Синдром профессионального выгорания социальных работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение синдрома профессионального выгорания, социальных работников, и его взаимосвязь с эффективностью профессиональной деятельности.

Объект исследования: синдром профессионального выгорания.

Предмет исследования: взаимосвязь синдрома профессионального выгорания и эффективности профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень профессионального выгорания, способствует взаимосвязан с эффективностью профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели и подтверждении гипотезы, необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить функционально- ролевой репертуар специалиста по социальной работе.
2.Проанализировать и выделить критерии эффективности профессиональной деятельности социальных работников.
3.Осуществить теоретический анализ понятий касающихся синдрома профессионального выгорания.
4.Исследовать связь между уровнем профессионального выгорания и эффективностью профессиональной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Социальная работа как профессиональная деятельность

1.Функционально- ролевой репертуар специалиста по социальной работе………………………………………………………………………..5
2.Эффективность профессиональной деятельности социальных работников………………………………………………………………...14
Глава 2. Синдром профессионального выгорания в деятельности социальных работников

1.Понятие профессионального выгорания социальных работников. Методы его профилактики……………………………………………….24
2.Связь между профессиональным выгоранием специалистов и эффективностью их профессиональной деятельности…………………33
Заключение……………………………………………………………………….37

Список используемой литературы ……………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

курсовая 5 курс.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

    Сегодня существует множество  определений синдрома эмоционального выгорания среди специалистов, однако центральным для всех является

« истощение» в процессе профессиональной деятельности. Об этом говорил еще Х. Фрейденбергер. Другая основоположница  К. Маслач считала, что синдром эмоционального выгорания - это синдром эмоционального и физического истощения, которое вызывает деформацию самооценки, отрицательно сказывается на отношении к работе, и снижает понимание и сочувствие к клиентам. Она утверждала, что сгорание появляется там, где общение с людьми занимает большую часть рабочего времени, а это в свою очередь остро ставит вопрос взаимодействия личного «я» и общественного «ты». Если человек забывает о «я» и растворяется в «ты», он сгорает.  

   Знаменитый психолог Р. Кочунас рассматривал синдром эмоционального выгорания как сложный психофизиологический феномен, который определял как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки в процессе работы. К. Кондо определял синдром «эмоционального выгорания» как дезадоптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений [7].

    Синдром выгорания включает в  себя группы симптомов, которые  проявляются вместе, но поскольку  выгорание как процесс протекает  у каждого индивидуально, то и симптомы у всех выражаются по - разному, и имеют разную комбинацию.

   Можно выделить следующие группы  симптомов:

  1. Эмоциональные: чувство эмоциональной опустошенности, неопределенное чувство беспокойства и тревоги, чувство разочарования, снижение уровня энтузиазма, раздражительность, обидчивость,  неуверенность, равнодушие, бессилие и т.д.
  2. Психосоматические: повышенная утомляемость, чувство истощения на протяжении всего дня, восприимчивость к показателям внешней среды, частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, отсутствие аппетита или переедания, нарушение сна бессонница и т.д.
  3. Нарушение познавательных процессов деятельности: трудности с концентрацией внимания, жестокость и ригидность в мышлении, неспособность принимать решения и т.д.
  4. Неприятие профессиональной деятельности: неприязнь к работе, усильное сопротивление к выходу на работу, мысли о смене работы, профессии и т.д.
  5. Нарушение социальных связей: растущее избегание контактов с людьми, дистанцирование от клиента и коллег, стремление к уединению, осуждение клиента, циничное отношение к нему и т.д.

   Симптомы профессионального выгорания  указывают на характерные черты  длительного стресса и психической  перегрузки, которые проводят или  могут провести к полной дезинтеграции  различных психических сфер и, прежде всего - эмоциональной.  Это позволяет сделать вывод, что синдром носит стадиальный характер. Следует отметить, что развитие синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально- мотивационной сфере и разными условиями реализации профессиональной деятельности [23].

    В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.

    Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.

   1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

   2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

   3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

   4.Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

   5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой [13].

