Синдром профессионального выгорания социальных работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение синдрома профессионального выгорания, социальных работников, и его взаимосвязь с эффективностью профессиональной деятельности.

Объект исследования: синдром профессионального выгорания.

Предмет исследования: взаимосвязь синдрома профессионального выгорания и эффективности профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень профессионального выгорания, способствует взаимосвязан с эффективностью профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели и подтверждении гипотезы, необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить функционально- ролевой репертуар специалиста по социальной работе.
2.Проанализировать и выделить критерии эффективности профессиональной деятельности социальных работников.
3.Осуществить теоретический анализ понятий касающихся синдрома профессионального выгорания.
4.Исследовать связь между уровнем профессионального выгорания и эффективностью профессиональной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Социальная работа как профессиональная деятельность

1.Функционально- ролевой репертуар специалиста по социальной работе………………………………………………………………………..5
2.Эффективность профессиональной деятельности социальных работников………………………………………………………………...14
Глава 2. Синдром профессионального выгорания в деятельности социальных работников

1.Понятие профессионального выгорания социальных работников. Методы его профилактики……………………………………………….24
2.Связь между профессиональным выгоранием специалистов и эффективностью их профессиональной деятельности…………………33
Заключение……………………………………………………………………….37

Список используемой литературы ……………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

курсовая 5 курс.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

    Релаксация- это произвольное или  не произвольное состояние покоя,  расслабления, связанные с полным  или частичным мышечным расслаблением. 

   Медитация- это интенсивное, проникающее  вглубь размышление, погружение  умом в предмет, идею и прочее, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранение всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних ( звук, свет), так и внутренних

( физическое, эмоциональное напряжения) [16].

   В целом, методы предотвращения  неисчерпаемы, и очень хорошо их сочетать с танцевальной терапией, телесно- ориентированной терапией. Использовать методы не только индивидуально, но и в группе или трудовом коллективе, используя, например арт - терапию, тренинги и т.д.

   Социальные работники самые первые сталкиваются с проблемами людей, которые обращаются к ним за помощью в кризисных и тяжелых ситуациях.  

  Общение это часто наиболее доступная, порой единственно необходимая помощь для обратившихся. Единственное и на первый взгляд самое простое, что может предложить социальный работник своим подопечным это личное участие, понимание, принятие человека таким, какой он есть. Таким образом, для каждого подопечного требуются все новые и новые силы. А это неизменно приводит к истощению, стрессу и эмоциональному выгоранию сотрудников.

      О взаимосвязи профессионального выгорания и эффективности профессиональной деятельности говорят многие научные деятели: Фирсов М.В., К.Маслач, Студенова Е.Г, Е.Махер.

    Практика показывает, что процесс трудовой деятельности в ситуациях особого риска может приводить к снижению как трудоспособности человека, так и эффективности его труда. По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса [19].

   Для выявления взаимосвязи нами  были выбраны критерии эффективности профессиональной деятельности: мотивация к трудовой деятельности, умение анализировать состояние проблем клиента, умение общаться с клиентом.

    Эффективная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван самостоятельно и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач; достигать результатов, соответствующих стандартам; уметь анализировать и регулировать технологические процессы.

       В 1983 г. Е.Махер в своем исследовании  эмоционального выгорания и его влияния на социальных работников выявил, чем выше степень выгорания, тем  ярче выражено  негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий. Сотрудник не в силах анализировать состояние проблем клиентов,  что приводит к отрицательному результату их решения [19].

     В исследованиях Шемета И.С.  прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.

      Начиная с начальной стадии эмоционального выгорания социальный работник неосознанно стремиться к уменьшению контакта — меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безличные методы работы [8].

    Тем самым мы можем сделать вывод, что компетенция социального работника снижается с возрастанием степени синдрома эмоционального выгорания.

   Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму [13].

   Исследуя взаимосвязь мотивации к труду и степенью эмоционального выгорания Е. Махер выявил, что с усилением синдрома выгорания работник эмоционально дистанцируется от своей трудовой деятельности и переносит свойственные ему переживания опустошённости на всех, кто работает в организации, избегает всяческих контактов с коллегами. Сначала это удаление может иметь форму абсентизма, физической изоляции, увеличения перерывов. Наконец, если выгорание продолжается, он постоянно будет избегать стрессовых ситуаций, отказываясь от дальнейшего роста карьеры [19].

   Так же исследователи отмечают, что с динамикой развития синдрома  эмоционального выгорания ярче выявляется падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы.

   Рассмотрим взаимосвязь между выбранными нами критериями эффективности профессиональной деятельности и фазами эмоционального выгорания. 

   На первой фазе - напряжение- сотрудник становится  раздражительным по отношению к клиенту. Что влияет на общение с клиентом, тем самым он не сможет понять и проанализировать состояние проблем клиента. 

   Так уже на второй фазе - резистенции - преобладают симптомы "неадекватного эмоционального реагирования на клиента", "эмоционально-нравственной дезориентации", "редукции профессиональных обязанностей", не хочется видеть коллег или клиентов, снижается интерес к труду и желание работать. Эта фаза формируется 5-15 лет. На протяжении всего этого времени данные симптомы усиливаются в своем проявлении, и нельзя не согласиться, что это ведет к снижению эффективности в общении  и помощи клиенту, на данной фазе начинается снижение мотивации к трудовой деятельности.

