Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 15:33, курсовая работа
Цель исследования: изучение синдрома профессионального выгорания, социальных работников, и его взаимосвязь с эффективностью профессиональной деятельности.
Объект исследования: синдром профессионального выгорания.
Предмет исследования: взаимосвязь синдрома профессионального выгорания и эффективности профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень профессионального выгорания, способствует взаимосвязан с эффективностью профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели и подтверждении гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить функционально- ролевой репертуар специалиста по социальной работе.
2.Проанализировать и выделить критерии эффективности профессиональной деятельности социальных работников.
3.Осуществить теоретический анализ понятий касающихся синдрома профессионального выгорания.
4.Исследовать связь между уровнем профессионального выгорания и эффективностью профессиональной деятельности.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Социальная работа как профессиональная деятельность
1.Функционально- ролевой репертуар специалиста по социальной работе………………………………………………………………………..5
2.Эффективность профессиональной деятельности социальных работников………………………………………………………………...14
Глава 2. Синдром профессионального выгорания в деятельности социальных работников
1.Понятие профессионального выгорания социальных работников. Методы его профилактики……………………………………………….24
2.Связь между профессиональным выгоранием специалистов и эффективностью их профессиональной деятельности…………………33
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы ……………………………………………..38
Сегодня существует множество
определений синдрома
« истощение» в процессе профессиональной деятельности. Об этом говорил еще Х. Фрейденбергер. Другая основоположница К. Маслач считала, что синдром эмоционального выгорания - это синдром эмоционального и физического истощения, которое вызывает деформацию самооценки, отрицательно сказывается на отношении к работе, и снижает понимание и сочувствие к клиентам. Она утверждала, что сгорание появляется там, где общение с людьми занимает большую часть рабочего времени, а это в свою очередь остро ставит вопрос взаимодействия личного «я» и общественного «ты». Если человек забывает о «я» и растворяется в «ты», он сгорает.
Знаменитый психолог Р. Кочунас рассматривал синдром эмоционального выгорания как сложный психофизиологический феномен, который определял как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки в процессе работы. К. Кондо определял синдром «эмоционального выгорания» как дезадоптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений [7].
Синдром выгорания включает в
себя группы симптомов,
Можно выделить следующие
Симптомы профессионального
В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.
Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.
1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.
2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).
4.Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой [13].
М.Буриш предложил следующие фазы в развитии синдрома сгорания:
Можно сделать вывод, что сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.
Анализ конкретных исследований синдрома "эмоционального выгорания" показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности (объективные факторы) и индивидуальные характеристики самих профессионалов (субъективные факторы). Некоторые авторы выделяют и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные.
К объективным факторам (организационные и ролевые) можно отнести те, которые порождаются условиями самой работы или неправильной её организации. К субъективным факторам, помимо индивидуально- психологических особенностей специалиста, следует отнести направленность личности, мотивацию профессиональной деятельности, удовлетворенность ею, а также удовлетворенность социально-психологическим климатом в коллективе, отношениями с коллегами и т. д.
Обе группы факторов связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии объективных факторов.
Обычно причина "выгорания" – это комбинация целого ряда факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.
Формирование синдрома "выгорания" в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и т.п. Характерными для "выгорающих" ситуаций являются перегрузки — слишком много клиентов, много требований, избыток информации. При увеличении перегрузок "помогающие" социальные работники начинают неосознанно стремиться к уменьшению контакта — меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безличные методы работы [2].
Таким образом, на развитие
синдрома выгорания большое
Важнейшим принципом
Психогигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и
условия окружающей сил образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.
Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Существует немало способов, используемых в рамках для предупреждения синдрома эмоционального выгорания. Но в основном акцент делается на следующие моменты:
Р. Кочюнас предложил
- Культивирование
других интересов, не
- Внесение
разнообразия в свою работу, создание
новых проектов и их
- Поддержание
своего здоровья, соблюдение режима
сна и питания, овладение
- Удовлетворенная
социальная жизнь, наличие
- Стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничтожения и агрессивности;
- Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
- Открытость новому опыту;
- Умение
не спешить и давать себе
достаточно времени для
- Обдуманные
обязательства ( например, не следует
брать на себя большую
- Чтение не только профессиональной литературы;
- Участие
в семинарах, конференциях, где
представляется возможность
- Периодическая
совместная работа с коллегами,
- Участие
в работе профессиональных
Методы восстановления
Аутотренинг- метод
Информация о работе Синдром профессионального выгорания социальных работников