Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:11, шпаргалка

Описание

1. Виды и формы кульуры.
Все содержание К оформлено или организ-но опред-м способом. Собственно организованность - основной принцип культуры. Организована она подобно тому, как организован сам ч/к, поскольку К - способ деятельного существ-я ч/ка. А способ сущ-я не может принципиально отличаться от того, кто существует. В фил-фии способ сущ-я наз-ся формой.След-но, как ч-к есть ед-во внешнего и внутр-го, так и К предст-ет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов. Внешний, или предметный, вид К организован по принципу матер-го сущ-я. Это означает, что ведущую роль в нем играют

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 334.50 Кб (Скачать документ)

21. Отклоняющееся поведение: теории формы.

1. Термин ‘девиация’, или соц отклонение, обозначает повед-е, кот счит-ся откл-ем от общепринятых норм. Сущ различ- объяс-ния природы девиантного поведения: 1.теории физ-х типов уст-ют, что опред-е физ-е черты лич-ти предопред-ют совершаемые ею различ отклонения отнорм. Основоположник данной теории Ч.Ломброзо установил, что по своему биоло-гич-му складу люди предрасположены к опред-м типам поведения. Таким образом он вывел понятие ‘криминальный тип’ личности; 2 психоаналитич-е, теории (З. Фрейд) связывают девиантное повед-е с психическими отклонениями. Источником девиации является конфликт сознат-го и бессознат-го внутри личности. Бессознат-ое выражает биологич-ю сущность ч-ка. Эта сущность приходит в противоречие с культурными нормами, отклоняется от них; 3.соц-е, или культурологические теории пытаются объяснить девиантное поведение влиянием соц-х факторов. В рамках соц-ой теории разделялись позиции ученых по вопросу, что считать причиной девиантного поведения: 1.девиантное повед-е –рез-тат неудачной соц-ции; девиантное повед-е – рез-тат аномии (отсутствия норм), т.к.  в периоды радик-х перемен в общ-ве нарастает сост-е запутанности, дезориентации; появл-ся значит-ое число конфликтующих норм. Соц- нормы разруш-ся, и люди теряют ориентацию (Э.дюркгейм); 2, причиной девиации явл разрыв м/у культурными целями общ-ва и социально одобряемыми средствами их достиж-я (Мертон).Девиантное повед-е часто перерастает в делинквентные проступки, т.е. неправомерное повед-е, преступ-ть.Делинквентное повед-е – повед-е, противоре-чащее нормам права и интерпретируемое как проступки и преступл-я (общ-но опасные деяния). Можно различать два ид-х типа откл-ий: 1.инд-е откл-я, когда отд-й индивид отвергает нормы своей субкультуры; 2 груп-ое откл-е, рассматр-ое как конформное повед-е члена девиантной группы по отнош-ю к ее субкультуре.В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа откл-ний взаимопересекаются.Первичное и вторичное отклонения. Концепция первичного и ричного отлонений впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером (129). Она помогает увидеть процесс становл личности законченного девианта. Под первичным откл-ем подразумевается откл-ся повед-е личн-ти, кот- в целом соответствует культурным нормам, принятым в общ-ве. В данном случае совершаемые индивидом откл-я так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член общ-ва совершает за всю свою жизнь множ-во мелких нарушений, и в большинстве случаев окруж-е не считают таких людей девиантами. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли. Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасило-вание, гомосексуализм, употребл-е наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом на жизненном пути индивида. Действительно, совершивший первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать то же место в системе статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее Культурно одобряемые отклонения. Откл-щееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка закл-ся в том, что одни откл-я осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным безд-ком. В нашем общ-ве люди, попадающие под опред-е гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые откл-я. Такие откл-я связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и сост-ет основу откл-я. Каждый из нас имеет свои предс-я о понятии возвеличивания. Культурно осуждаемые отклонения. Больш-во обществ поддерживает и вознагр-ет соц-е откл-я, проявл-е в форме экстраординарных достиж-й и активности, напр-ой на развитие общепри-нятых ценностей к. Эти общества не строго относятся к индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими откл-ий. Что же касается нарушения нравств-х норм и законов, то оно в общве всегда строго осуждсь и наказывал отклоняющееся повед-е часто служит основана началом сущ-я общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общ-х потребностей.

