Социализация и телевидение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание

Процесс социализации имеет большое значение в жизни каждого человека. Так как данный процесс социализации проходит через всю жизнь человека, начинаясь с раннего детства и, продолжаясь в пенсионном возрасте.
Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему эффективно функционировать в качестве члена общества.
Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава 1. Социализация, как объект психологических и социально-педагогических исследований 5
§1.1. Понятие и содержание процесса социализации 5
§1.2. Анализ механизмов социализации личности 9
§1.3. Стадии процесса социализации личности ребенка 13
Глава 2. Факторы, способствующие социализации………………...................17
§2.1. Характеристика институтов социализации 17
§2.2. Особенности современной социализации подрастающего поколения 20
§2.3. Описание эмпирического исследования телевидения как фактора социализации и его влияние на сознание и поведение человека…………….24
Заключение…………………………………………………………………...….26
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Социализация и телевидение_курсовая_14.doc

— 688.50 Кб (Скачать документ)

     Существует  психологический эффект обратного  действия – социальная ингибиция. Социальная ингибиция проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого. Такой эффект возникает обычно, когда индивиды испытывают друг к другу негативные чувства – страх, пренебрежение, неуважение, ненависть, презрение и т.д. Социальная ингибиция актуализирует негативные переживания у человека, такие как стыд (переживание разоблачения и позора, связанное с реакциями других людей), чувство вины (такое же переживание, но связанное с наказанием самого себя) и др. В ситуации социальной ингибиции снижается уровень собственного достоинства, падает самооценка. Практически во всех ситуациях обучения и воспитания, когда критичность воспитателей преобладает над доброжелательностью, можно наблюдать возникновение социальной ингибиции.

     Наиболее  распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», т.е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. Социальный конформизм рассматривается, прежде всего, как феномен авторитарного и тоталитарного общества, где подавляется проявление индивидуальности, и преобладают ценности коллективистского характера.

     Таким образом, конформность можно рассматривать как механизм социализации, действующий на уровне всего общества. В то же время конформность выступает и как индивидуализированный феномен. И в демократичном обществе мы можем видеть достаточно большое количество конформных людей, но их конформизм связан с факторами давления не всего общества, а лишь конкретных социальных групп. В этом случае конформность выступает как податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок. Конформность выступает побочным эффектом существования социального контроля и поэтому в той или иной степени присуща различным индивидам и социальным группам [20, 349].

     Мера  развития конформности может быть разной у разных людей. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. Данный уровень конформности является вполне адаптивным, поскольку человек сохраняет свою собственную точку зрения на предмет. При чрезмерной выраженности конформность становится внутренней, т.е. индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих. Он воспринимает оценки окружающих как более обоснованные и убедительные, чем собственные. Крайняя степень выраженности данного качества приводит к тому, что субъект легко становится объектом манипуляций со стороны других людей. Даже если на первый взгляд он выступает как абсолютный нонконформист, им можно манипулировать, исходя из его негативизма.

     Негативизм  – это стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. Зная негативные установки такого конформиста, можно заставить его поступать так, как нужно манипулятору. Негативист легко поддается на провокации окружающих, и манипулировать им так же легко, как и конформистом [19, 174].

     В целом, сохранение определенной меры конформности является условием оптимальной социализации, а доминирование или отсутствие данного качества может рассматриваться как нарушение процесса социализации и начало отклонения.

     Действие  данного механизма социализации зависит как от самого человека, его индивидуальных особенностей, так и от группы. Если группа достаточно единодушна, то конформизм в ней развит значительно сильнее, нежели в группе, имеющей лиц не согласных с мнением большинства. В условиях внешней опасности в группе также происходит усиление конформизма и наоборот: более благоприятные внешние условия способствуют снижению уровня конформности у большинства членов группы [17, 134]. 

     §1.3. Стадии процесса социализации личности ребенка 
 

     Вопрос  о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывались именно по этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства.

     Относительно  других стадий идёт оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса  о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому, естественно, что в качестве стадий социализации называется только периоды детства и юности [6, 119]. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

     Дотрудовая  стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два периода:

     а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребёнка до поступления его в школу, то есть тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

     б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.

     Трудовая  стадия социализации охватывает период зрелости человека – это весь период трудовой деятельности человека.

     Послетрудовая стадия представляет собой сложный  вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны определенная социальная политика государств (система пенсионного обеспечения) – с другой, приводит к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего, увеличивается количество людей пенсионного возраста. В значительной степени трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры.

     В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации.

     Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

     В процессе социализации личность выступает  как субъект и объект общественных отношении. А.В. IIетровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. На этой стадии человек обучается быть личностью. Это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Примером тому являются феральные люди.

     Феральные люди - это те, кто по каким-то причинам не прошел процесс социализации, т.е. не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта. Это те индивидуумы, которые выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных (определение К. Линнея).

     Очевидно, что ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, практически не может быть обучен этому впоследствии. В отличие от взрослого человека, который, даже проведя много времени в одиночестве (модель социальной жизни Робинзона Крузо), остается человеком как личностью, легко возвращается к людям и воссоздает свои социальные привычки, связанные с культурой того общества, где он вырос. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы.

     На  стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность - субъект общественных отношений. Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй - воспроизводство, причем в индивидуальных и неповторимых формах. Стадия индивидуализации способствует проявлению именно того, чем один человек отличается от другого.

     Интеграция - третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом. Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм. На этой стадии складываются так называемые социально-типические свойства личности, т.е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социальной группе. Б.Г. Ананьев относил формирование социально-типических черт характера, как и образование социальных установок личности, к психологическим эффектам, которые свидетельствуют о мере и глубине социализации.

     Таким образом, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции  индивида. Пассивной - когда он усваивает  нормы и служит объектом социальных отношений; активной - когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений [21, 256-270].  

 

 Глава 2. Факторы, способствующие социализации личности

  §2.1. Характеристика институтов социализации 
 

     Социализация осуществляется в определенных условиях, наиболее значимые из которых могут быть названы «факторами». Такими факторами социализации являются целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

     Воспитание  и обучение (в узком смысле) – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребёнку) и формирования из него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

     Факторами социализации могут стать взаимоотношения  в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, дружеских компаниях, а так же знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.

     Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей [4, 148]. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Выделяют наиболее влиятельные институты социализации - семью, школу (или школьный класс), производственную группу, трудовой коллектив.

     Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой  другой социальной группой. Именно в  семье осуществляется первый адаптационный  период социальной жизни человека [8, 252]. До 6-7 лет для ребенка - это главное социальное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей и т.д. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план.

Информация о работе Социализация и телевидение