.Научная концепция класса появилась в XIX в. Ее автором является К. Маркс. Всю историю общ-ва он видел в конфликте классов. Отсюда идея бесклассового общ-ва, общ-ва полной соц-й интеграции, соц-го рав-ва. К. Маркс разделял современное ему общ-во на два осн-х класса, в первую очередь, по отношению к частной собствен-ти. Следуя его логике, можно считать, что социалистическая сист обеспечивает полное соц-ное рав-во, ибо собствен-ть превратилась в общенародную, или гос-ную, к кот все члены общ-ва, все соц-е группы должны иметь равное отнош-е. Однако именно на базе общенародной собственности пышно расцвели номенклатура, привилегии, появилась теневая экономика. Причины неудачи: 1.в любом общ-ве, кроме владения собственностью, кто-то должен осущ-ть оперативный хозяйств-й контроль за ней. Возможность распределения материальных и денежных Ресурсов часто оказывается более важной и выгодной, чем прямое падение собственностью.,2 общ-во всегда имеет опред-ю гос-ную, полит-ую орг-цию, а значит, появляются лидеры, гос-ные менеджеры, чиновники, кот объективно должны иметь больше прав, иначе они просто не смогут выполнять ф-ции гос-го упр-я.3 есть основания полагать, что в природе ч-ка заложено генетически стремление к доминированию над др-ми людьми. Это стремл-е в разной степени выражено у отд-х лиц Ч-к или соц-я группа, получив власть, всегда стараются открыто или замаскировано ее исп-ть. 4 общ-во объективно заинтересовано выдвигать для упр-я, на вершины власти, самых способных, одаренных и тем самым вынуждено созд-ть такие усл-я, чтобы люди стремились, имели желание занимать эти места. Социальное нерав-во - это своего рода инструмент самосохранения общ-ва, с help кот оно сознат-но обеспечивает замещение наиболее важных постов способными и квалифицированными людьми, своего рода элитой – полит-й, эконом-й, научной, военной и т.п. Ошибки таких людей или их некомпетентность могут обходиться обществу слишком дорого. Поэтому нужно создавать некот преимущества в общественном статусе, соц-м положении, стимулируя выдвижение самых способных людей.Фундаментальной теоретической основой соц-го нерав-ва, стратификации явл-ся само развитие цивилизации. Каждая отдельная личн-ть не может овладеть всеми достижениями матер-й и дух-й к-ры. Возникает специализация людей и вместе с ней - более и менее ценные виды деят-ти. Люди равны по своим способностям, воспитанию и образ-ю. Вот объективная основа стратификации.

 

 

18.Символический интеракционизм

(от англ. interaction-взаимодействие) -теоретико-методологическое направление в совр. зап. соц-гии и соц-й психологии, сосредоточивающееся на анализе соц-х взаимод-й преимущ-но в их символическом содержании. Последним объясняется усиленное внимание, уделяемое представителями С. и. анализу языка -8.Символический интеракционизм
гл-го символич-го “медиума” взаимод-я. Предшественниками С. и. явились Кули, Дж. Болдуин, Томас в Америке, Зиммель в Германии. Наиболее весомым вкладом в развитие С. и. явилось творч-во Дж, Г. Мида.Подлинный основоположник теор. концепции С.и. — философ, социолог, соц-й психолог Дж.Г.Мид. С позиций фил-фии прагматизма Мид рассматривал реал-ть как совокуп-ть ситуаций, в к-рых действует субъект. Об-во и соц-й индивид конституируются в совокупн-ти процессов межиндивид-х взаимод-й. Стадии принятия роли другого, других, “обобщенного Другого” - этапы превращения организма в рефлективное соц-е Я, состоя-щее из двух структурных составляющих — “I” и “me”. “I” - Эл-т спонтанного и бессознат-го в соц-ном индивиде, “те” — интернализованная точка зрения группы. Происхождение Я целиком соц-но, а гл. его хар-ка — способность становиться объектом для самого себя, причем внешний соц контроль преобразуется в самоконтроль. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деят-ти, символич. содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в к-рых она участвует. Структура завершенного Я отражает ед-во и структуру соц-го процесса. Становление соц-го индивида, по Миду, опосредствуется языком. Мид, а за ним и все интеракционисты уделяют огромное влияние словам как гл. орудиям стабилизации и объективации того, что иначе осталось бы текучим и совершенно субъективным опытом. Именно слова дают людям возможность формировать общие опред-я ситуации, общие видения объектов, делающие возможным систематич. соц-е взаимод-я.