   М.Буриш предложил следующие фазы в развитии синдрома сгорания:

  1. Предупреждающая фаза: чрезмерное  активность, чувство некомпетентности, отказ от всех потребностей не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований; истощение- чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев.
  2. Снижение уровня собственного участия: по отношению к коллегам и клиентам, по отношению к другим окружающим, по отношению к профессиональной деятельности.
  3. Эмоциональные реакции: депрессия, агрессия.
  4. Фаза деструктивного поведения: снижение концентрации внимания, отсутствие воображения, отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других людей.
  5. Психосоматические реакции: снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, повышенное давление, головные боли, боли в позвоночнике, зависимость от никотина- кофеина, алкоголя.
  6. Разочарование: отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни [12].

  Можно  сделать вывод, что сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.

   Анализ конкретных исследований синдрома "эмоционального выгорания" показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности (объективные факторы) и индивидуальные характеристики самих профессионалов (субъективные факторы). Некоторые авторы выделяют и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные.

   К объективным факторам (организационные и ролевые) можно отнести те, которые порождаются условиями самой работы или неправильной её организации. К субъективным факторам, помимо индивидуально- психологических особенностей специалиста, следует отнести направленность личности, мотивацию профессиональной деятельности, удовлетворенность ею, а также удовлетворенность социально-психологическим климатом в коллективе, отношениями с коллегами и т. д.

    Обе группы факторов связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии объективных факторов.

   Обычно причина "выгорания" – это комбинация целого ряда факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.

   Формирование синдрома "выгорания" в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и т.п. Характерными для "выгорающих" ситуаций являются перегрузки — слишком много клиентов, много требований, избыток информации. При увеличении перегрузок "помогающие" социальные работники начинают неосознанно стремиться к уменьшению контакта — меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безличные методы работы [2].

   Таким образом, на развитие  синдрома выгорания большое воздействие  оказывают как особенности профессиональной деятельности, так и индивидуальные характеристики самих профессионалов.

   Важнейшим принципом предотвращения  синдрома «сгорания» является  соблюдение психогигиены.

   Психогигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и

условия окружающей сил образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

    Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Существует немало способов, используемых в рамках для предупреждения синдрома эмоционального выгорания. Но в основном акцент делается на следующие моменты:

      1. стремление к личностному росту;
      2. расширение кругозора по проблемам, т.е. информированность;
      3. четкое разделение личной жизни и профессиональной деятельности;
      4. расширение своих социальных контактов;
      5. реализация профессиональной деятельности;
      6. система поощрений [7].

   Р. Кочюнас предложил следующие  способы предупреждения синдрома  сгорания:

- Культивирование  других интересов, не связанных  с профессиональной деятельностью,  сочетание работы с учебой, исследованиями, написанием научных работ;

- Внесение  разнообразия в свою работу, создание  новых проектов и их реализация  без ожидания санкционирования  со стороны официальных инстанций;

- Поддержание  своего здоровья, соблюдение режима  сна и питания, овладение техникой  расслабления, медитации;

- Удовлетворенная  социальная жизнь, наличие нескольких  друзей (желательно других профессий)  во взаимоотношениях, с которыми  существует баланс;

- Стремление  к тому, чего хочется, без надежды  стать победителем во всех  случаях и умение проигрывать без ненужных  самоуничтожения и агрессивности;

- Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

- Открытость  новому опыту;

- Умение  не спешить и давать себе  достаточно времени для достижения  позитивного результата в работе и жизни;

- Обдуманные  обязательства ( например, не следует  брать на себя большую ответственность  за клиента, чем он сам);

- Чтение не только профессиональной литературы;

- Участие  в семинарах, конференциях, где  представляется возможность встретиться  с новыми людьми и обменяться опытом;

- Периодическая  совместная работа с коллегами,  значительно отличающимися профессионально  и личностно;

- Участие  в работе профессиональных групп,  дающей возможность обсудить  возникновение личных проблем  связанных с работой, хобби, доставляющие удовольствие. [20].

   Методы восстановления психического  здоровья весьма широки, но выбирать  их следует с учетом индивидуальных  особенностей социального работника  и специфики выполняемой им  работы. Важно отметить, что большинство  из них можно применять только под руководством психологов, так как неправильное их использование может нанести вред психике. Наиболее доступными для каждого человека являются аутотренинг и медитация.

      Аутотренинг- метод самовнушения. Его основу составляет прием погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счет чего происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущения тепла, тяжести, покоя расслабления. Овладение сознательным контролем приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов.

Информация о работе Синдром профессионального выгорания социальных работников