Синдром профессионального выгорания социальных работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение синдрома профессионального выгорания, социальных работников, и его взаимосвязь с эффективностью профессиональной деятельности.

Объект исследования: синдром профессионального выгорания.

Предмет исследования: взаимосвязь синдрома профессионального выгорания и эффективности профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень профессионального выгорания, способствует взаимосвязан с эффективностью профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели и подтверждении гипотезы, необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить функционально- ролевой репертуар специалиста по социальной работе.
2.Проанализировать и выделить критерии эффективности профессиональной деятельности социальных работников.
3.Осуществить теоретический анализ понятий касающихся синдрома профессионального выгорания.
4.Исследовать связь между уровнем профессионального выгорания и эффективностью профессиональной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Социальная работа как профессиональная деятельность

1.Функционально- ролевой репертуар специалиста по социальной работе………………………………………………………………………..5
2.Эффективность профессиональной деятельности социальных работников………………………………………………………………...14
Глава 2. Синдром профессионального выгорания в деятельности социальных работников

1.Понятие профессионального выгорания социальных работников. Методы его профилактики……………………………………………….24
2.Связь между профессиональным выгоранием специалистов и эффективностью их профессиональной деятельности…………………33
Заключение……………………………………………………………………….37

Список используемой литературы ……………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

курсовая 5 курс.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

       Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Зимняя И. А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит тринадцать профессиональных ролей, содержание которых описывается через функционал:

1. Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кризисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль может быть названа "определитель клиента".

2. Брокер - социальный работник, направляющий людей в соответствующие службы, которые могут быть им полезны, с целью дать возможность людям использовать систему социальных служб и связать эти службы.

3. Посредник, "буфер" - социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем, чтобы помочь людям преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе.

4. Адвокат, защитник - социальный работник, который борется за права и

достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение  в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей.

5. Оцениватель - социальный работник, который собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп; помогает принять решение для действия.

6. Мобилизатор - социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.

7. Учитель - социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения.

8. Корректор поведения - социальный работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.

9. Консультант - социальный работник, который действует совместно с другими работниками с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента.

10. Проектант сообществ - социальный работник, планирующий развитие программ деятельности.

11. Менеджер информации - социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде.

12. Администратор - социальный работник, который управляет учреждением,

программой, проектом или социальной службой.

13. Практик - социальный работник, который обеспечивает конкретную помощь, заботу (финансовую, бытовую, физическую).

     Функционал этих ролей достаточно  узок и ограничен, но при проекции его на конкретные условия практической работы — с детьми, подростками, пенсионерами, безработными, инвалидами и т. д. возникает возможность повышения эффективности профессиональной деятельности социального работника [6].

    Сидоров В. Н. выделил два подхода к описанию профессиональной деятельности социального работника посредством функций: спектральный и процессуальный.

  Спектральный  подход заключается в том, что  конкретные ролевые действия  социального работника представлены  в виде некоторого спектра реализуемых им функций:

Брокер  общественных услуг - оценка положения клиента - оценка необходимых ресурсов- предоставление информации- посредничество в сервисном обслуживании- защита клиента;

Учитель социальных умений - обучение социальным и повседневным жизненным навыкам - помощь в изменении поведения- включение превентивных мер;

Консультант - психосоциальная оценка и диагностика- стабилизация образа жизни клиента - социальное лечение- исследовательская работа;

Управляющий делами клиента - оценка имущества клиента- планирование услуг - связь с необходимыми сервисными службами- контроль за доставкой услуг клиентам- защита клиента;

Руководитель  рабочей нагрузки - планирование сервисных услуг - распределение времени по оказанию услуг- контроль за качеством обеспечения сервисными услугами- обработка информации;

Администратор – управление - внутренняя и внешняя координация- подготовка целевых программ- оценка программ;

Руководитель  персонала - обучение служащего- управление персоналом - контроль- консультирование;

Агент по вопросам социальных изменений - политический анализ и решение

социальных  проблем - мобилизация общественного участия в социальных процессах - общественная защита- развитие общественных ресурсов.

    Процессуальный подход основывается на выделении функций социального работника как части процесса его профессионального взаимодействия с клиентами. Этот процесс имеет вид "оценка - прогноз - преобразование". Сидоров В. Н. объединяет основные функции в два класса: базисные и специальные:

Базисные  функции - диагностическая (оценочная)- прогностическая - преобразовательная

Специальные функции – коммуникативная – организаторская – правозащитная - превентивная – психотерапевтическая - рекламно-пропагандистская -  социально-медицинская - социально-педагогическая - социально-экономическая.

   Изучив различные социальные  позиции и функциональные роли, которые «играет» социальный  работник на профессиональной  сцене, показывает, что диапазон  его деятельности весьма широк.  Соответственно диапазон знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать, весьма разнообразен и зависит в значительной степени от характера его профессиональной роли.       

