Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:11, шпаргалка
1. Виды и формы кульуры.
Все содержание К оформлено или организ-но опред-м способом. Собственно организованность - основной принцип культуры. Организована она подобно тому, как организован сам ч/к, поскольку К - способ деятельного существ-я ч/ка. А способ сущ-я не может принципиально отличаться от того, кто существует. В фил-фии способ сущ-я наз-ся формой.След-но, как ч-к есть ед-во внешнего и внутр-го, так и К предст-ет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов. Внешний, или предметный, вид К организован по принципу матер-го сущ-я. Это означает, что ведущую роль в нем играют
-Отношения независимости. Соц отношения - это отнош-я м-у группами людей, занимающими разное полож-е в общ-ве, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления. Соц отнош-я - это выраж-е взаимной зависимости субъектов по - поводу их жизнедеят-ти ,образу жизни , отношения к общ-ву , внутренней самоорганизации , саморегуляции , отнош-е с другими субъектами.
28.Виды социальных систем.
Основной связующий Эл-т соц-й сист–ч-к. Соц-е системы в зависим-ти от поставл-х целей могут быть образовательными, эконом-ми, полит-ми, мед-ми и др.Наиболее распростр-ны соц-но–эконом-е системы. Соци-е сист, кот реализуют себя в производстве товаров, услуг, инфо и знаний, наз-ся соц-ми организ-ми. Т.о., сущ-ет соц-но-полит-е, соц-но-образоват-е, соц-но-эконом-е и др орг-ции. Каждый из этих видов имеет приоритет собств-х целей. Так, для соц-но-эконом-х орг-ций гл цель–получ-е max прибыли; для соц-но-культ-х – достиж-е эстетических целей, а получение max прибыли явл-ся второй целью;для соц-но-образоват-х – достиж-е современного уровня знаний, а получение прибыли также явл=ся вторичной целью. Соц-е орг-ции играют сущ-ную роль в совр-ом мире. Их особенности: - реализация потенциальных возможностей и способностей ч-ка; - формир-е ед-ва интересов людей (личных, коллективных, общ-ных). Ед-во целей и интересов служит системообразующим фактором;- сложность, динамизм и высокий Ур-нь неопред-ти.Социальные орг-и охватывают различ сферы деят-ти людей в общ-ве. Механизмы взаимод-я людей ч-з социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникаб-ти, формир-я позитивных моральных норм людей в общ-х и производст-х отношениях. Они также создают сист контроля, включ-ю наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной сист норм и правил. В соц-х орг-х проходят объективные и субъективные процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деят-ти соц-й орг-ции, процессы, связанные с действиями законов соц-й орг-и, например, синергии, композиции и пропорциональ-ности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений В соц-й орг-и имеются форм-е и неформ-е лидеры. Лидер – это физ лицо, кот оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д.
29.Соц-я дв-я
Помимо революц-й активности, в совр-х общ-х сущ-т множество др-х форм соц-х движ-й; некот-е из них насчитывают уже долгую историю, другие только появились. В целом соц дв-я - такая же неотъемлемая черта совр-го мира, как и форм-е бюрократические орг-ции, кот они чаще всего противостоят. Исслед-е природы и влияния соц дв-й предст-ет интереснейшее поле деят-ти для социолога. Соц дв-е СИ может быть опред-но как коллективная попытка осущ-ть общие интересы или добиться общей цели посредством коллект-го действия вне рамок установл-х институтов. Опред-е должно быть достаточно широким в связи с различным характером самих движений. Многие