 

19.Сист-й  подход — способ  научного познания  и практиче­ской  деят-ти, при кот  отдельные  части к-л явл-я  рассматр-ся  в  неразрывном  ед-ве  с  целым. Сист-й  подход  сформиро-вался путем  конкретизации принци­пов материалист-й диалектики при изучении сложных объек­тов и получил распространение в соц-гии во второй половине XX  в. Основным понятием сист-го подхода выступает система, кот обозначает  опред матер-й  или идеал-й объект, рассматри-ваемый   как сложное  целостное образ-е. В связи с тем, что одна и та же сист может рассматриваться с различных  точек  зрения, сист-й подход предполагает вы­деление опред-го  системообразуемого параметра,  то есть св-ва, обусловли-вающее поиск совокупности Эл-тов системы, сеть связей и отношений м-у  ними, ее структуру. В виду того, что любая  сист  находится в опред-й среде, то сист подход должен  учитывать ее связи и отношения с окружением. Отсюда  происходит второе требование сист-го подхода — учиты­вать, что каждая  система выступает подсистемой иной, большей системы, и, наоборот, выделять в ней меньшие подсистемы, кот в другом случае могут рассматр-ся как системы. Сист подход  в соц-ии обязат-но предполагает выяснение принци­пов  иерархии  Эл-тов  соц-й  системы, форм  передачи инфо   м-у  ними, способов  их влияния друг на друга. При   изуч-и общ-го  сознания, общ-го мнения. различных  соц-х  общ-й — классов, слоев, потребностей и  притязаний различ-х  соц-х слоев и т. п. исп-ся м-ды  анализа  документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения   и т. п. При исследии межличностных отношений внутри  малых  групп, слоев, отношения личности к тем или иным обществм   явлем,  жизненных  и  ценностных ориентаций  и установок личности исп-ся м-ды социометрии, социальной психологии и т. п. методы статистики, факторного, латентно- структурного, коррекционного анализа,  исп-ия матема­тики и т.п.

 

20.осн стратифик-е теории.

Термин «соц стратиф-я» ввел соц-г П. Сорокин, кот заимствовал это понятие из геологии. Стратиф-ция обязат-но подчеркивает упорядочение соц-х слоев и имеет русский понятийный аналог – расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.). Теории соц-го нерав-ва подразделяются на 2 принцип-х напр-я: функционалистское и марксистское. Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит соц-е нерав-во из разделения труда: мех-го (природного, половозрастного) и органич-го (возник-го вследствие обучения и профес-ной спец-ции). Поскольку стратиф-ция рассматр-ся как продукт разделения труда, функционалисты считают, что соц-е нерав-во опред-ся в первую очередь значимостью и престижем ф-ций, вып-х для общ-ва. Если под этим углом зрения проанализи-ровать стабильные общ-ва соврем-го типа, этот вывод окажется подтвержденным в высокой степени. Действительно, профессия стала опред-им критерием соц-го расслоения и профессион-й статус отд-го ч-ка или соц-й группы тесно связан с такими осн-ями стратиф-ции, как доходы, власть и престиж. Поэтому образ-е рассматр-ся как источник приращения соц-го капитала личн-ти, возмож-ть получить хор-ю профессию, обеспечить более высокий уровень жизни, обрести новый статус. В марксизме осн-е внимание уделяется проблемам классового нерав-ва и эксплуатации. Соответст-вующим образом в марксистских теориях обычно подчерк-ся доминир-я роль в сист-е соц-го воспроизводства дифферен-цирующих отношений собствен-ти и власти. Эта логика описания нерав-ва хорошо применима к динамичным транзитивным общ-вам, переживающим революции и реформы, поскольку передел соц-й структуры и изм-е общих «правил игры» всегда связаны с институтами власти – собств-ти. От того, кому достается контроль над значимыми общ-ми ресурсами и на каких усл-х, зависят хар-р формир-я элит и хар-р перелива соц-го капитала. Термин “стратиф-ция” характер-ет собой способы, при помощи кот неравво передается от одного поколения к др и образуются сословия и соц слои (страты).Страт-ция подразумевает, что опред-е соц-е различия м/ду людьми приобр-ют хар-р иерархического ранжирования по объективным показателям. Власть доход, ботатство, собств-ть, образ-е выступают объективными показателями стратиф-ции, а престиж явл-ся субъективным критерием соц-го положения: *властные отнош-я означ-т отнош-я взаимозависимости, при которых субъект власти называет собственную волю объекту своего возд-вия. В структуре властных отношений ключевое знач-е принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе др людей. Власть – наиболее важный канал доступа к соц благам; * собствен-ть опред-ет сущн-ть властных отношений. Отношения собств-ти - это отнош-я участников процесса произв-ва, где люди делятся на хозяев средств произв-ва и людей, не имеющих средств произв-ва. Собств-ть означает процесс распоряжения, владения и присвоения вены. *доходом наз-ют сумму денег, получ-ю в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов,гонораров, отчислений от прибыли;*богатство-это накопленные доходы, то есть кол-во наличных; *образование явл-я важным объективным показ-ем принадл-ти к соц-му слою, кот открывает доступ к соц благам;*престиж-это уважение кот в общ-м мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятий.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"