Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:29, реферат
Современная молодежь социализируется в сложных условиях. Государство не проявило заинтересованности в воспитании дееспособных участников социального взаимодействия. Напротив, при помощи СМИ были предприняты все возможные меры для подготовки манипулируемого населения. Общество находится на грани деградации. «Шоковая терапия» нанесла непоправимый удар по социальной сфере.
В данной работе мы попробуем рассмотреть проблему социализации и гендера в обществе.
Введение 3
1.Социобиологические предпосылки социализации 4
2.Фазы и содержание процесса социализации 5
3. Кризисные точки социализации 7
4.Первичная и вторичная социализация 12
5.Агенты и институты социализации 13
6.Понятие гендер 15
7.Гендерная социализация 17
8.«Гендерный вопрос» в Республике Беларусь 20
Заключение 23
Литература 24
Кризисные,
или проблемные ситуации – это
уход в армию, окончание средней
школы и вступление во взрослую жизнь,
окончание вуза и поиск места
работы, женитьба и др. В такие
моменты люди ощущают растерянность.
Растерянность – это
Социализация
начинается в детстве, когда примерно
на 70% формируется человеческая личность.
Позже начнутся необратимые процессы.
В детстве закладывается
Первая кризисная точка (16–18 лет), которая приходит на время окончания школы и самоопределения человека, является переломной в его жизни: старая модель социально и экономически несамостоятельной жизни (под опекой родителей) разрушилась, а новая модель самостоятельного поведения и образа жизни еще не сложилась. Человек перестал быть ребенком, но не успел еще стать взрослым. Он уже понимает, что необходимо выбрать профессиональную карьеру и начинать трудовую деятельность, но еще не знает, какую именно сферу деятельности предпочесть. Формально в этот период человек становится трудоактивным.
В
традиционном обществе подростки начинали
трудиться на заводе, в поле, на шахте
в 14–16 лет, зарабатывая на жизнь
самостоятельно. Часто они уже
уезжали от родителей, устраивались
в рабочее общежитие, высылая
часть денег в помощь родителям.
В постиндустриальном обществе, требующем
более продолжительного обучения, социальная,
и экономическая зависимость
повзрослевших детей
Окончание
средней школы связано с
Возраст 16 лет – самый критический. Человек должен выбрать только одну профессию из 40000, существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда его не сталкивали с реальным производством и реальными профессиями, о них он знает только понаслышке. Другое дело, человек, которому не 16, а 61 год (рис. 2, точка С). Он уже достаточно пожил и много видел, знает по собственному опыту мир производства и множество профессий. Вот когда бы выбирать будущую профессию. Здесь риск принять неправильное решение сведен к минимуму.
Но жизнь распорядилась иначе. Человеку приходится выбирать будущее поприще в том возрасте, когда он к этому совершенно не готов. У него катастрофически не хватает знания жизни. Компенсировать их ему спешат пожилые люди – дедушки, отцы, учителя, родные и друзья, повидавшие жизнь. В отличие от молодых, которые могут, но не умеют, пожилые умеют и знают, но уже не могут. Они не могут начать жизнь сначала, не могут физически выдерживать требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют. Молодежь ничего толком не знает и не умеет, но имеет возможность выбрать будущую карьеру. Так несправедливо распоряжается с нашей жизнью судьба.
Вторая
кризисная точка именуется
В 45 лет человек пересматривает старые ценности; он соизмеряет идеальную траекторию жизни с реальной ее траекторией. Чем больше между ними расхождение, тем больше неудовлетворенность своей жизнью. В нашем обществе считается, что семью, как и карьеру, человек должен построить до 40 лет.
Оказывается кризисным может быть даже самый благополучный с виду период жизни, выпадающий на середину трудовой деятельности. В стабильном обществе, не знающем экономических потрясений, люди среднего возраста, как правило, не испытывают кризисных ощущений. Однако в переходном обществе, в частности российском, переживающем разрушение социалистического уклада и формирование капиталистического, негативные последствия экономического кризиса выпадают в большей степени на тех, кому от 30 до 50. И в гораздо меньшей степени они касаются молодежи, быстро адаптирующейся к новым условиям.
Социологи
выяснили, что, вопреки ожиданиям, низкая
адаптация к рыночным условиям, к
которым Россия перешла в конце
80-х годов, характерна для наиболее
активного возраста – от 30 до 50 лет.
Решая эту загадку, ученые пришли
к выводу о том, что лица моложе
30 лет в социальном плане более
мобильны, менее зависимы от сложившегося
образа жизни, привычек и стереотипов,
а также от должности и профессии.
К тому же многих все еще опекают
родители, а они – самый сильный
агент социализации. А почему люди
старше 50 лет легче адаптируются?