из них невелики, насчитывают лишь несколько десятков человек, в других участвуют тысячи и даже миллионы. Некот-е дв-я действуют в рамках законов данной страны, др-е явл-ся нелегальными или подпольными. Иногда в рез-те деят-ти соц-х общ-х дв-й меняются полностью или частично и сами з/ны. Напр, рабочие объединения, занимавшиеся организацией забастовок, действовали в свое время незаконно, их участ-м грозили наказания разной степени тяжести в завис-ти от того, в какой стране они дейст-ли. Однако впоследствии соответствующие з/ны были изменены, забастовка стала допустимой тактикой решения производст-х конфликтов. Др-е формы экономич-го протеста во многих странах остаются вне з/на и по сей день, например, сидячие забастовки на заводах или на раб-х местах. Линия раздела м/у сд и форм-ми орг-ми предст-ся весьма зыбкой, поскольку хорошо организ-е дв-я обычно усваивают бюрократические черты. СД могут, т.о., постепенно превращаться в форм-е орг-ции, тогда как орг-ции в свою очередь могут вырождаться в сд, хотя это случается реже. Классификация сд. Было предложено множ-во разл-х способов классификации общ-х дв-й. Пожалуй, самую точную и полную классификацию разработал Дэвид Эберл, описавший четыре типа движений:1Дв-я трансформации нацелены на далеко идущие перемены в общ-ве или общ-вах, частью кот они явл-ся. Перемены, за кот ратуют члены этих дв-й, могут быть катаклизмами, нередко сопряженными с насилием. Примерами могут служить революц-е или некот радикальные религиозные дв-я. Скажем, многие дв-я милленариев предвидят, что с наступлением эры спасения произойдет более или менее полная перестройка общ-ва. 2.Дв-я за реформы (реформистские дв-я) имеют более простые цели. Их притязания огранич-ся измен-ем лишь некот-х сторон сущ-го соц-го порядка. Свою деят-ть они связывают с конкретным видом несправедливости или неравенства. В качестве примера можно привести Женский Христианский Союз, выступ-й за трезвость, и группы, выступ-ие за запрещение абортов. Два других типа дв-ий, выделяемых Эберлом, в качестве целей ставят изм-е привычек и взглядов индивидов. 3.Движения за перевоспит-е стремятся оградить людей от порочного, по их мнению, образа жизни. К этой категории относятся многие религиозные дв-я, поскольку свою цель они видят прежде всего в спасении индивидов. 4.дв-я альтерации –ориентир-ся на частичные изм-я в жизни индивидов. Они не преследуют своей целью полное изм-е привычек людей, их занимают лишь отдельные специфические черты. Теории сд.Теории революций и теории сд с неизбежностью пересекаются. Особую роль двух других подходов, как с точки зрения теоретической полноты, так и в плане стимулир-ия послед-х эмпирических исследований. К ним относятся теории Нейла Смелзера и Алена Турэна. Нейл Смелзер: 6 усл-й сд:Структурное благоприятствование, Структурные напряжения, обобщ-х верований,Ускоряющий фактор ,организованная группа, процесс социального контроля-. Для соц-га сд предст-ют двойной интерес. Они дают материал для исслед-я, но, кроме того, они могут способст-ть изм-ю взглядов самих соц-гов на интересующие их аспекты соц-го повед-я. Женское дв-е, например, важно для соц-гии не только как материал для исслед-я. Оно выявило недостатки уже сложившихся соц-ких стереотипов и повлияло на разработку концепций (напр, патриархата), способств-х пониманию проблем отношения гендера и власти. Т.о., сущ-т непрерывный диалог не только м/у соц-ми дв-ми и противостоящими им орг-ям, но и м/у соц-ми движениями и самой соц-гией.
30.СОЦ ИЗМ-Я.
