Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Процесс социализации имеет большое значение в жизни каждого человека. Так как данный процесс социализации проходит через всю жизнь человека, начинаясь с раннего детства и, продолжаясь в пенсионном возрасте.
Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему эффективно функционировать в качестве члена общества.
Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Социализация, как объект психологических и социально-педагогических исследований 5
§1.1. Понятие и содержание процесса социализации 5
§1.2. Анализ механизмов социализации личности 9
§1.3. Стадии процесса социализации личности ребенка 13
Глава 2. Факторы, способствующие социализации………………...................17
§2.1. Характеристика институтов социализации 17
§2.2. Особенности современной социализации подрастающего поколения 20
§2.3. Описание эмпирического исследования телевидения как фактора социализации и его влияние на сознание и поведение человека…………….24
Заключение…………………………………………………………………...….26
Список литературы 28
Содержание
Введение
Процесс социализации имеет большое значение в жизни каждого человека. Так как данный процесс социализации проходит через всю жизнь человека, начинаясь с раннего детства и, продолжаясь в пенсионном возрасте.
Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему эффективно функционировать в качестве члена общества.
Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.
Степень разработанности социализации в зарубежной и отечественной психологии можно представить следующим образом.
В
западной психологии проблема социализации
рассматривается
Согласно психоанализу, социализация рассматривается как социальное научение.
Интеракционизм описывает социализацию как следствие межличностного взаимодействия людей, ведущего к их согласию через взаимно конформное поведение. В гуманистической психологии социализация рассматривается как самоактуализация Я-концепции.
С
позиции отечественной
Объект исследования: феномен социализации в психологии.
Предмет исследования: содержание, механизмы, особенности и основные факторы социализации подрастающего поколения.
Цель исследования: выявить сущность социализации детей и подростков.
Задачи исследования:
Таким образом, актуальность темы, ее практическая и теоретическая значимость включает в себя анализ процесса социализации как неотъемлемой части жизни общества, значимость которой прослеживается на ранних этапах развития человека.
Глава. 1. Социализация, как объект психологических и социально-педагогических исследований.
§1.1. Понятие и содержание
процесса социализации.
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание».
Идея развития личности – одна из ключевых категорий отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится субъектом, т. е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия « развитие личности» и « социализация» в этом случае совпадают, а акцент на активность личности кажется, значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации.
Подлинно научное рассмотрение вопроса о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.
Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях – в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т. д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова, под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т. д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество и «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различия не будет.
В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. И. С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [5, 19]. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни.
Социализацию
можно рассматривать как
Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Такое усвоение происходит стихийно и целенаправленно. Целенаправленность определяется усилиями семьи, школы, различных общественных организаций. Целенаправленные, социально - контролируемые процессы воздействия на личность реализуется, прежде всего, в воспитании и обучении. Стихийность – многообразными аспектами жизни, свидетелем которых является человек. Стихийное, спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, социальные ситуации реальной жизни и многие другие факторы. Двусторонность процесса социализации проявляется также в единстве ее внутреннего и внешнего содержания. Внешний процесс – это совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявления присущих субъекту импульсов и влечений. Внутренний процесс – процесс формирования целостной личности. Социализация может изучаться в филогенетическом плане – формирование родовых свойств человечества, и онтогенетическом – формирование конкретного типа личности.
Выделяются три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, становление личности: деятельность, общение, самосознание.
Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением деятельностей, т. е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса.
Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т. е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.
Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, потому что общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.
Наконец, третья сфера социализации – это развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я.
Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных элементов.
Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации – это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности общения.
Хотя самосознание относится к самым глубоким характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления индивида о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других [16, 69-82].
§1.2. Анализ
механизмов социализации
личности
Социализация
Выделяют также механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин [9, 195]. Ребёнок сначала осознает свою принадлежность к определённому полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретных представителей данного пола (чаще всего матери или отца), и, наконец, он стремится имитировать определенный тип полоролевого поведения [1, 47].
Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе. Она сопровождает реализацию многих других механизмов, таких как социальная оценка желаемого поведения, подражание, конформизм и др.
Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс). Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия – страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является регулятором поведения.
Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других. Одни действуют положительно, опираясь на доброжелательность, другие отрицательно, обращаясь к критичности. То есть присутствие одних стимулирует, присутствие других тормозит либо вообще блокирует деятельность человека. Это так называемые эффекты действия механизма социальной оценки, которые получили название социальной фасилитации (или фацилитации) и социальной ингибиции.
Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. Очевидно, что эффект фасилитации возникает при положительном отношении людей друг к другу. Такие отношения складываются между друзьями; любящими родителями и детьми; квалифицированными педагогами и наиболее способными учениками и т.д. Вероятно, фасилитацию следует рассматривать не только как социально психологический эффект социальной оценки, но и как необходимое условие всех процессов обучения и воспитания, поскольку отсутствие данного феномена способствует формированию коммуникативных барьеров между людьми.