22.ПОНИМАЮЩАЯ СОЦ-ГИЯ ВЕБЕРА

1. Немецкий соц-г М.Вебер рассматривал природу соц-го субективно, акцентируя внимание на поведении индивида. М.Вебер назвал свою соц-ю понимающей, т.к. определяющим признаком соц-го явл-ся субъективный смысл, подлежащий и доступный пониманию. В своих исслед-ях он акцентировал внимание на поведении индивида: 1. исходной посылкой соц-ии Вебера явл-ся положение о том, что ч-к - культурное существо; 2.предметом соц-ии явл-ся все, что обуславливает повед-е ч-ка. Индивид с его мотивами (потребностями, интересами, целями, представлениями, мнениями) позволяет понять причины соц-х взаимод-ий; 3.  элементарной частицей поведения индивида в общ-ве явл-ся соц-ое действие, кот сост-ет сист взаимоотно-шений м/у людьми. Соц-е действие — это действие, кот по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется ма него. Вебер выделил 4 вида соц-го действия на основании четырех типов мотивации: 1) целерацио-нальное (в основе лежит ожидание опред повед-я предметов внешнего мира и других людей); 2) целостно-рациональное (основано на сознат-ой вере в ценность (самоценность) опред повед-я); З) аффективное (обусловлено аффактами или эмоцион-ым сост-ем индивида); 4) традиц-ое (основано на длит-й “привычке”), а также:1. ввел понятие “идеальный тин”, под кот понимает идеально-типическую конструкцию какого-то события, кот затем он сопоставляет с реальным событием. Подобное сравнение позволяет выявить влияние конкретных факторов, роль случая или отдельной личности в происшедшем. В качестве идеального типа выступает целерациональное действие, поскольку в нем совпадают смысл действия и смысл действующего; 2. по Веберу, для достиж-я собств-х целей индивиды вступают в соц-е отношения — повед-е неск-ких людей, каждый из кот соотносит своя действия с действиями ост-х и ориентируется на эту соотнесен-ность; 3. т.к. индивид-е цели ч-ка лучше всего достиг-ся с help совместных действий,то люди созд соц институты (семья, церковь, государство) и соц ассоциации(группы и общества);  На основе доминир-х типов соц повед-я  Вебер выделил типы общ-ва, послед-но сменяющие др друга: 1) традиц-е, в кот преобл-т традиц-е и аффектив-ные действия, и 2) совр-ое (индустр-ое), осн-ное на целерациональном и ценностно-рациональном поведении индивида. Гос-во понимается как особая орг-ция публичной власти, облад-ая монополией на легитимное насилие. При анализе гос-й власти вводит понятие ‘идеальный тип” и конструирует три ид-х типа господства на осн-ии мотивов повиновения: 1)легально-рац-ый тип (основан на вере людей в обязат-ть форм-но уст-ных правил и деловой компетенции); 2) традиц-й тип(связан с привычкой к опред-му поведению и подчинению обычаям, традициям); 3)харизматич-й тип (обусловлен склонностью подданных приписывать правителю исключ-е дост-ва)

23 Разработка программы соц-го исслед-я.

Прога –это и начало одного и завершение другого этапа работы. Она всегда пополняется, уточняется, дорабатывается. Она – ноу-хау каждого конкретного ученого. И чем лучше, оригинальнее она сост-на, чем надежнее в работе, тем больше денег она приносит своему творцу. Вот почему хорошие проги в соц-гии – на вес золота. Програ соц-го исслед-я вкл-ет подробное, четкое и завершенное изложение след-х узловых моментов: методологи-ческая часть – формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исслед-я, логический анализ осн-х понятий, формулировку гипотез и задач исслед-я; методич-я часть – определение обследуемой совокупн-ти, характер-ку используемых м/дов сбора первичной соц-кой инфо, логическую структуру инструментария для сбора этой инфо, логич-е схемы ее обработки на, ЭВМ. Выделяют след-е осн-е этапы составл-я проги исслед-я: Формулировка проблемы.

Опред-е цели, задач, объекта и предмета исслед-я.

Логич-й анализ осн-х понятий. Выдвижение гипотез.

Опред-е выборочной совокупн-ти.Составл-е инструментария.