    Третья фаза – истощение- "эмоциональная отстраненность".  Характерна полная потеря интереса к работе, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. Данная фаза характеризуется полной потерей мотивации, что приводит к не эффективности профессиональной деятельности [10].

    О взаимосвязи эмоционального  выгорания и таким критерием, как умение анализировать состояние проблем клиента и общаться с ним свидетельствует деперсонализация, которую выделяет как структурный компонент в своей модели синдрома эмоционального выгорания К. Маслач. Деперсонализация- (тенденция развивать негативное отношение к клиенту) - отрицательное, циничное либо безразличное восприятие как его самого, так и его проблем [11].

   Еще один современный исследователь на основании проектов, включающих аудит персонала различных латвийских компаний, выявил, что сотрудники с симптомами профессионального выгорания тратят на привычную работу в 10-15 раз больше времени, чем обычно. Количество “перекуров” у “выгоревших” сотрудников увеличивается в 3-4 раза.

    Более ясная картина представляется при рассмотрении влияния выгорания на отрицательные аспекты профессионального поведения, а именно нарушение трудовой дисциплины и частых прогулов по причины отчужденности от работы, не желанием выполнять должностные обязанности [22].

    Синдром эмоционального выгорания  сопровождается нарушениями, данные нарушения обычно заключаются в том, что человек не может использовать имеющиеся у него личностные возможности и средства в связи с состоянием психической усталости или утрачивает свои трудовые умения и навыки, в результате чего происходят нарушения и деформации профессиональной деятельности, снижается результативность труда в целом.

    Рассмотрев множество исследований научных деятелей можно сделать вывод о том, что взаимосвязь между эмоциональным выгоранием и эффективностью профессиональной деятельности доказанный процесс.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

   Социальный работник, выполняет множество функций и играет еще большее количество ролей. Сегодня – это не только человек, оказывающий помощь пожилым, инвалидам, семьям, но и в определенной степени - политик и общественный деятель, участвующий в реформировании социальной политики и законов, направленных на достижение благосостояния всего общества.

    Оценить эффективность деятельности  представителей данной профессии  очень сложно, из-за неоднородности и сложности выбора критериев эффективности. Нами были выбраны такие критерии как мотивация профессиональной деятельности, умение анализировать состояние проблем клиента и умение общаться с клиентом.

        Социальные работники самые первые сталкиваются с проблемами людей, которые обращаются к ним за помощью в кризисных и тяжелых ситуациях. Общение это часто наиболее доступная, порой единственно необходимая помощь для обратившихся. Единственное и на первый взгляд самое простое, что может предложить социальный работник своим подопечным это личное участие, понимание, принятие человека таким, какой он есть. Таким образом, для каждого подопечного требуются все новые и новые силы социального работника. А это неизменно приводит к истощению, к стрессу и эмоциональному выгоранию специалистов.

   Анализ научной литературы по проблеме эмоционального выгорания и эффективности профессиональной деятельности говорит о том, что два данных явления взаимосвязаны. Об этом  свидетельствуют исследования: К.Маслач, Студенова Е.Г, Е.Махер и многих других научных деятелей. 
 
 

Список  используемой литературы 
 

  1. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1999г.
  2. Бусовикова О.П., Мартынова Т.Н. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников. Сборник "Сибирская психология сегодня" Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 410 c
  3. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы.  1995. № 1.
  4. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для Вузов: 3-е издание.- Н.-Новгород: НИМБ, 2001г.- 720 с.
  5. Зимняя И. А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. 1999. № 1.
  6. Зимняя И.А. Функционально-ролевой репертуар и методы социальной работы // Российский журнал социальной работы.  1996. № 1.
  7. Лаврова О.  Синдром эмоционального выгорания и методы его предупреждения // Социальная работа 2006. №4.
  8. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. №11.
  9. Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника: Автореферат, дис. канд. психологических наук.- М., 1998.
  10. Маркова А.К. Психология профессионализма.– М, 1996.
  11. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. - http://edinorog.boom.ru
  12. Никитин В.А. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности // СОТИС. 2008. №3.
  13. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001г. №1.
  14.    Павленок П.Д. Теория и методика социальной работы. Выпуск 2.. М., 1997 г.-233 с.
  15.   Попов В.И. Эффективность социальной работы. Общий взгляд. // Российский журнал социальной работы. 1997. №1.
  16. Прокохина М.И. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессии- социальный работник // СОТИС, 2007. №6.
  17. Топчий Л.В. Кадры социальных служб России. Т.20. Сер. Энциклопедия социального образования.- М.: Издательство МГСУ «Союз», 2000 г.
  18. Фирсов М.В. Антология социальной работы: В 5 т. М.: Сварогъ — НВФ СПТ, 1995.
  19. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001.
  20.    Форманюк Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 2005. № 6.
  21. Холостова Е.И. Теория социальной работы. - М.: Юристь, 1999.
  22. Хорошкина Е. Профессиональное выгорание специалистов //  Управление персоналом, 2006. №5.
  23. Щукина Е.Ф. Сохранение профессионального долголетия и социально- психологической устойчивости социальных работников //  Социальная работа. 2006. №2.
  24. www.druzya.ru

Информация о работе Синдром профессионального выгорания социальных работников