Оказывается потому, что к этому
времени у них уже взрослые
дети, которые сами могут позаботиться
о себе, имеются определенные материальные
ценности (квартира, дача, машина), есть
устойчивое социальное положение (хорошая
профессия или высокая
Итак,
в 16 (±2) лет еще незрелая личность
должна решить свою судьбу, выбрать
будущую профессию. Появляются советчики,
которые компенсируют недостаток жизненной
мудрости (родственники, родители), они
– агенты социализации. Выбор профессии
после окончания средней школы
всегда или чаще всего происходит
при покровительстве старших
членов семьи, старших по возрасту родственников
или знакомых. Именно они, полагаясь
на собственный жизненный опыт, советуют
выбрать одну специальность и
отговаривают от других. Соединясь, юноши
и старики, компенсируют недостатки
друг друга. Юные получают совет от
пожилых и стараются сделать
правильный выбор. Пожилые, наставляя
на путь, выполняют функцию агентов
социализации. Возможно, сами они в
свое время выбрали не ту специальность
и стараются в лице молодого поколения
как бы исправить свои ошибки. Старшие
социализаторы объясняют
Проблемная ситуация (рис. 2, точка А) обостряется при следующих обстоятельствах:
Соответствующая
постиндустриальному обществу модель
пролонгированного обучения (средняя
школа–вуз–аспирантура–защита диссертации)
вынуждает большинство людей, независимо
от материального достатка и социального
происхождения, тратить гораздо
больше времени и денег на обучение,
чем это происходило в
Если первое место работы он находит после получения ученой степени, то первые годы этот уже не очень молодой человек тратит на формирование карьеры, часто начиная ее с непристижной и малооплачиваемой работы. К этому времени у него образуется собственная семья, а затем рождаются дети. В результате родители, так и не дождавшись материальной отдачи от повзрослевших детей, сами вынуждены помогать молодой семье.
Если
они откладывали деньги на образование
детей, отказывая себе в удовлетворении
вторичных (а порой, если говорить о
нижнем слое среднего класса, и первичных)
потребностей, то этот процесс продолжается
и с наступлением активного трудового
возраста детей. Помогая молодой
семье, родители продолжают отказывать
себе, ожидая, что по-настоящему отдохнуть
и попутешествовать по миру они смогут
тогда, когда выйдут на пенсию. Но и
пенсия в России – не выход из
ситуации. Сокращение продолжительности
жизни для большинства
Наконец, третья кризисная точка указывает на завершение трудовой карьеры и выход на пенсию, который у женщин происходит в 55 лет, а у мужчин в 60. И она является кризисной, поскольку пенсионер, по крайней мере в нашей стране, часто – существо экономически и социально зависящее от помощи государства и родных.
В Европе для обозначения старости используется термин «третий возраст». Успехи медицины, удлинение жизни и снижение пенсионного возраста в промышленно развитых странах привели к тому, что произошло расширение «третьего возраста». Он стал охватывать два поколения мужчин и три поколения женщин в возрасте от 60 до 90 лет и старше. Но в России в 2000 г. средняя продолжительность жизни мужчины составляла 58 лет, а женщины – 72 года, в результате чего «третий возраст» сократился до столь малозаметной величины, что на фоне двух других возрастов – первого и третьего – его сложно именовать «возрастом».
В
конце жизненного пути человек приобретает
опыт, понимание жизни и мудрость,
но одновременно теряет силы, функциональную
подвижность нервной и мышечной
ткани и внешнюю
Жизнь
на пенсии имеет свои преимущества
и недостатки. Можно больше времени
уделять семье, отдыхать, гулять, следить
за своим здоровьем, заниматься тем,
что вызывает особый интерес. Однако
при этом, как правило, ухудшается
здоровье, уменьшаются доходы, появляется
или обостряется чувство
С
выходом на пенсию резко изменяется
не только образ жизни человека,
но и его социальный статус, положение
в обществе. Чем более высокого
социального положения достиг человек
до выхода на пенсию, тем труднее
ему будет смириться с
Увеличение
свободного времени в пожилом
возрасте для одних становится благом,
для других – сущим наказанием.
Многие изнывают от праздности и незнания,
куда себя деть. Но в этом виновата не
старость, а отсутствие самостоятельности,
незнание самого себя и своих интересов,
страх перед одиночеством. Многие
нужные в старости качества формируются
в ранние годы. Если их нет, то есть пропущена
какая-то важная фаза социализации, не
решены задачи предшествующей стадии
жизненного цикла, наступает неизбежная
расплата.
4.Первичная и вторичная социализация
Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация протекает в кругу близких и родных, вторичная социализация – в рамках формальных институтов (школа, институт, производство).