Для опред-я значимости перемен необх-мо установить, наск-ко изм-лась глубинная структура данного объекта или ситуации в теч-е некот-го периода времени. Если говорить о чел-ом общ-ве, то, чтобы решить, в какой степени и каким образом сист подвержена процессу изменений, необх-мо опред степень модификации осн-х институтов в течение опред-го периода. Любой учет изм-й также предполагает выд-е того, что остается стаб-ым, т.к. это явл осн-ем, на фоне кот опред-ся изм-я. Даже в нашем сегодняшнем стремительном мире сущ-ют явл-я, уходящие корнями в далекое прошлое. Важнейшие религ-ые сист-ы, такие, как, напр, христ-во и ислам, по-прежнему основ-ся на идеях и практике, возникших два тысячелетия назад. Тем не менее, больш-во современных соц инст-в изм-ся знач-но быстрее, чем менялись инст-ы традиц-го общ-ва.Теории соц изм-й.(СИ).Среди теорет-х моделей, исп-ся для осмысления общих мех-в изм-й на протяжении чел-ой истории, по своей важности и значимости наиболее выделяются две. Первая - соц эволюционизм, подход, пытающийся уст-ть связь м/у биологич-ми и СИ. Вторая - исторический материализм, концепция, восходящая к Марксу, позднее развитая и доп-ная множеством других авторов.Эволюционные теории:Все эволюц-е концепции СИ исходят из одного очевидного факта. Если сравнить различные типы чел-х общ-в, встречавшихся на протяжении истории, то станет ясно, что происходит общее дв-е ко всевозрастающему усложнению. Анализируя процесс усложнения, исслед-ли часто прибегают к понятию диффере-нциации. По мере того как общ-ва усложн-ся, сферы соц жизни, ранее сущ-вшие совместно, нач-ют дифферен-цироваться, т. е. отделяться др от др. Возрастающая диф-ция и услож-е чел-го общ-ва, утверждают эволюционисты, может быть сопоставлена с процессами формир-я биологических видов. В ранних теориях соц эвол, возникших в XIX веке, эволюционизм часто связывался с прогрессом, т.е. дв-ем к более морально соверш-м формам общ-ва. Одним из вариантов этого напр-я, завоевавшим особую популярность на рубеже XIX-XX веков, был социал-дарвинизм. Как следует из его назв-я, социал-дарвинизм возник под влиянием работ Ч. Дарвина, посвящ-х биолог-ой эволюции. Данная теория утверждает, что м/у чел-ми общ-ми идет та же борьба за сущ-е, что и м/у биолог-ми орг-ми. Теории соц эволюции XIX века часто склонялись к однолинейности, утверждая сущ-е ед-ой линии развития чел-го общ-а, от простого к более сложному. В последние неск-ко десятилетий в соц произошло своеоб-ное возрождение эволюц-х теорий, однако акцент делается уже не на однолинейности, а на мультилинейиости(МЛ). МЛе теории предп-ют, что возможно сущ-е различ-х путей развития, ведущих от одного типа общ- к другому. Согласно этим взглядам, различ типы общ-в могут быть классифи-цированы в завис-ти от уровня их сложности и дифферен-циации, однако не существует ед-го пути, проходимого всеми общ-ми. Т эволюции Толкогга Парсонса. Одной из самых влият-х т нашего времени явл-ся т, развитая Толкоттом Парсонсом. Он предлагает считать соц эвол-ю расширением биол-ой, хотя фактич-е мех-мы той и другой различны. Оба типа эвол-и могут быть поняты в терминах так наз-х эвол-ых универсалий, т. е. тех типов развития, кот обнаруж-ся по крайней мере в неск-х случаях в независ-х др от др усл-х и значит-но повышают жизнеспособ-ть. Пример эволюц-й универсалии в мире природы явл-ся зрение. Оно не просто появилось в каком-то случайном, изолир-м уголке живой природы, а развилось нез-мо у неск-х видов. Спос-ть видеть позволяет неизмеримо, по ср-ю с незрячими видами, увел-ть спектр р-ций, скоордини-рованных с изм-ми окр среды, и поэтому имеет громадную адаптационную ценность. На высших стадиях биол-ой эвол-и зрение становится необх-й хар-кой всех животных. Марксистская интерпретация СИ в чем-то сходна с эволюц-ми т-ми: в обоих случаях предполаг-ся, что в основе изм-й лежит взаимод-е с матер-й средой. Согласно Марксу, каждое общ-во основ-ся на экономич-м базисе, или инфра-структуре, изм-я кот-го влекут за собой соответст-е изм-я в надстройке –полит-х, законод-х и культ-х инст-х. Маркс не использует понятие “адаптация”, которое, по-видимому, могло ему казаться слишком мех-м. Согласно его точке зрения, ч-ку св-но активное отношение к миру, стремление упр-ть им и подчинять своим целям; люди не просто “адаптируются” и “вписываются в” окр-ю среду. Осн типы факторов, могущих влиять на СИ, можно объед в 3 гр: физ-я среда, полит-я орг-ция и культурные факторы. Физ-я среда: физ-е окружение нередко оказ-ет сущ-ное возд-е на развитие соц-й орг-ции в чел-ом общ-ве. Это особенно заметно в экстрем-х усл-х, когда сущ-е людей опред-ся климатическими усл-ми. Другим фактором, сущ-но влияющим на СИ, явл-ся хар-р полит орг-ции. В племенах охотников и собирателей влияние этого фактора было мин-м, поскольку полит-й власти как особой мобилизующей сообщ-во силы там не сущ-ло. В ост-х типах общ-го устр-ва наличие разнообр-х полит органов - вождей, королей, правительств и т.д. - оказывало заметное возд-е на напр-е общ-го развития. Среди культ-х факторов, воздейст-х на хар-р и темпы перемен, особую важность имеет природа сист-ы коммуникаций.
