Синдром профессионального выгорания социальных работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение синдрома профессионального выгорания, социальных работников, и его взаимосвязь с эффективностью профессиональной деятельности.

Объект исследования: синдром профессионального выгорания.

Предмет исследования: взаимосвязь синдрома профессионального выгорания и эффективности профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень профессионального выгорания, способствует взаимосвязан с эффективностью профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели и подтверждении гипотезы, необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить функционально- ролевой репертуар специалиста по социальной работе.
2.Проанализировать и выделить критерии эффективности профессиональной деятельности социальных работников.
3.Осуществить теоретический анализ понятий касающихся синдрома профессионального выгорания.
4.Исследовать связь между уровнем профессионального выгорания и эффективностью профессиональной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Социальная работа как профессиональная деятельность

1.Функционально- ролевой репертуар специалиста по социальной работе………………………………………………………………………..5
2.Эффективность профессиональной деятельности социальных работников………………………………………………………………...14
Глава 2. Синдром профессионального выгорания в деятельности социальных работников

1.Понятие профессионального выгорания социальных работников. Методы его профилактики……………………………………………….24
2.Связь между профессиональным выгоранием специалистов и эффективностью их профессиональной деятельности…………………33
Заключение……………………………………………………………………….37

Список используемой литературы ……………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

курсовая 5 курс.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 
 

 Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Социальная работа как профессиональная деятельность

    1. Функционально- ролевой репертуар специалиста по социальной работе………………………………………………………………………..5
    2. Эффективность профессиональной деятельности социальных работников………………………………………………………………...14

Глава 2. Синдром  профессионального выгорания в  деятельности социальных работников

    1. Понятие профессионального выгорания социальных работников. Методы его профилактики……………………………………………….24
    2. Связь между профессиональным выгоранием специалистов и эффективностью их профессиональной деятельности…………………33

Заключение……………………………………………………………………….37

Список используемой литературы ……………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

  Актуальность исследования данной темы заключается в  необходимости изучения синдрома профессионального выгорания социальных работников, и выявлении его особенностей, а также в необходимости изучения его взаимосвязи с эффективностью профессиональной деятельности.

   Профессиональная деятельность социального работника осуществляется в системе отношений «человек-человек». Специфика данной профессии заключается в высокой ответственности за клиента, за его физическое, психическое и эмоциональное состояния. Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста- профессионала.

    Регулярные стрессовые ситуации, в которые попадает специалист, в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

    Синдром  профессионального выгорания,  проявляется как состояние физического  и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями  при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.  В своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором».

    Цель исследования: изучение синдрома  профессионального выгорания, социальных работников, и его взаимосвязь с эффективностью профессиональной деятельности.

   Объект исследования: синдром профессионального выгорания.

   Предмет исследования: взаимосвязь синдрома профессионального выгорания и эффективности профессиональной деятельности.

    Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень профессионального выгорания,  способствует взаимосвязан с эффективностью профессиональной деятельности.  

Для достижения поставленной цели и подтверждении  гипотезы, необходимо решить следующие  задачи:

  1. Изучить функционально- ролевой репертуар специалиста по социальной работе.
  2. Проанализировать и выделить критерии эффективности профессиональной деятельности социальных работников.
  3. Осуществить теоретический анализ понятий касающихся синдрома профессионального выгорания.
  4. Исследовать связь  между уровнем профессионального выгорания  и эффективностью профессиональной деятельности.

Методы  исследования: для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы использовались методы: теоретический анализ литературы посвященной данной проблеме.

Практическая  значимость: Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки программы профилактики и предотвращения синдрома профессионального выгорания сотрудников центра социального обслуживания населения. 

     
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Проблемы эффективности профессиональной деятельности социальных работников в научной литературе 

1.1. Функционально- ролевой репертуар социального работника  

   Сегодня в России сложилась трудная ситуация. Смена политической ориентации государства и экономический кризис затронул все сферы жизнедеятельности общества. На протяжении ряда лет идет устойчивое снижение жизненного уровня основной части населения.  Государство, исполняя  свою защитную функцию, главной целью социальной политики ставит повышение уровня социальной защищенности личности и совершенствование социальной сферы.

    В сложившейся ситуации возрастает социальная и имущественная дифференциация населения, увеличивается количество безработных, беженцев, маргинальных групп. В связи с данной тенденцией, актуальными становится развитие социальной работы и подготовка высококвалифицированных социальных работников.

