Социализация и гендер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:29, реферат

Описание

Современная молодежь социализируется в сложных условиях. Государство не проявило заинтересованности в воспитании дееспособных участников социального взаимодействия. Напротив, при помощи СМИ были предприняты все возможные меры для подготовки манипулируемого населения. Общество находится на грани деградации. «Шоковая терапия» нанесла непоправимый удар по социальной сфере.
В данной работе мы попробуем рассмотреть проблему социализации и гендера в обществе.

Содержание

Введение 3
1.Социобиологические предпосылки социализации 4
2.Фазы и содержание процесса социализации 5
3. Кризисные точки социализации 7
4.Первичная и вторичная социализация 12
5.Агенты и институты социализации 13
6.Понятие гендер 15
7.Гендерная социализация 17
8.«Гендерный вопрос» в Республике Беларусь 20
Заключение 23
Литература 24

Работа состоит из  1 файл

Социализация и гендер.docx

— 293.18 Кб (Скачать документ)

  Первичную и вторичную социализацию в научной  литературе связывают:

  1. с формальными и неформальными институтами;
  2. с первой и второй половиной жизни.

  В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули (186–1929), один из основоположников теории социализации, ввел термины  «первичная группа» (знакомые люди) и  «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).

  Первичные группы – это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.

  Первичная группа – семья, группа ровесников. Вторичная группа – армия, школа, институт, суд. Таким образом, первичная  социализация протекает в первичных  группах, а вторичная – во вторичных  группах.

  Первичные социальные группы – это сфера  личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы – это  сфера деловых отношений, то есть формальных контактов.

  Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент  которых регулируется каким-либо документом. Пример – армия. Неформальными –  взаимодействия между двумя и  большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых  не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример – семья.

  Формальные  и неформальные агенты (институты) социализации по-разному влияют на человека на протяжении его жизненного цикла (рис. 4)

  

  Неформальные  институты, также как и формальные, действуют на протяжении всей жизни  человека. Однако воздействие неформальных агентов и неформальных отношений  достигает максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений  с наибольшей силой проявляется  в середине жизни.

  Итак, ценность первичных и вторичных  групп, неформальных и формальных отношений, а стало быть, ценность агентов  первичной и вторичной социализации не исчезает ни на одном этапе жизненного цикла, но она то усиливается, то ослабевает. Когда бизнесмен создает собственное  предприятие, то в соратники он привлекает людей проверенных, тех, на кого можно  положиться и кому стоит доверять. Кто они? Агенты первичной социализации – родственники, друзья, знакомые. А  в кого нередко превращаются агенты вторичной социализации, то есть начальники и коллеги? В агентов первичной  социализации – друзей и знакомых. Таков еще один закон или принцип  социализации – кругооборот вещей  в природе, закон взаимопревращения.

5.Агенты и институты социализации

  Поскольку социализация подразделяется на два  вида – первичную и вторичную , постольку агенты и институты  социализации делятся на первичные  и вторичные.

  Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает  новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс  научения, в решающей степени формирует  его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и  т.п. В роли коллективных агентов  выступают социальные институты.

  Агенты  социализации – конкретные люди, ответственные  за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

  Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

  Агенты  первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие  и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

  Термин  «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят  о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая  к человеку, но и важнейшая для  его формирования, то есть стоящая  на первом месте по степени значимости.

  Агенты  вторичной социализации – представители  администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

  Термин  «вторичная» описывает тех, кто  стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние  на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее  глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные  учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

  Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда  подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют  понятие «агенты».

  Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей  она сохраняется и во второй.

  Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными  организациями и учреждениями, называемыми  институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

  Первичная социализация – сфера межличностных  отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может  быть агентом как первичной, так  и вторичной социализации.

  Учитель, если между ним и учеником доверительные  отношения, окажется среди агентов  первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом  вторичной социализации.

  Агенты  первичной социализации выполняют  каждый множество функций (отец –  опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две.

  Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и  обладают равным статусом. По отношению  к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей  позиции. Напротив, ровесники равны  ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные  решения, нарушение нравственных принципов  и социальных норм, бесцеремонность  и т.д.

  Каждая  социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок  учится тому, как быть взрослым, а  у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить  и быть справедливым.

  Малая группа ровесников выполняет важнейшую  социальную функцию – облегчает  переход от состояния зависимости  к независимости, от детства к  взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

  Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции  родителей и ровесников. Вторые часто  заменяют первых, выполняя их функции  социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы  также функции родителей и  родственников, вторые могут заменить первых.

  Но  этого нельзя сказать об агентах  вторичной социализации, поскольку  они узко специализированны: судья  не может заменить бригадира или  учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие  от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники  больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

  Различие  между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а  агенты первичной социализации не получают.  

6.Понятие гендер 

     Гендер - совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли

     Гендер  стал сегодня наиболее важным термином, введенным сначала для обсуждения статуса женщин в обществе и семье  и впоследствии адаптированный традиционными  общественными науками. Современная  теория разделяет пол и гендер. Пол дан нам от рождения. Пол не выбирают.