31.СОЦ ИНСТИТУТ(СИ)
Опред-им усл-ем появл-я СИ явл-ся возникн-е соцпотреб-ти. Потребн-ть можно охарактер-ть как нужду субъекта в чем-либо, для удовлетворения кот необх-ма та или иная форма активности. Эта нужда отражает связи субъекта со средой обитания. Практика закрепл-я отношений, направл-х на удовлетворение насущных потребн-ей, заключ-ся в создании жестко зафиксированной системы ролей и статусов, предписыв-х индивидам правила повед-я в соц-х отнош-х, а также в опред-ии системы санкций для неукоснит-го вып-я этих правил повед-я. Соц потребн-ти характер-ся след-мипризнаками: 1. массовость проявл-я; 2.устойчивость во времени и простр-ве;3 инвариантность примен-но к усл-ям сущ-я соц группы. 4.сопряженность (возникновение и удовл-е одной потребн-ти влечет за собой целый комплекс других потребн-й). Если повседневные потр-ти индивид удовл-ряет в рамках вып-ых им статусов и ролей, то для удовлетворения соц-х потребностей необх-мы совместные действия всех членов общ, кот реализуются в рамках СИ.. В соц понятие “институт” (от лат. установление) исп-ся для обознач-я устойчивого комплекса форм-х и неформ-х правил, принципов, норм, установок, регулир-х различ сферы чел-ой деят-ти и орг-х их в сист ролей и статусов. СИ можно опред-ть как организ-ю сист соц связей и соц норм, кот объед-ет общезнач-е ценности и процедуры, удовлетв-е опред соц портребн-ям. СИ явл-ся одним из ключевых Эл-в соц структуры общ-ва. кроме удовлетворения соц потребн-ей, СИ также регулир-ют исп-е ресурсов, кот располаг-ет общ-во, путем их обмена м/у различ соц группами в соответствии с общезнач-ми ценностями и на основе опред процедур. Для СИ хар-но четкое разграничение ф-ций и полномочий каждого из субъектов взаимод-я; согласован-ть, слаженность их действий; достаточно высокий и жесткий уровень регуляции и контроля за этим взаимод-ем. Элементами СИ явл-ся: сист соц связей; соц нормы и процедуры; общ-е ценности. СИ как устойчивая форма совместной деят-ти людей обладает рядом сущ-ых признаков: установки и образцы повед-я, культурные символы, утилитарные черты, кодексы, идеология. Посредством символов все СИ стремятся в концентрированной форме выр-ть представление о самих себе. Кодексы – форм-но закрепляют сист ролей, кот принимают люди, объединяясь для совместной деят-ти ради удовлетв-я опред соц потребн-ти. Идеология – это сист идей, кот формирует смыслы, цели и стандарты повед-я людей, объед-х для совместной деят-ти по удовлетворению опред соц-ой потр-ти. Идеология объясняет каждому члену общ-ва необх-ть сущ-я данного инст-та, соблюд-я соц норм для достиж-я пост-х целей. СИ призваны осущ-ть ряд ф-ций: *удовлетв-е конкретной соц- потребн-ти явл-я наиболее важной из ф-й, ради чего и возникают СИ; *ф-ция закрепления и воспроизводства общ-х отнош-й реализуется в стабилизации общ-х взаимодействий путем сведения их к предска-зуемым образцам соц ролей; *регулятивная ф-я вырабатывает стандарты повед-я для формир-я предсказуемости во взаимод-ия людей. Посредством соц-го контроля любой институт обеспечивает устойчивость соц структуры. Такая регламентация необх-ма для совместной деят-ти и осущ-ся на основе вып-я каждым ролевых треб-ий -ожиданий и рацион-го распред-я имеющихся в общ-ве ресурсов; *интегративная ф-я способствует сплочению, взаимосвязи и взаимозависимости членов соц групп посредством системы правил, норм, санкций и ролей. Наиболее важным СИ в осущ-ии ф-и интеграции общ-ва явл-ся политика. Она согласовывает разнородные интересы соц групп, индивидов; формирует на их основе общепринятые цели и обеспечивает их реализацию путем напр-я необх-х ресурсов для их осущ-я;