    Социальная работа направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и мер по социальной защите всего населения. В конечном итоге она направлена на обеспечение минимально достаточных условий жизни, на удовлетворение потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

    В научной литературе термин "деятельность" имеет весьма широкое распространение: "деятельность рек", "высшая  нервная деятельность". Гегель, как известно, употреблял термин "деятельность" по отношению к движению. В философии термин "деятельность" обозначает понятие инструмента изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического процесса. Но и в этом случае происходит не однозначное его толкование: деятельность - это информационно направленная активность живых систем, обеспечивающая их самоподдержание (Э. Маркарян), деятельность есть проявление социальной активности (Г. Арефьева) и др.

  Рассматривая  содержание и структуру социальной работы как вида деятельности с одной стороны, надо исходить из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, с другой, учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. В трудах Л. П. Буевой деятельность определяется как способ существования и развития общества и человека, всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами [1].

   Таким образом, деятельность социального работника касается не исключительно единичного клиента, а всего населения.

    Социальный работник осуществляет  ряд конкретных видов деятельности. К ним можно отнести: психологическую,  педагогическую, организаторскую, управленческую  и др. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального работника.

     Традиционно в специальной литературе  выделяют следующие функции: 

- диагностическая;

- прогностическая;

- предупредительно-профилактическая (превентивная);

- социально-терапевтическая;

- организационно-коммуникативная;

- правозащитная;

- социально-медицинская;

- социально-бытовая;

- психологическая.

   Но деятельность социального работника предусматривает широкий спектр сервисных услуг, оказываемых клиентам по их информированию, консультированию, обслуживанию, стимулированию. Осуществляя какую-либо услугу, социальный работник может одновременно исполнять одну или несколько ролей.

   В литературе роль понимается как культурно-детерминированная модель поведения. Сидоров В. Н. предлагает объединить ролевые репертуары зарубежных и отечественных социальных работников в шесть групп.

   Группа практических ролей - учитель  социальных умений - консультант- агент по вопросам социальных изменений- аниматор- социальный менеджер-помощник клиента- уличный работник;

  Группа посреднических ролей - брокер социальных услуг - управляющий делами клиента - защитник прав и интересов клиента;

  Группа управленческих ролей - руководитель рабочей нагрузки - лидер команды- руководитель персонала- администратор;

  Группа исследовательских ролей - эксперт- аналитик- исследователь;

  Группа сервисных ролей - преподаватель- руководитель полевой практики-

супервизор;

 Группа латентных ролей (латентный - имеющий место быть, но в скрытом, затаенном, явно не признаваемом виде.) - хранитель господствующего порядка - подрыватель государственных устоев- брокер в серых тонах- донор- потенциальный угнетатель-всезнайка - униженный проситель[24].

      Каждая профессиональная роль  включает перечень функций, что  предполагает соотнесение умений  и навыков, социального работника, с каждой функцией и с каждой профессиональной ролью.

         Рассмотрение профессиональной роли как социальной, обусловленной не только местом индивида в системе объективных социальных отношений, но и совокупностью осуществляемых им функций, дает возможность обозначить уровни профессиональной деятельности социального работника.   

  К  ним относятся: практическая социальная работа с клиентом; организация и координация этой работы с клиентом; управление социальной работой на уровне социальных служб, департаментов и т.д.; обучение социальной работе; супервизорство в социальной работе; исследования в социальной работе.     

    Соответственно можно выделить следующие группы профессиональных ролей: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, супервизор, исследователь. Каждая из этих профессиональных ролей предполагает,

  • во-первых, специфические способности (например, преподаватель);
  • во-вторых, каждая роль определяет приоритетную ценность формируемых в процессе подготовки умений (например, функция «посредника» требует иных навыков, чем функция исследователя);
  • в-третьих, каждая профессиональная роль имеет набор конкретных функций, реализуемых исполнителем (например, коммуникативная функция активного слушания входит в функционал практического социального работника) [5].

    Рассмотрев более подробно функционал некоторых профессиональных ролей, можно сказать что, прежде всего социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой — процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей.

Осуществление этих функций возможно при определенных условиях:

  1. Понимание социальным работником проблем клиента;
  2. Способность социального работника к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;
  3. Знание посредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации;
  4. Знание социальным работником инструментальных возможностей смежных профессий, представители которых привлекаются к решению жизненных проблем клиента;
  5. Наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работника стать посредником в их общении;
  6. Делегирование клиентом социальному работнику представительных полномочий;
  7. Делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и организаций;
  8. Признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;
  9. Доверие сторон посреднику, что достигается его профессионализмом [3].

Информация о работе Синдром профессионального выгорания социальных работников