Полевое обслед-е. Обработка и интерпретация получ-х данных.

Подготовка научного отчета. Формулировка проблемы. Провед-е исслед-я и сост-е проги начинаются с правильной постановки проблемы. При формулир-ке проблемы исслед-я соц-г стремится точно выразить проблемную ситуацию (и реальное противоречие, определяющее ее) и в то же время не давать чрезмерно широких и абстрактных опред-ний. Браться за изуч-е неск-ких проблем в рамках одного исслед-я нецелесообразно, поскольку это усложняет инструментарий и делает его излишне громоздким, что в свою очередь снижает, во-первых, качество собираемой инфо, во-вторых, оперативность исслед-я (что ведет к старению соц-ких данных). Задачи исслед-я могут быть условно разделены на осн-е и доп-ные. Осн-е предполагают поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Доп-ные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исслед-я обстоят-ва, факторы, причины. Объектом соц-го исслед-я в широком смысле выступает носитель той или иной соц-й проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать соц-гу необх-мую инфо.

Предмет исслед-я вкл-ет в себя те стороны и св-ва объекта, кот в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.

В логическом анализе осн-х понятий прог-мы предусматрива-ются такие методологические процедуры, без кот-х невозможно воплотить в инструментарии ед-ю концепцию исслед-я, а значит реализовать его цель и проверить правильность выдвинутых гипотез. Их суть состоит в логич-м структурировании осн-х понятий, определяющих предмет исслед-я. Логический анализ предполагает точное объяснение содержания и структуры исходных понятий, а на этой основе – уяснение соотношения св-в изучаемого явления. Впоследствии он поможет правильно объяснить получ-е рез-ты. Выдвижение гипотез. Их совокупность отражает богатство и возможности теоретич-й концепции, общую направл-ть исслед-я. Гипотеза – научное предполож-е, выдвигаемое для объясн-я изучаемых явл-й и процессов, кот-е надо подтвердить или опровергнуть. Предварит-е выдвижение гипотез может предопределить внутр-ю логику всего процесса исслед-я. Опред-е выборочной совокупности задается самим объектом исследя. Различие м-у объектом и выборочной совокупностью закл-ся в том, что вторая меньше по объему и представляет уменьшенную копию первого. В методи-ческую часть проги соц-го исслед-я включаются также характер-ка м/дов и приемов сбора первичной инфо (анкетного опроса, интервью, анализа док-тов, наблюдения); логич-я структура применяемого методич-го инструментария, из кот видно, на выявление каких характер-к, св-в предмета исслед-я направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Когда мы приступаем к построению программы соц-го исслед-я, то самым сложным и важным делом, предопределяющим общий успех, является, созд-е теоретич-й модели предмета исслед-я (ТМПИ)– это совокупность абстрактных объектов, описывающих проблемное поле, кот попала в сферу вашего теоретич-го интереса и кот внутри себя представляет ед-е логич-е целое. Центр-ым моментом разработки проги исслед-я выступает созд-е теоретической модели.

 

24. Роль и ф-ции соц-ии в общ-ве.

Можно выд-ть ф-ции соц-гии: *теоретико-познава-тельная ф-ция формирует научное представление об общ-ве, его закономерностях, механизмах развития и функционирования. Данная ф-ция осущ путем накопления эмпирич-х фоктов о различ сторонах жизни общ-ва и их обобщения, формулир-е науч-х теорий. *пркладная соц решает практич задачи, вырабатывает кокретные рекомендации в разли сферах общ жизни*гуманистическая ф-ция состоит в утверждении ценностей гуманизма, прав ч-ка, всестороннего развития личности, ее свободы и др. *прогностическая ф-я выражается в ее спосбн-ти на основе эмпирического матер-ла и теоретич-х обобщений предвидеть возможные варианты развития соц процессов, выр-ть практические меры по предотвращению негативных явл-й. *идеалистическая ф-я состоит в том, что обобщения и выводы соц-ии по своему содержанию явл-ся нейтральными относительно интересов тех или иных групп.*мировоззренч-я наука возд-я на общ созн-е,формир-т сист ценностей, взглядов и отношений.В системе социогуманитарного знания соц-я играет особую роль, т.к. дает другим наукам об общ-ве научно обоснованную теорию общ-ва ч/з его структурные Эл-ты и их взаимод-е; методику и технику изуч-я ч-ка. Со всеми науками об общ-ве соц-я связана соц-ым аспектом его жизни; отсюда – соц-но-эконом-е, соц-но-демограф-е и другие исслед-я, на основе кот рождаются новые «пограничные» науки: соц-я психология, социобиология, соц-я экология и пр.