ф-ия трансляции позволяет передавать накопленный опыт новым поколениям. Каждый СИ стремится обеспечить успешную соц-цiю личности, передавая ей культурный опыт и ценности для полноценного вьп-я различ-х соц-х ролей; *ф-я коммуникации предполагает распред-е инфо как внутри инст с целью упр-я и контроля за соблюд-ем норм, так и для взаимод-ия м/у инст-ми. Особую роль в реализации этой ф-ии играют средства массовой инфо-, кот наз-т “четвертой властью” вслед за законод-ой, исполнит-ной и судебной. Институализация – процесс выработки и закрепления соц норм, правил,статусов,ролей. приведение их в сист, кот способна действ-ть в напр-ии удовлетв-я опред общ-ой потребн-ти.
32.СОЦ-Е ОБЩНОСТи И ГРУППЫ.
Соц группы и общ-ти выступают формой соц-го взаимод-я и предст-ют собой такие объед-я людей, кот напр-ны на удовлетворение их потребностей путем осущ-я совместных действий. Осознавая преимущества объед-х действий, люди соед-ся в группы и общ-ти, достигая сущ-но большего рез-та, нежели при индивид-ых действиях. Соц группа выступает не только посредником м/у отдельным ч-ком и общ-ом, но и соц средой; в кот происходит соц-ция и формир-ся нормы коллективного поведения. Соц общ-ти и группы образуют люди со сходными соц-ми статусами, кот занимают в общ-ве близкие друг к другу места. Соц группа- это сов-ть индивидов, кот взаимодействуют опред-ым образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Среди признаков соц группы Р.Мертон выделил: 1.опред-й способ взаимодействия;2 членство, чувство принадлежности к данной группе;3. групповую идентичность, т.е. люди, входящие в группу, восприним-ся и др-ми как члены этой гр. Под соц-й общ-ю соц-г Н. Смелзер понимал сов-ть людей, у кот есть общее и постоянное место жит-ва; кот взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят др от др и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности. Термин “соц общ-ть” употр-ся в широком и узком смысле:1.в широком смысле она выст-ет синонимом соц группы вообще, поэтому класс, нация, семья могут рассматр-ся и как соц общ-ти, и как соц группы;2. в узком смысле соц общ-ми наз только территорые гр. Соц группы могут классифицир-ся на основе различ критериев. В зависимости от числ-ти, размеров выд-ют малые и большие гр:1.малые гр имеют отличит-е черты: малочисл-ть, близость, прочность и интенсивн-ть взаимодейс-твий субъектов; устойчивость и продолжит-ть функциониро-вания в силу высокой степени совпадения общих ценностей, норм и правил повед-я; 2. в больших соц гр (классы, нации, территор-ые поселения и т. д.) связи и взаимодействия носят опосредованный хар-р. Амер-ие ученые КХолландер и Р.Миллс связывали также различия б-х и м-х групп с соц-нопсихо-логич-ми обстоятельствами. МГ ориентированы в своих действиях на реализацию гр-вых целей, а в БГ преобладают рациональные действия. В кА-честве соц контроля в МГ выступает гр-ое мнение, а в больших — авторитарные м/ды руководства. Если в мг признаются гр-ые нормы, то в больших подчиняются треб-ям, предьявл-м руководством группы. На основе соц-но значимых критериев различ номинальиые и реальные соц группы:
1.номинальные гр выд-тся в основном для статистического учета населения в целях лучшей орг-ции дли решения опред народнохоз-ой задачи. По этой причине они явл разновидностью больших соц гр; 2. реальные гр выявляются на основе соц-но знач-х признаков: пол, нац-ть, возраст, профес-, место жительства, размеры доходов. Реальные гр по своим размерам мотут быть б и м. По преиму-щественному соц-му составу людей в структуре реал гр могут классифицир-ся на основе след-х признаков: 1 стратификационного (классы, касты, сословяя); 2 этнического (расы, нации, народы, народности, племена, кланы); 3. территор-го (горожане, сельские жителя, землякя). По хар-ру взаимоотношений м/у кт членами выд-ют первичные и вторичйые группы: 1 первич-ми наз-ся небольшие гр людей, кот вступают в прямое и непосредственное взаимод-е, опирающееся на их индивид-е особенности. Эти гр отличаются особой эмоциональной атмосферой, интимностью и неформальностью межличн-х взаимод-й (семья); 2 во вторичных гр-х соц-е взаимод-я носят безличный, односторонний и утилитарный хар-р. целью этих больших соц гр явл-я достиж-е конкретных целей.
33.СОЦ ОРГ-ЦИИ
ОБЩ-ВО сост из мн-ва орг-ций, каждый индивид польз-ся услугой орг-ции и сам же включен в деят-ть этих орг-й. Соц орг-ция - это объед-е людей, совместно реализ-х некот-ю прог-у или цель и действующих на основе опред-х процедур и правил. Соц орг-ции различ-ся по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Сущ-ет неск-ко типов классификации соц-х орг-й. Наиболее распростр-й явл-ся классификация на основе типа членства людей в к-л орг-ции. В соответствии с этим критерием выделяют 3 типа орг-ций: добровольные, принуд-е или тоталитарные и утилитарные.В добр-ые орг-ции люди вступают для достиж-я целей, кот считаются морально значимыми, для получения личного удовлетв-я, повышения соц-го престижа,возм-ти самореализации, но не для матер-го вознагр-я. Эти орг-ции, как правило, не связаны с гос-ми, правительств-ми структурами, они образ-ся для преследования общих интересов их членов. Отличительной чертой тоталитарных орг-ций явл-я недобровольное членство, когда люди принуж-даются вступать в эти орг-и, а жизнь в них строго подчинена опред-м правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышл-й контроль над средой обитания людей, огранич-я в общении с внешним миром и т.д. Названные орг-и – это тюрьмы, армия, монастыри и проч. В утилитарные орг-и люди вступают для получ-я матер-го вознагр-я, зарплты. В реал жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных орг-й, как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов. По степени рациональности в достижении целей и степени эффект-ти выделяют традиционные и рациональные организации. Орг-ия как соц группа, ориентированна на достиж-е взаимосвязанных специф-х целей и на формир-е высоко-формализованных структур. Соц структура вкл-т в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений м/у членами орг-ции, в первую очередь отношения власти и подчинения, Эти отнош-я изм-ся в рез-те обмена ресурсами и изм-я хар-ра их исп-ия. Именно последний вид изм-й явл-ся важнейшим резервом развития орг-ции, кот включает в себя прежде всего новшества в области разделения труда, мотивации участников организац-го процесса, новые формы соц контроля и обоснованное принятие управленческих решений. Осн черты соц орг: любая соц орг имеет ед-ю цель и созд-ся для ее достиж-я; члены орг распред-ся по иерархич-й лестнице,соотв-но ролям и статусам; разделение труда; управление. Орг – это Эл-т соц структуры общ-ва, это объект соц сист, кот имеет свою структуру.