Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:11, шпаргалка

Описание

1. Виды и формы кульуры.
Все содержание К оформлено или организ-но опред-м способом. Собственно организованность - основной принцип культуры. Организована она подобно тому, как организован сам ч/к, поскольку К - способ деятельного существ-я ч/ка. А способ сущ-я не может принципиально отличаться от того, кто существует. В фил-фии способ сущ-я наз-ся формой.След-но, как ч-к есть ед-во внешнего и внутр-го, так и К предст-ет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов. Внешний, или предметный, вид К организован по принципу матер-го сущ-я. Это означает, что ведущую роль в нем играют

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 334.50 Кб (Скачать документ)

 

41.Типология и эволюция обществ.

Типология общ-ва: 1)традиц-е; 2)индустр-е (совр-ое); 3)постиндустр-е; Стадии развития общ-ва:

1)традиц-е или аграрное общ-во, где господствует натур-е хоз/во и сословная иерархия. 2)Индустр-е общ/во– развитая и сложная сист разделения труда; массовое производство товаров на мировой рынок; механизация и автоматизация упр-ия производством; НТР. 3)Постиндустр-ое общ-во, где главным стала инфо. Соц-е изм-я – это переход соц-х сист, общностей, институтов и орг-ций из одного сост-я в др. Изм-е о.с. - это переход общ-ва из  одного сост-я в  др. Изм-е в ходе кот-го происходит необратимое усложнение о.с.  наз-ют соц-ым развитием. Различают эволюц-й и  революц-й путь развития. Развитие – это необрат-е направленное изм-е матер-х и дух-х объектов. Типы соц-х изм-й: 1)эволюц-е и революц-е изм-е. 2)Прогрессивное и регрессивное. 3)Имитационные и инновационные изм-я. Эволюц-е изм-е:Эволюц-е процессы объясняются как медленные, плавные количеств-е преобр-я объектов. Революц-е изм-я – относит-но быстрые, коренные и качеств-е изм-я. Соц-я эволюция. Заключ-ся в усложнении формир-я общ-ной жизни, их дифференциации и интеграции на новом уровне орг-ции. Разделение труда явл-ся причиной и следствием растущего усложнения общ-ва. Общ-во переходит в своем развитии от одной стадии к другой. С понятием соц-й эволюции связывают:1)постепенное накопление изм-ний,2) естественно обусловленный  хар-р этих изм-й,3)органический хар-р  процессов, обуславли-вающий  развитие всех процессов на основе естеств-х функцион-х взаимосвязей. С понятием соц-й революции связывают:1)относит-но быстрые изм-я, 2)субъективно направляемые изм-я на основе знания, 3)неорганический хар-р процессов Революц-е изм-е (основал К.Маркс и Ф.Энгельс): Общ-во проходит в своем развитии опред-е общ-но-экономич-е формации (первобытное общ-во, рабовладельческое, феодальное, капиталист-я, коммунистич-я). Переход от одной формации к др происходит в виде соц-й революции. Соц революция – это коренной качеств-й переход во всей общ-й жизни. Гл причиной соц революции явл конфликт м/у растущими производственными силами и устаревшими производственными отношениями. Следствие - острая классовая борьба. Первым актом соц революции явл завоевание полит власти, благодаря чему происходит преобр-е во всех других сферах общ-ной жизни и формир-ся new сист общ-х отношений. Общ-во всегда проходит 4 фазы своего развития: 1)бессознат-ельный – период зарождения народа 2)Период государственного становления. 3)Расцвета. 4)Упадка.

42.Этапы развития.

Соц-гия как наука прошла свое становление в России во второй половине Х1Х столетия. Соц-гия напрямую зависела от условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования.В развитии отеч-й соц выделяют два этапа: дореволюц-й и послереволюц-й (рубеж - 1917 год). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг.

1 этап характер-ся богатством соц-й мысли, разнообразием теорий и концепций развития общ-ва, соц-х общ-й и ч-ка. Наибольшую известность получили: т.публициста и соц-га Н.Данилевского о «культурно-исторических типах», развивающихся, по его мнению, наподобие биологическим организмам; субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса социолога и литературного критика Н.Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма; географическая теория Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития изменением географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса; теории соц стратификации и соц моб-ти соц-га П.Сорокина; позитивистские воззрения последователя О.Конта, Эти разработки принесли их авторам мировую известность.. Теоретич-я соц-я конца Х1Х века испытала на себе влияние идей К.Маркса, но оно не было  всеобъемлющим. Соц в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной.2 этап развития отечеств-й соц сложен и неоднороден. (1918 - 1928) период признания соц-и новой властью и ее опред-го подъема: осущ-ся институализация науки, созданы кафедры соц-и в Петроградском и Ярославском универах, открыт Соц-й институт (1919 г.) и первый в России фак-т общ-х наук с соц-м отделением в университете Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по соц-и, стала издаваться обширная соц-ская литра (как научная, так и учебная). Своеобразие соц-и этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторитете немарксистской соц-и и в то же время в усилении марксистского направл-я и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения соц-и и историч-го материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.В 30-е годы соц-я была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена. Фундаментальные и прикладные исслед-я были прекращены (до начала 60-х годов). Соц-я была одной из первых наук, ставшей жертвой сталинского режима. Тоталитарный хар-р полит власти, жесткое подавление всех форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мнений внутри партии остановили развитие науки об общ-ве.

Ее возрождение началось лишь в конце 50-х годов. Сложилась парадоксальная ситуация: соц-ие эмпирические исслед-я получили право гражданства, а соц-я как наука - нет. Публико-вались материалы о позитивных аспектах соц-го развития страны. В 60-е годы создаются соц-ские учреждения, основ-ся Советская соц-кая ассоциация. В 70-80-е годы отношение к отеч-й соц-и было противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание,   с другой - всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений. Соц-е исслед-я носили мировоззренчески направленный хар-р. Но организац-е становление соц-и продолжалось: в 1968 году был создан Институт социсследований. Появились отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 года стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»). К концу данного периода административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е годы. Теоретич-я соц-я вновь отрицалась, снизилось кол-во и кач-во исслед-й.Последствия этого второго «вторжения» в соц-ю могли бы быть самыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Соц была восст-на в гражд-х правах в 1986 году. Вопрос о ее развитии решался на гос-ном уровне - была поставлена задача развертывания фундаментальных и прикладных исслед-й в  стране. Соц-я совр-ной России укрепл-ся содержательно и организационно, она возродилась как учебная дисциплина. Соц-я сегодня нарабатывает материал об общ-ве на переломном этапе и прогнозирует дальнейшее развитие.

 

 



Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"