25.Семья как соц институт.

1. Семья — основанное на ковном родстве, браке ила усынов-ии объед-е людей, связанных общ-ю быта и взпимной ответствен-ю др перед др-м а за воспитание детей. В общ-ве семья вып-ет ряд ф-ций: 1.ф-ция сексуального регулир-я упорядочивает и регулирует секс-е потреб-ти людей; 2. репродуктивная ф-ция семьи осущ-ет воспроизводство новых поколений людей. Она предполагает регулир-е рожд-ти во избежание демографических спадов и взрывов; 3.ф-ция соц-ции способствует первичной соц-ции ребенка в семье, его воспит-ю и образ-ю.В семье заклад-ся основы его формир-я как личн-ти. Образцы поведения, сформированные в детстве семьей, явл-ся наиболее устойчивыми;4.ф-ция эмоц-го удовл-я позволяет удовл-ть потребность в доверительном общении, эмоцион-ом выражения своих чувств, интимности членов семьи;5.защитная ф-ция выражается в том, что члены семьи осущ-ют физ-ю, эконом-ю и психолог-ю защиту своих близких; испьгтывают чувство вины и стыда за противоправное поведение к-л из них;6. эконом-я ф-ция семьи способствует формир-ю у членов семьи отношений взаимопомощи, трудолюбии, поддержки. Семья как соц инст отлич-ся большим разнообр-ем форм: 1 тотемический клан явл-ся наиболее древней формой семейной жизни. Она сохр-сь до наст-го времени у некот-х австрал-х племен. Все члены рода имеют общее имя, индивид-е имена у них отсутствуют. Тотемическай клан основан на вере в общего предка всех членов рода: обычно таковым счит-ся какое-то животное. Члены клана считают, что им присущи лучшие качества этого предка. В семье такого типа сущ-ет групп-ой брак, происхо-ие опред-ся по материнской линии; 2. нуклеарная (супружеская) семья явл-ся преобладающей формой семьи. Ее основу сост-ют муж и жена, связ-е брачными. отнош-ми, и их дети, кот от них зависят;3.родственная семья осн-на не только на супруж-х отнош-х двух людей, но и на кровном родстве большого числа родствен-в. Эта семья предст-ет собой клан родст-ков вместе с супругами и детьми. Брак — Добров-й союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязан-ти по отнош-ю др к др и детям. Брак предст-ет собой соц-но одобряемые образцы повед-я, с help кот вступ-ие в брак – сост-ют семью. Заключ-е брака предполагает не только воспр-во и воспит-е детей, но и мн-во др прав и обязанностей. Разные общ-ва устанавл-т различе образцы брачных связей. Каждое общ-во ограничивает выбор партнера в браке путем экзогамии и эндогамии:1.при экзогамии разреша-ся выбирать брачного партнера только вне опред-й узкой группы; 2. при эндогамии выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы. Эндогамия хар-на для закрытых групп, подобных кастам. В совр-х общ-х распр-на расовая и сословная эндогамия. Различ неск-ко форм супруж-ва: 1.моногамия  -брак одного мужчины с одной женщ, хар-на для больш-ва совр-х общ-в; 2.плигамия- формы брака, при кот сущ-т более одного партнера в супр-ве. Полигамия может быть трех видов: групповой брак, при кот неск-ко мужчин и неск-ко женщин одновременно находятся м/у собой в брачных отнош-х; полиандрия, когда одна женщина имеет неск-ко мужчин, в силу того что численность мужского населения значительно больше женского (ЮжИндия, Тибет);полигиния-множество, преоблада-ющая в странахВостока.

26.СОЦ-ЦИЯ ИНДИВИДА.