     Гендер  имеет отличное значение от термина "пол", который характеризует  биологическую идентификацию как  мужского, так и женского. С точки  зрения биологии, пол очевиден с  моменте рождения. В то же самое  время ощущение человеком принадлежности к определенному гендеру воспитывается  всю жизнь, в течение которой  он осваивает те поведенческие нормативы, которые будут его характеризовать  как женщину или мужчину. Хотя биологические различия действительно  существуют, не они являются решающими  в конструировании мужской и  женской природы.

     ПОЛ И ГЕНДЕР: РАЗЛИЧИЯ

     Пол (биологический)      Гендер (социальный пол)
     Естественный      Социально сконструированный
     Мужчина, женщина  
 
      
     Понятия “мужественный” и  “женственный”, а  также “мужской”  “женский” характеризуют  социальные качества личностей. Причем первое имеет позитивный смысл в отношении  и мужчин, и женщин, а второе позитивно  в отношении женщин и негативно в  отношении мужчин.
     Врожденный      Приобретенный
     Проявляется в различии гениталий и репродуктивных функций.

     Мужчины и женщины внутри рода Homo sapiens идентичны  независимо от социального  уклада, культуры, традиций конкретного общества

     Проявляется в определенных качествах мужчин и женщин, в поведении, социальных ролях и обязанностях.

     Мужчины и женщины различаются  внутри пола в зависимости  от расы, этноса, возраста, социального класса, религии, сексуальной  ориентации, родительских функций и др.

     Неизменный, постоянный      Изменчивый
     Генетические  особенности, половые железы, форма  тела и анатомия мозга являются характеристиками биологического пола.

     Даже  операция по смене  пола не способна изменить врожденный пол целиком: генетический статус организма остается прежним, изменяется пол паспортный, гражданский, психологический, соматический, гормональный.

     В разных культурах  при переходе из одной  среды в другую гендер меняется. Меняется он и в процессе истории.
     Биологическая линия жизни человека      Социальная  линия жизни
     (зачатие,  внутриутробное развитие, рождение, детство,  пубертат, половое  созревание, юность, молодость, взросление, зрелость, старость, смерть).      (рождение, детство, инициация,  юность, совершеннолетие,  молодость, брак, взросление, зрелость, мудрость, старость, смерть)
     Эти линии могут примерно совпадать или  не совпадать, что  зависит от обстоятельств  жизни каждого  человека. Например, молодой человек  может ощущать  себя уставшим от жизни, старым, и наоборот, пожилой человек - быть молод психологически. Социальная смерть человека может наступить  раньше биологической, например, в случае потери связи с  обществом, утраты осознания  себя личностью ( или  т.н. растительной жизни  человека в коме, тяжело больного).
 

     Таким образом, гендер – это социальный пол, учитывающий весь комплекс социальных и культурных характеристик полового разделения труда.

     Это совокупность норм поведения и позиций, которые обычно ассоциируются с  лицами мужского и женского пола в  данном обществе.  

7.Гендерная социализация

     Гендерная социализация - это процесс усвоения социальной роли, определенной для нее обществом от рождения, в зависимости от того, мужчиной или женщиной она родилась.

     Основа гендерных различий в способах мышления и разрешения проблем начинает закладываться по отношению к детям через поведение родителей. С раннего возраста дети учатся, какая одежда им подходит в соответствии с полом, и какое поведение является "гендерно-соответствующим". Девочки учатся копировать мир своих матерей, мальчики - отцов. Так, мир девочек оказывается ограниченным маленькой группой подруг, чаще парой; он - частный, несоревновательный, основан не на власти внутри группы, но наоборот, на взаимном равенстве и уважении друг к другу. Мир мальчиков, в противовес, является более иерархичным, характеризуется постоянной конкуренцией за статус, наполнен позированием, чтобы утвердить доминирование, привлечь публику, утвердить себя, когда другой повержен.

     Эти первые проявления гендерных различий затем усиливаются в результате отношения учителей и школьного  воспитания. Система образования  становится наиболее мощным средством, с помощью которого общество воспроизводит  гендер и социальные отношения. Образовательная  система создает для девочек  неблагоприятные условия с помощью  навязывания поло-ролевых стереотипов. И неважно, что девочки получают высокое образование, учат иностранные  языки и компьютеры, все это  найдет применение, но в качестве высокообразованной секретарши в приемной у руководителя. Это - свидетельство сексизма в образовательной  системе, т. е. "дискриминации личности на основе гендера", которая предлагает сексистскую иерархию образовательных  ценностей, различных для мальчиков  и девочек. В более широком  смысле, сексизм определяет идеологию  мужского верховенства и мужского превосходства, а также вероучения, ее поддерживающие и укрепляющие. Таким образом, передача культурных и социальных иерархий посредством  воспроизводства гендерных и  классовых конструкций, в школах и других образовательных учреждениях  в наибольшей степени работает на воспроизводство различий между  гендерами.

Информация о работе Социализация и гендер