Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 15:33, курсовая работа
Цель исследования: изучение синдрома профессионального выгорания, социальных работников, и его взаимосвязь с эффективностью профессиональной деятельности.
Объект исследования: синдром профессионального выгорания.
Предмет исследования: взаимосвязь синдрома профессионального выгорания и эффективности профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень профессионального выгорания, способствует взаимосвязан с эффективностью профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели и подтверждении гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить функционально- ролевой репертуар специалиста по социальной работе.
2.Проанализировать и выделить критерии эффективности профессиональной деятельности социальных работников.
3.Осуществить теоретический анализ понятий касающихся синдрома профессионального выгорания.
4.Исследовать связь между уровнем профессионального выгорания и эффективностью профессиональной деятельности.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Социальная работа как профессиональная деятельность
1.Функционально- ролевой репертуар специалиста по социальной работе………………………………………………………………………..5
2.Эффективность профессиональной деятельности социальных работников………………………………………………………………...14
Глава 2. Синдром профессионального выгорания в деятельности социальных работников
1.Понятие профессионального выгорания социальных работников. Методы его профилактики……………………………………………….24
2.Связь между профессиональным выгоранием специалистов и эффективностью их профессиональной деятельности…………………33
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы ……………………………………………..38
Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Зимняя И. А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит тринадцать профессиональных ролей, содержание которых описывается через функционал:
1. Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кризисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль может быть названа "определитель клиента".
2. Брокер - социальный работник, направляющий людей в соответствующие службы, которые могут быть им полезны, с целью дать возможность людям использовать систему социальных служб и связать эти службы.
3. Посредник, "буфер" - социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем, чтобы помочь людям преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе.
4. Адвокат, защитник - социальный работник, который борется за права и
достоинство
людей, нуждающихся в этой помощи.
Его деятельность включает борьбу за
обслуживание, помощь отдельным людям,
группам, общностям, борьбу за изменение
в законах или имеющейся
5. Оцениватель - социальный работник, который собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп; помогает принять решение для действия.
6. Мобилизатор - социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.
7. Учитель - социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения.
8. Корректор поведения - социальный работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.
9. Консультант - социальный работник, который действует совместно с другими работниками с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента.
10. Проектант сообществ - социальный работник, планирующий развитие программ деятельности.
11. Менеджер информации - социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде.
12. Администратор - социальный работник, который управляет учреждением,
программой, проектом или социальной службой.
13. Практик - социальный работник, который обеспечивает конкретную помощь, заботу (финансовую, бытовую, физическую).
Функционал этих ролей
Сидоров В. Н. выделил два подхода к описанию профессиональной деятельности социального работника посредством функций: спектральный и процессуальный.
Спектральный
подход заключается в том, что
конкретные ролевые действия
социального работника
Брокер общественных услуг - оценка положения клиента - оценка необходимых ресурсов- предоставление информации- посредничество в сервисном обслуживании- защита клиента;
Учитель социальных умений - обучение социальным и повседневным жизненным навыкам - помощь в изменении поведения- включение превентивных мер;
Консультант - психосоциальная оценка и диагностика- стабилизация образа жизни клиента - социальное лечение- исследовательская работа;
Управляющий делами клиента - оценка имущества клиента- планирование услуг - связь с необходимыми сервисными службами- контроль за доставкой услуг клиентам- защита клиента;
Руководитель рабочей нагрузки - планирование сервисных услуг - распределение времени по оказанию услуг- контроль за качеством обеспечения сервисными услугами- обработка информации;
Администратор – управление - внутренняя и внешняя координация- подготовка целевых программ- оценка программ;
Руководитель персонала - обучение служащего- управление персоналом - контроль- консультирование;
Агент по вопросам социальных изменений - политический анализ и решение
социальных проблем - мобилизация общественного участия в социальных процессах - общественная защита- развитие общественных ресурсов.
Процессуальный подход
Базисные функции - диагностическая (оценочная)- прогностическая - преобразовательная
Специальные функции – коммуникативная – организаторская – правозащитная - превентивная – психотерапевтическая - рекламно-пропагандистская - социально-медицинская - социально-педагогическая - социально-экономическая.
Изучив различные социальные
позиции и функциональные роли,
которые «играет» социальный
работник на профессиональной
сцене, показывает, что диапазон
его деятельности весьма широк.
Если
исходить из обобщенной
- оказывать
помощь инвалидам и группам,
видеть и устранять
- помогать людям, справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;
- защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к помощи правоохранительных органов;
- способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной защиты;
- использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей [24].
Социальный
работник сегодня – это не
только человек, оказывающий помощь пожилым,
инвалидам, семьям, но и в определенной
степени - политик и общественный деятель,
участвующий в реформировании социальной
политики и законов, направленных на достижение
благосостояния всего общества.
1.2. Эффективность
профессиональной деятельности социальных
работников
Эффективность как характеристика деятельности отражает отношение результата как одного из «элементов» деятельности ко всем ее другим «элементам» - ценностям, потребностям, целям и средствам. Каждое из выделенных отношений является частным критерием эффективности.
Понятие эффективности применяется для оценки успешности профессиональной деятельности. А.К.Маркова для оценки эффективности труда наряду с другими объективными показателями относит качество и надежность. В.Д. Шадриков, реализуя функциональный подход к деятельности, выдвигает формулу нормативных способов социальной деятельности, отвечающих характеристике деятельности как труда, параметрами которой являются производительность, качество и надежность.
Для понимания сущности
1. нормативная, выражающая отношение целей к нормативным целям;
2. функциональная,
выражающая отношение
3. экономическая,
выражающая отношение
В зависимости от рода деятельности понятие эффективности определяется по-разному. В экономике - это соотношение результатов и затрат. Чем лучше результат и меньше затрат, тем выше эффективность. В медицине - приближение состояния здоровья пациента после проведения лечения к норме. В психологии - степень реализации духовно-нравственных идеалов.
Определения
вроде бы разные. Но в тоже
время в каждом из них есть
обязательные элементы: цель, результат,
затраты, общепринятая норма (
Главными в этом перечне являются цель и результат. Они представляют собой начальный и конечный пункты деятельности: в начале выдвигается цель, а в конце получается результат. Соотношение цели и результата и дает представление об эффективности деятельности [14].
Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего, социально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективности социальной работы можно сформулировать следующим образом - это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах [15].
В исследовании проблем эффективности социальной работы важнейшее место занимает вопрос о сущности критериев и показателей эффективности.
В научной литературе понятие
«критерий» определяется как
отличительный признак,
Практика исследований
Повышение эффективности
Однако нередко еще ставятся вопросы: своевременна, ли постановка вопроса об эффективности социальной работы в целом и тем более о результативности отдельных социальных работников? Имеются ли достаточно четко разработанные основания для определения эффективности деятельности социальных служб и отдельных сотрудников по социальной работе? Какова система критериев и показателей, на основе которых можно измерить эффективность социальной работы, отдельных видов и методов социального обслуживания населения?
Главное, что отличает
Информация о работе Синдром профессионального выгорания социальных работников