Ч-к достигает этого сост-я с help процесса, кот мы наз-ем соц-цией. В ходе этого процесса индивид превращается в чел-ю личность. Личн-ть –относит-но устойчивая сист соц-но-значимых и уникальных индивид-х черт, характеризующих индивида, формирующиеся в процессе соц-ции и явл-щиеся продуктом индивид-го опыта и соц-го взаимод-я. Соц-ция - это процесс, посредством кот-го индивидом усваиваются нормы его группы т.о., что ч/з формир-е собств-го "Я" проявл-ся уникальность данного индивида как личности. Гл назнач-е соц-ции сост в переходе ч-ка из биологич сущ-ва в соц-е, обретении личностью самостоя-тельности и опред-ии своего соц места в общ-ве. Факторы соц-ции:1)сист обр-я; 2)среда сверстников, круг друзей; 3)произведения искусства, лит-ры; 4)СМИ; 5)Полит-ие институты (гос-во, партия); 6)Отдельные экономич-е и полит-е события; 7)Отдельная выдающаяся личность. Кули пологал, что осознание ч-ком своего Я склад-ся из 3х компонентов: 1как по нашему мнению нас восприним-ют др-е,2 как они реагируют на то что видят, как мы отвечаем на воспринтую нами р-цию. Г.Мид – формир-е собственного Я происх-т не только в рез-те реагирования ч-ка на какой-то стимул, но и по причине его принад-лежности к к-л соц группе. Соц-ция вкл-ет 3 стадии, связанные с принятием на себя ролей др людей: имитация, игровая, коллективная игра. Агенты и инст-ты соц-ции – соц гр, инст-ты, кот возд-ют на личность, с тем чтобы ч-к усваивал опред-е ценности и осваивал конкретные соц роли. Классифик-ция агентов: отдельные личности, учреждения. по хар-ру воздействия агентов соц-ции ывд-ют: агенты первичной соц-ции – это среда кот оказ-ет непоср-е возд-е на индивида; агенты вторичной соц-ции –администр-ции школы,выза,предпр-я. роль агентов, этапы: *основные агенты соц-ции личн-ти в возрасте от 1 до 3 лет(родители,родст-ки).*до-е агенты формируют конкретные кач-ва ребенка в возрасте от 3 до 8 лет наряду с осн агентами(учителя,врачи),*СМИ обеспечивает усвоение ценностей и стандартов повед-я, *малые соц гр ровесников на стадии от 8 до 15 лет облегч-ет переход от родит-ой опеки в взрослости. Последствия нарушения соц-ции – всихич-е откл-я, разич виды беспокойств, деградация личн-ти, преступность.

27.Соц-я деят-ть, взаимодействия и соц-е отнош-я.

Соц отнош-е - осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу др с др и характеризующиеся соответству-ющим повед-ем. Соц отнош-я подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние соц отнош-я характериз-ся тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви. В этом случае повед-е участников будет соотнесено по смыслу, поскольку один действующий индивид предполагает, что чувства, присущие ему, испытывает и другой партнер или партнеры, и на это ожидание ориентирует свое повед-е. Соц взаимод-е – сист взаимообусловленных соц-х действий, связанных циклической зависимостью, при кот действие одного субъекта явл одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Это совокуп-ть повторяющихся взаимодействий, соотнесенных по смыслу друг с другом и характеризующегося соответств-им повед-ем. В зависим-ти от взаимодействий, соц-е отнош-я четко различаются по смыслу и содержанию. В настоящее время ряд видных соц-гов (Г. Лассвелл, А. Кэплэн) считают, что основой, придающей соц-м взаимодействиям опред-е окраску и содержание и делающей из них соц-е отнош-я, явл-ся ценности. Именно на неравном распред-нии ценностей строятся отнош-я власти и подчинения, все виды экономич-х отнош-й, отнош-я дружбы, любви, партнерства и т.д. Соц-е отнош-я осущ-ся на различной основе. В качестве такой основы могут выступать различные ценности, т.е. целевое желательное событие (что хотим приобрести власть, благополучие, уважение, любовь и т.д.). Ценности служат толчком для любого рода соц-х отношений. В силу не равенства, существующего в обществе, ценности распред-ны м-у членами общ-ва неравномерно. На этом строятся отнош-я власти, подчинения, все виды экономич-х отнош-й, любовь, дружба партнерство. В каждой соц группе сущ-ет свое отличит-ое от других распред-е ценностей м-у членами соц общн-ти. Виды соц-х отнош-й: -односторонние и взаимные.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"