  Если  исходить из обобщенной системы  принципиальных положений о содержании  деятельности социального работника, то можно определить основные задачи, возлагаемые на работников социальной сферы при непосредственном общении с людьми:

- оказывать  помощь инвалидам и группам,  видеть и устранять затруднения  личного, социального, экономического  и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;

- помогать  людям, справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;

- защищать  беспомощных в соответствии с  законом, прибегая к помощи  правоохранительных органов;

- способствовать  более широкому использованию  каждым клиентом собственных  возможностей для социальной  защиты;

- использовать  все средства и источники для  социальной защиты  нуждающихся в этом людей [24].

  Социальный  работник сегодня – это не  только человек, оказывающий помощь пожилым, инвалидам, семьям, но и в определенной степени - политик и общественный деятель, участвующий в реформировании социальной политики и законов, направленных на достижение благосостояния всего общества. 
 

1.2. Эффективность профессиональной деятельности социальных работников 
 

   Эффективность как характеристика деятельности отражает отношение результата как одного из «элементов» деятельности ко всем ее другим «элементам» - ценностям, потребностям, целям и средствам. Каждое из выделенных отношений является частным критерием эффективности.        

   Понятие эффективности применяется для оценки успешности профессиональной деятельности. А.К.Маркова для оценки эффективности труда наряду с другими объективными показателями относит качество и надежность. В.Д. Шадриков, реализуя функциональный подход к деятельности, выдвигает формулу нормативных способов социальной деятельности, отвечающих характеристике деятельности как труда, параметрами которой являются производительность, качество и надежность.

    Для понимания сущности эффективности  деятельности работников А.А. Камышанов зафиксировал общенаучный смысл и содержание понятия эффективности. В общенаучном плане эффективность деятельности может быть представлена как:

  1. нормативная, выражающая отношение целей к нормативным целям;

2. функциональная, выражающая отношение достигнутых  результатов к целям (плану);

3. экономическая,  выражающая отношение достигнутых  результатов к финансово-экономическим  затратам [4].

     В зависимости от рода деятельности понятие эффективности определяется по-разному. В экономике - это соотношение результатов и затрат. Чем лучше результат и меньше затрат, тем выше эффективность. В медицине - приближение состояния здоровья пациента после проведения лечения к норме. В психологии - степень реализации духовно-нравственных идеалов.

  Определения  вроде бы разные. Но в тоже  время в каждом из них есть  обязательные элементы: цель, результат,  затраты, общепринятая норма (или  идеал).

    Главными в этом перечне являются цель и результат. Они представляют собой начальный и конечный пункты деятельности: в начале выдвигается цель, а в конце получается результат. Соотношение цели и результата и дает представление об эффективности деятельности [14].

   Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего, социально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективности социальной работы можно сформулировать следующим образом - это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах [15].

     В исследовании проблем эффективности социальной работы важнейшее место занимает вопрос о сущности критериев и показателей эффективности.

   В научной литературе понятие  «критерий» определяется как  отличительный признак, объективно  отражающий состояние того или  иного процесса, явления, объекта  либо субъекта. Но критериями могут быть не всякие признаки состояния, в данном случае социальной работы, а только те, которые отвечают определенным требованиям. Прежде всего, они должны быть объективными, отражающими не второстепенные и случайные, а существенные и повторяющиеся признаки. Они также должны быть необходимыми и достаточными, служить эталоном измерения для оценки результатов деятельности, содержать качественно-количественную информацию о функционировании системы [21].

    Практика исследований показывает, что единого подхода к определению структуры критериев и показателей, годных на все случаи оценки эффективности, быть не может. Особенность оценочных задач в каждом конкретном случае обязательно должна учитываться исследователем и получать специфическое отражение в структуре критериев [15].

     Повышение эффективности социальной  работы является стержневой проблемой  не только научных сотрудников, но и практиков, управленцев федерального и регионального уровней, непосредственных организаторов системы социальной зашиты населения, руководителей и специалистов социальных служб, а также преподавателей высшей школы, которые занимаются подготовкой и переподготовкой специалистов по социальной работе.

    Однако нередко еще ставятся  вопросы: своевременна, ли постановка  вопроса об эффективности социальной работы в целом и тем более о результативности отдельных социальных работников? Имеются ли достаточно четко разработанные основания для определения  эффективности деятельности социальных служб и отдельных сотрудников по социальной работе? Какова система критериев и показателей, на основе которых можно измерить эффективность социальной работы, отдельных видов и методов социального обслуживания населения?

   Главное, что отличает социальную  работу от других видов социальной  деятельности – ее  подчинение задачам возрождения человеческого достоинства, вмешательство в социальную среду ради преодоления депревации и деструкции, осуществление интеграции социальных, социокультурных, психологических и физических влияний на личность, индивидуум, обеспечение гармонии человека и среды, нормальное социально-психологическое функционирование человека в различных ситуациях и средах. [9].

Информация о работе Синдром профессионального выгорания социальных работников